Решение №ЕР/2980/21 рнп заключение от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акционерное общество

«Миасский машиностроительный завод»

456320, Челябинская область,

г. Миасс,

Тургоякское шоссе

info@mmz.ru

ООО «УралМет-Сибирь»

660061, Красноярский край,

город Красноярск,

улица Калинина, д. 53 А,

помещение 3, офис 307

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков № 074/10/00-690/2021 

12 марта 2021 года                                                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя управления Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Акционерного общества «Миасский машиностроительный завод» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «УралМет-Сибирь» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку листов АМГ для нужд АО «ММЗ» (извещение № 32109883773),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение Акционерного общества «Миасский машиностроительный завод» (далее – АО «ММЗ», Заказчик) вх. № 3369-ЭП/2 от 09.03.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «УралМет-Сибирь» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку листов АМГ для нужд АО «ММЗ» (извещение № 32109883773).

Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.

АО «ММЗ» 12.01.2021 разместило извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку на поставку листов АМГ для нужд АО «ММЗ» (извещение № 32109883773).

Протокол подведения итогов опубликован на электронной торговой площадке «РТС-тендер» 20.10.2021. В соответствии с протоколом № 31209883773-2 закупочной комиссией Заказчика принято решение о заключении договора с единственным участником процедуры закупки - ООО «УралМет-Сибирь» с ценой договора 3 540 000 рублей.

Проект договора направлен Заказчиком для подписания участником посредством ЭТП «РТС-тендер» 21.01.2021.

По состоянию на 10.02.2021 в личном кабинете на электронной площадке «РТС-тендер» отсутствовала информация о подписании ООО «УралМет-Сибирь» проекта договора, не направлен протокол разногласий.

10.02.2021 Заказчик разместил на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании ООО «УралМет-Сибирь» уклонившимся от заключения договора.

12.02.2021 от ООО «УралМет-Сибирь» поступило письмо с обоснованием причин пропуска для подписания договора.

15.02.2021 Заказчик направил обращение на электронную площадку для возобновления доступа для подписания договоров.

17.02.2021 участнику повторно направлен проект договора для подписания посредством ЭТП «РТС-тендер».

В соответствии с пунктом 31.4 извещения о проведении закупки победитель/единственный участник закупки в течение 5 календарных дней размещает на ЭТП проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя/единственного участника закупки, а также предоставление обеспечения исполнения договора (если такое требование было установлено документацией).

По состоянию на 25.02.2021 в личном кабинете на электронной площадке ЭТП «РТС-тендер» отсутствовала информация о направлении ООО «УралМет-Сибирь» проекта договора, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени такого Победителя.

ООО «УралМет-Сибирь» в письменных возражениях указало следующее.

Протоколом подведения итогов запроса котировок от 19.01.2021 заявка ООО «УралМет-Сибирь» была признана соответствующей требованиям документации и общество признано победителем.

Ввиду обстоятельств непреодолимой силы и отсутствия технической возможности ООО «УралМет-Сибирь» не смогло подписать договор в установленный срок. Так, на протяжении длительного времени директор общества Иващенко М.Ю. находился на самоизоляции на основании листка временной нетрудоспособности и не имел возможности доступа к рабочему компьютеру, деятельность организации была практически парализована.

В адрес Заказчика обществом был направлен подписанный проект договора в бумажном виде, после чего Заказчик отменил протокол о признании общества уклонившимся от заключения договора.

12.02.2021 в Единой информационной системе https://zakupki.gov.ru была опубликована информация о заключении договора между АО «Миасский Машиностроительный завод» и ООО «УралМет-Сибирь» на поставку листового металлопроката АМГ для нужд АО «ММЗ» (закупка № 32109883773).

Заказчик обратился на электронную площадку с просьбой о том, чтобы электронная площадка предоставила возможность подписания договора электронной цифровой подписью.

Однако, на тот момент, подписание договора электронной цифровой подписью и исполнение договора стало для ООО «УралМет-Сибирь» затруднительным и экономически нецелесообразным.

Так, ООО «УралМет-Сибирь» запросило счета и спецификации на товар, сроки поставки и цены у дилера Каменск-Уральского металлургического завода ООО «УМТК» и выяснило, что цена на товар стала выше, сроки поставки изменились, поскольку в сентябре 2020 года на заводе произошло чрезвычайное происшествие, связанное с возгоранием в производственном цехе, в связи с этим завод-производитель остановил производство продукции и принимает заявки только на 2022 год, гарантии относительно сроков поставки товара отсутствовали.

ООО «УралМет-Сибирь» просит Комиссию учесть следующие обстоятельства:

наличие действующих договоров ООО «УралМет-Сибирь» с иными Заказчиками;

участник принимал активные действия для разрешения создавшейся ситуации путем направления подписанного проекта договора в бумажном виде, а также путем дальнейшего ведения переписки с Заказчиком относительно изменения ситуации на рынке и фактической невозможности исполнить договор, что уже само по себе исключает наличие в поведении Участника признаков недобросовестности и умышленного (намеренного) уклонения от заключения контракта.

От ООО «УралМет-Сибирь» поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя общества.

 

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.

Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.

Обращение АО «ММЗ» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ООО «Уралмет-Сибирь» направлено в антимонопольный орган в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211.

Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

В ходе рассмотрения обращения Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии вины ООО «УралМет-Сибирь» в не заключении договора с АО «ММЗ» по следующим основаниям.

Из документов, представленных сторонами, усматривается, что проект договора подписан ООО «УралМет-Сибирь» в бумажном виде. Однако подписывать договор электронной цифровой подписью ООО «Уралмет-Сибирь» не стало по причине фактической невозможности исполнить договор.

В настоящее время в Единой информационной системе https://zakupki.gov.ru размещена информация о заключении 12.02.2021 договора между АО «Миасский Машиностроительный завод» и ООО «Уралмет-Сибирь» на поставку листового металлопроката АМГ для нужд АО «ММЗ» (закупка №32109883773), что подтверждается скрин-шотами.

Как усматривается из пояснений ООО «УралМет-Сибирь», между АО «ММЗ» и обществом велись устные переговоры относительно сложившейся ситуации, в ходе которых Заказчик выразил намерение прекратить правоотношения с обществом, однако затем обратился с письменной жалобой в антимонопольный орган.

Согласно пункту 41 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) нарушение участником закупки своих обязательств, при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Принимая во внимание пояснения ООО «УралМет-Сибирь», представленные доказательства, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении ООО «УралМет-Сибирь» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках»,

РЕШИЛА:

Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения ООО «Уралмет-Сибирь» (ИНН 2463111343, ОГРН 1172468065923) в реестр недобросовестных поставщиков.

Председатель Комиссии                                                                                                                   <…>

Члены Комиссии                                                                                                                                <…>

                                                                                                                                                             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны