Решение б/н Челябинским УФАС России рассмотрена жалоба № 074/10/18.1-154... от 21 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Водтранссервис»

454006, г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 35, оф. 4

Ответчик:

Администрация Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области

456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, ул. Ленина, д. 9

                                                                            РЕШЕНИЕ

                                                          по жалобе № 074/10/18.1-1540/2020

16 июля 2020 года                                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Водтранссервис» (далее – Заявитель, Общество) на неправомерные действия Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (ИНН 7438001890; ОГРН 1027401868075) (далее – Администрация, Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения Рощинского сельского поселения, сообщение № 200420/0389471/01, лот № 1 (далее – Конкурс, торги),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Водтранссервис» б/н и б/д (вх. № 8860 от 26.06.2020) на неправомерные действия Администрации при проведении Конкурса.

В качестве доводов Заявитель в жалобе указал на неверное осуществление Администрацией подсчетов итоговых результатов с помощью вычислительной программы в связи с отсутствием некоторых исходных данных, а также на наличие аффилированности между Организатором торгов и победителем ООО «Лазурит».

В связи с этим Заявитель просит признать жалобу обоснованной и принять решение о выдаче Организатору торгов предписания об аннулировании Конкурса.

Администрацией представлены письменные пояснения (письмом от 02.07.2020 № 947, письмом от 16.07.2020 б/н), на заседании Комиссии также даны устные пояснения.

В письменных и устных пояснениях Администрация считает, что доводы Заявителя являются необоснованными, оценка конкурсных предложений участников проведена в соответствии с Законом о концессионных соглашениях и законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Концессионное соглашение согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, в силу пункта 4 части 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях, принимается органом местного самоуправления, уполномоченным за утверждение конкурсной документации (внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения положений конкурсной документации) и создание конкурсной комиссии по проведению конкурса (утверждение её персонального состава).

Администрацией принято решение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, постановлением от 17.04.2020 № 49.

Указанным постановлением утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Конкурсная документация).

В соответствии с сообщением о проведении Конкурса:

– даты и время начала и окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – с 20.04.2020 (с 09:00) по 02.06.2020 (до 13:00);

– дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 03.06.2020 в 11:00;

– предварительный отбор проводится конкурсной комиссией – 03.06.2020 в 11:30 после подписания протокола о вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе;

– конкурсные предложения представляются в период с 11.06.2020 (с 09:00) по 22.06.2020 (до 11:00);

– дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями – 22.06.2020 в 11:00;

– рассмотрение и оценка конкурсных предложений осуществляется конкурсной комиссией 22.06.2020 в 11:30 после подписания протокола вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;

– срок подписания протокола о результатах проведения Конкурса – не позднее чем через 5 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений;

– срок подписания концессионного соглашения – не позднее чем через 10 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения Конкурса.

Срок действия концессионного соглашения – 10 лет с даты подписания концессионного соглашения.

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов.

Условием защиты гражданских прав в административном порядке согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является заинтересованность заявителя в проведении торгов и в участии в них.

Так, лицом, подавшим заявку на участие в торгах, могут быть обжалованы любые совершенные организатором торгов (его комиссией) при организации и проведении торгов действия (бездействие), а иным лицом – в случае, если его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, рассмотрение жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции введено для защиты прав и законных интересов лиц, заинтересованных в участии в торгах и в соблюдении организатором торгов (его комиссией) порядка их проведения, подтвердивших свою заинтересованность подачей заявки на участие в торгах либо указанием на препятствия в подаче заявок, в том числе иными лицами ввиду пороков информационного обеспечения торгов или наличия иных препятствий в подаче заявок.

На момент подачи жалобы Заявителем концессионное соглашение не заключено. В настоящее время Конкурс проводится на стадии подачи заявок.

В связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) рассмотрение жалобы № 074/10/18.1-1540/2020 осуществлено с использованием систем видеоконференц-связи посредством программного обеспечения Skype. На рассмотрении настоящей жалобы велась аудиозапись.

1. Заявитель считает, что Организатор торгов неверно осуществил подсчет итоговых результатов с помощью вычислительной программы в связи с отсутствием некоторых исходных данных.

По мнению Заявителя, согласно его письменным пояснениям к жалобе (вх. № 9502 от 08.07.2020) в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должны быть учтены следующие параметры, содержащиеся во вкладке «конкурсная документация» и являющиеся обязательными для заполнения:

1) срок возврата капитала, лет;

2) ставка дисконтирования;

3) ставка налога на имущество;

4) налог на прибыль;

5) ключевая ставка процента;

6) средневзвешенная цена на условное топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, руб./ТУТ;

7) средневзвешенная стоимость покупки 1 Гкал, руб./Гкал;

8) средневзвешенная стоимость покупки 1 м 3 холодной воды, руб./м3;

9) средневзвешенная стоимость покупки (производства) 1 м3 теплоносителя, руб./м4;

10) средневзвешенная стоимость покупки 1 кВ.ч. электрической энергии, руб./кВт.ч;

11) удельные расходы на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности и расходы связанные с транспортировкой горячей воды, руб./Гкал;

12) размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала на начало года;

13) уровень предпринимательской прибыли, %;

14) индекс эффективности операционных расходов, %;

15) доля покупки воды в составе поданной в сеть воды (не заполняется для сетевых организаций), %;

16) концессионная плата или арендная плата;

17) выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая выплату основного долга и процентов, в случае установления тарифов методом индексации;

18) налог на имущество, существующее на момент передачи в аренду или концессию;

19) сбытовые расходы, в процентах от НВВ, относимые на население;

20) доля НВВ соответствующего года, отнесенная на население для расчета сбытовых расходов;

21) прочие неподконтрольные расходы в соответствии с Основами, без учета налога на прибыль, концессионной платы, арендной платы, выплат по договорам займа и кредитным договорам экономически обоснованных расходов, понесенных организацией, но не учтенных при установлении тарифов;

22) доля операционных расходов на транспортировку холодной воды за текущий период, %;

23) изменение количества условных метров водопроводной сети в году i, %;

24) увеличение операционных расходов в следующем году в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов водоподготовки, % от уровня операционных расходов предыдущего года;

25) амортизация основных средств, существующих на момент передачи в аренду или концессию;

26) срок амортизации основных средств созданных, реконструированных, модернизированных инвестором;

27) НВВ в 0 год;

28) фактический объем полезного отпуска холодной воды предшествующих организаций ВКХ в последнем отчетном году, предшествующем 0 году, или Прогноз отпуска холодной воды на 1 год, если до заключения договора (соглашения) не существовало предшествующих организаций ВКХ, тыс. м3;

29) темп изменения потребления воды в соответствии с пунктом 5 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России № 1746-э;

30) объем холодной воды, отпускаемой новым подключаемым абонентам, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых будет прекращено, тыс. м3.

Заявитель в письменных пояснениях к жалобе указывает, что в Конкурсной документации содержатся лишь 10 из 30 параметров, необходимых для расчета дисконтированной валовой выручки, а именно:

1) предельный (максимальный) размер расходов на модернизацию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, по годам;

2) базовый уровень операционных расходов, без учета НДС;

3) уровень потерь воды, %;

4) удельный расход электроэнергии, кВт ч/куб.м;

5) нормативный уровень прибыли, %;

6) объем отпуска воды, тыс. куб.м;

7) цена на энергетические ресурсы (без учета НДС): на холодную воду в тарифах на питьевую воду, руб./куб.м;

8) неподконтрольные расходы: в тарифах на питьевую воду потребителям Краснопольского сельского поселения, тыс. руб.;

9) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки, %;

10) индекс эффективности операционных расходов.

При этом Заявитель отмечает, что большинство указанных в Конкурсной документации параметров не используются Организатором торгов в вычислительной программе.

Заявитель указывает, что произвести свой расчет дисконтированной валовой выручки не представляется возможным, поскольку данные для корректного расчета отсутствуют.

Администрация не согласилась с данным доводом Заявителя и представила письменные пояснения (письмо от 16.07.2020 б/н) по каждому показателю, а именно: о наличии либо причинах отсутствия в вычислительной программе того или иного показателя.

Администрация считает, что конкурсная комиссия ввела все необходимые показатели для расчета дисконтированной валовой выручки, верно провела оценку конкурсных предложений участников в соответствии с Законом о концессионных соглашениях и законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Комиссия, изучив письменные пояснения Администрации, сообщает следующее.

Частью 1 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях установлено, что рассмотрение и оценка конкурсных предложений, представленных участниками конкурса, конверты с конкурсными предложениями которых подлежат вскрытию в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона, осуществляются в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет соответствие конкурсного предложения требованиям конкурсной документации и проводит оценку конкурсных предложений, в отношении которых принято решение об их соответствии требованиям конкурсной документации, в целях определения победителя конкурса.

Конкурсная комиссия на основании результатов рассмотрения конкурсных предложений принимает решение о соответствии или о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации (ч. 2 ст. 32 Закона о концессионных соглашениях).

Частью 1 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсном предложении для каждого критерия конкурса указывается значение предлагаемого участником конкурса условия в виде числового значения на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Оценка конкурсных предложений в соответствии с критериями конкурса, указанными в части 1 статьи 47 Закона о концессионных соглашениях, осуществляется конкурсной комиссией посредством сравнения содержащихся в конкурсных предложениях условий. Наилучшие содержащиеся в конкурсных предложениях условия соответствуют (ч. 2 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях):

1) дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, в случае, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, более чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки;

2) наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших плановых значений показателей деятельности концессионера по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях иных участников конкурса, дисконтированные выручки которых превышают менее чем на два процента минимальное значение дисконтированной выручки, определенное на основании всех конкурсных предложений, или равны ему, в случае, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, менее чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки или равное ему.

Согласно части 18 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение.

Порядок дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены в Постановлении Правительства РФ от 03.06.2014 № 510 (далее – Постановление № 510).

Так, дисконтирование величин при определении победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 510 осуществляется в отношении:

– необходимой валовой выручки от поставок товаров и оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения;

– объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, а также в сфере водоснабжения и водоотведения на каждый год срока действия концессионного соглашения;

– расходов концессионера, подлежащих возмещению, которые согласно расчетам на дату окончания срока действия концессионного соглашения не будут возмещены и размер которых определяется в соответствии с пунктом 6 Постановления № 510.

Согласно части 3 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях дисконтированная выручка участника конкурса равна сумме следующих величин, рассчитанных в ценах первого года срока действия концессионного соглашения с применением коэффициента дисконтирования:

1) необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения;

2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, на каждый год срока действия концессионного соглашения;

3) расходы концессионера, подлежащие возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенные ему на дату окончания срока действия концессионного соглашения;

4) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта;

5) плата концедента.

Дисконтированная выручка участника конкурса определяется с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению официального сайта (ч. 4 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях).

Требования к форме и содержанию этой программы установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 № 563.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru в разделе «Для организатора торгов» блока «Справочная информация» размещена специальная программа, определяющая дисконтированную выручку.

Решение о необходимости оценки с помощью такой программы предложений участников конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры принято Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данная программа обеспечивает единообразный подход организаторов торгов при определении дисконтированной выручки участников.

Кроме того, на сайте www.torgi.gov.ru также размещена инструкция к вычислительной программе по расчету дисконтированной валовой выручки для определения победителя конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения (далее – Инструкция).

Изучив Конкурсную документацию, Инструкцию, расчет Администрации дисконтированной валовой выручки участников, письменные пояснения Администрации, Комиссия приходит к следующим выводам в части 30 параметров, являющихся обязательными к заполнению, по мнению Заявителя:

  • п. 1 «срок возврата капитала, лет», п. 12 «размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала на начало года»:

В соответствии с Инструкцией данные о сроке возврата капитала, а также размере инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала на начало года в связи с выбором метода индексации в вычислительную программу не вводятся.

В связи с чем Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должны быть обязательно учтены указанные параметры и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 2 «ставка дисконтирования»:

Ставка дисконтирования в соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях, Приказом ФАС России от 21.10.2019 № 1374/19, Инструкцией принята Администрацией в размере 4,1%.

Учитывая, что указанный показатель учтен Администрацией в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки в размере 4,1%, Комиссия считает довод Заявителя необоснованным.

  • п. 3 «ставка налога на имущество», п. 18 «налог на имущество, существующее на момент передачи в аренду или концессию», п. 25 «амортизация основных средств, существующих на момент передачи в аренду или концессию»:

Администрация в соответствии со статьями 19, 373 Налогового кодекса РФ не является налогоплательщиком налога на имущество.

Согласно письменным пояснениям Администрации основные средства, существующие на момент передачи в концессию, – объекты водоснабжения Рощинского сельского поселения – находятся в муниципальной казне Рощинского сельского поселения, амортизация на них не начисляется.

В связи с чем такие параметры как ставка налога на имущество, налог на имущество, амортизация основных средств в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручке Администрацией не отражены.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает довод данный Заявителя необоснованным.

  • п. 4 «налог на прибыль»:

Администрация в соответствии со статьями 19, 246 Налогового кодекса РФ не является налогоплательщиком налога на прибыль.

Кроме того, согласно Инструкции налог на прибыль не вводится на листе «конкурсная документация» поскольку рассчитывается на листе «расчет индексация» исходя из нормативного уровня прибыли, вводимого на листе «конкурсные предложения», процента предпринимательской прибыли, вводимого на листе «конкурсная документация».

В связи с этим ставка налога на прибыль в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручке Администрацией не отражена.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 5 «ключевая ставка процента», п. 17 «выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая выплату основного долга и процентов, в случае установления тарифов методом индексации»:

Согласно пояснениям Администрации выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая выплату основного долга и процентов, Конкурсной документацией не предусмотрены. Займы и кредиты в отношении муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) у муниципалитета отсутствуют.

Согласно подпункту «б» пункта 78 Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа, при методе индексации учитывается в величине нормативной прибыли регулируемой организации.

Согласно письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07.04.2020 № 03/1396 нормативный уровень прибыли определен в размере 0%.

Следовательно, выплаты по договорам займа и кредитным договорам в проводимом Администрацией Конкурсе не предусмотрены.

Учитывая, что выплаты по договорам займа и кредитным договорам Конкурсной документацией не предусмотрены, ключевая ставка процента в данном случае не учитывается.

В связи с этим такие параметры как ключевая ставка процента, выплаты по договорам займа и кредитным договорам в вычислительной программе Администрацией не отражены.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должны быть обязательно учтены указанные параметры и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 6 «средневзвешенная цена на условное топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, руб./ТУТ», п. 7 «средневзвешенная стоимость покупки 1 Гкал, руб./Гкал», п. 9 «средневзвешенная стоимость покупки (производства) 1 м3 теплоносителя, руб./м4», п. 11 «удельные расходы на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности и расходы связанные с транспортировкой горячей воды, руб./Гкал»:

Учитывая, что Администрацией постановлением от 17.04.2020 № 49 принято решение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения, такие показатели как средневзвешенная цена на условное топливо, средневзвешенная стоимость покупки 1 Гкал и 1 м3 теплоносителя, удельные расходы на содержание централизованных систем горячего водоснабжения в вычислительной программе не отражены.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должны быть обязательно учтены указанные параметры и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 8 «средневзвешенная стоимость покупки 1 м 3 холодной воды, руб./м3», п. 14 «индекс эффективности операционных расходов, %», п. 21 «прочие неподконтрольные расходы в соответствии с Основами, без учета налога на прибыль, концессионной платы, арендной платы, выплат по договорам займа и кредитным договорам экономически обоснованных расходов, понесенных организацией, но не учтенных при установлении тарифов», п. 28 «фактический объем полезного отпуска холодной воды предшествующих организаций ВКХ в последнем отчетном году, предшествующем 0 году, или Прогноз отпуска холодной воды на 1 год, если до заключения договора (соглашения) не существовало предшествующих организаций ВКХ, тыс. м3»:

Указанные параметры (средневзвешенная стоимость покупки 1 м3 холодной воды, индекс эффективности операционных расходов, неподконтрольные расходы, фактический объем полезного отпуска холодной воды) соответствуют параметрам, согласованным с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области письмом от 07.04.2020 № 03/1396, отражены в Конкурсной документации и учтены в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки.

Заявитель в жалобе не оспаривает отсутствие указанных параметров или неправильное указание их значений в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки.

  • п. 10 «средневзвешенная стоимость покупки 1 кВ.ч. электрической энергии, руб./кВт.ч»:

Электрическая энергия в обеспечении питьевой водой населения Рощинского сельского поселения в пределах передаваемых в концессию объектов согласно письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07.04.2020 № 03/1396 не используется, в связи с чем средневзвешенная стоимость покупки 1 кВ.ч. электрической энергии в вычислительной программе Администрацией не отражена.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 13 «уровень предпринимательской прибыли, %»:

Расчетная предпринимательская прибыль в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, принята Администрацией в размере 5%.

Учитывая, что указанный показатель учтен Администрацией в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки, Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 15 «доля покупки воды в составе поданной в сеть воды (не заполняется для сетевых организаций), %»:

Согласно письменным пояснениям Администрации доля покупки воды в составе поданной в сеть воды до 2033 года в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения составляет 100%.

Согласной указанной схеме поставщиком услуги централизованного холодного водоснабжения на территории поселения является МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения». Воды поверхностных источников подвергаются водоподготовке на очистных сооружениях водопровода города Челябинска (источник – Шершневское водохранилище). Транспортировку питьевой воды до п/ф «Равис» осуществляет транзитная организация ООО «Водтранссервис» по магистральному водопроводу. На территории Рощинского сельского поселения отсутствуют источники водоснабжения и водозаборные сооружения.

Учитывая, что указанный показатель учтен Администрацией в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки, Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 16 «концессионная плата или арендная плата»:

Концессионная плата Конкурсной документацией не предусмотрена.

Между тем, проектом концессионного соглашения предусмотрено заключение договора аренды земельных участков.

Так, согласно пункту 51 проекта концессионного соглашения концедент обязуется заключить с концессионером договоры аренды земельных участков, принадлежащих концеденту на праве собственности, на которых располагаются, будут расположены объекты, входящие в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного имущества, и (или) которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Пунктом 58 проекта концессионного соглашения концедент устанавливает (пересматривает) арендную плату за земельные участки не выше арендной платы, учтенной при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков, размер арендной платы либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения являются существенными условиями концессионного соглашения.

При этом в Конкурсной документации не указан конкретный размер арендной платы, и отсутствует формула его расчета.

Вместе с тем, Администрация устно на заседании Комиссии под аудиозапись пояснила, что заключение договора аренды за пользование земельными участками не требуется и Конкурсной документацией не предусмотрено, в связи с чем размер арендной платы Конкурсной документацией не установлен.

Таким образом, Комиссией установлено противоречие в сведениях, содержащихся в Конкурсной документации, а также в письменных и устных пояснениях Администрации в части заключения договора аренды и установления размера арендной платы за пользование земельными участками.

В случае если Конкурсной документации предусмотрено заключение договора аренды за пользование земельными участками, Комиссия полагает, что Администрация должна была предусмотреть в Конкурсной документации размер арендной платы и отразить данный параметр в расчете дисконтированной валовой выручки.

На основании изложенного, Комиссия согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя обоснованным.

Таким образом, Администрация при подготовке Конкурсной документации нарушила пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, а, следовательно, часть 4 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях, подпункт «а» пункта 2 Постановления № 510.

  • п. 19 «сбытовые расходы, в процентах от НВВ, относимые на население», п. 20 «доля НВВ соответствующего года, отнесенная на население для расчета сбытовых расходов», п. 22 «доля операционных расходов на транспортировку холодной воды за текущий период, %»:

Согласно Инструкции подготовку входных данных, указываемых в конкурсной документации, осуществляется совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования тарифов в соответствии с требованиями Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, от 03.06.2014 № 510.

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области письмом от 07.04.2020 № 03/1396 согласовало Администрации параметры для расчета дисконтированной валовой выручки.

Такие параметры как сбытовые расходы, в процентах от НВВ, относимые на население, доля НВВ соответствующего года, отнесенная на население для расчета сбытовых расходов, доля операционных расходов на транспортировку холодной воды за текущий период указанным письмом органа тарифного регулирования не предусмотрены.

Поскольку у Администрации отсутствуют данные о сбытовых расходах, доле НВВ, доле операционных расходов на транспортировку холодной воды, указанные параметры в расчете дисконтированной валовой выручки Администрацией не отражены.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должны быть обязательно учтены указанные параметры и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 23 «изменение количества условных метров водопроводной сети в году i, %»:

Согласно письменным пояснениям Администрации Приложением № 3 к Конкурсной документации определен перечень необходимых мероприятий (техническое задание) в отношении объектов системы водоснабжения, расположенных на территории Рощинского сельского поселения, в целях ремонтно-восстановительных работ на объектах системы водоснабжения.

Так, в перечень необходимых мероприятий в отношении объектов системы водоснабжения, расположенных на территории Рощинского сельского поселения, согласно Приложению № 3 к Конкурсной документации входит замена участков водовода.

Администрация поясняет, что данные мероприятия не подразумевают изменение количества условных метров водопроводной сети.

В связи с чем такой показатель как изменение количества условных метров водопроводной сети в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки Администрацией не отражен.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 24 «увеличение операционных расходов в следующем году в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов водоподготовки, % от уровня операционных расходов предыдущего года»:

Согласно письменным пояснениям Администрации в Конкурсной документации строительство объектов водоподготовки не предусмотрено.

Так, в перечень необходимых мероприятий в отношении объектов системы водоснабжения, расположенных на территории Рощинского сельского поселения, согласно Приложению № 3 к Конкурсной документации входит замена участков водовода.

В связи с чем такой показатель как увеличение операционных расходов в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов водоподготовки в вычислительной программе Администрацией не отражен.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 26 «срок амортизации основных средств созданных, реконструированных, модернизированных инвестором»:

Согласно письменным пояснениям Администрации основные средства, существующие на момент передачи в концессию, – объекты водоснабжения Рощинского сельского поселения – находятся в муниципальной казне Рощинского сельского поселения, амортизация на которые не начисляется в связи с тем, что Администрация в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ не является налогоплательщиком.

Администрация отмечает, что в случае не указания данного параметра в вычислительной программе, программа выдает ошибку, и расчет дисконтированной валовой выручки не производится.

Администрация для определения срока амортизации основных средств созданных, реконструированных, модернизированных инвестором руководствовалась нормами статьи 258 Налогового кодекса РФ исходя из 6-ой амортизационной группы основных средств со сроком полезного использования свыше 10 до 15 лет включительно (код по ОКОФ: 220.42.21.12.110 «Трубопровод местный для воды (водопровод)»).

На основании чего для расчета дисконтированной выручки Администрация определила максимальный срок амортизации основных средств созданных, реконструированных, модернизированных инвестором, который составляет 15 лет.

Учитывая, что указанный показатель учтен Администрацией в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки, Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 27 «НВВ в 0 год»:

Согласно письменным пояснениям Администрации у муниципалитета отсутствуют данные для расчета НВВ в нулевой год.

При этом на заседании Комиссии Администрация не могла однозначно пояснить, какой год принят за нулевой период: 2019 год либо 2020 год.

Согласно письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07.04.2020 № 03/1396 при представлении (согласовании) долгосрочных параметров регулирования тарифов и иных сведений данным ведомством в соответствии с пунктом 64 (1) главы IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, использованы плановые сведения по регулируемой организации – ООО «Рощинская Водоканализационная компания», осуществляющей регулируемую деятельность в сфере холодного водоснабжения с использованием объектов водоснабжения Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, перечень которых определен проектом Конкурсной документации.

Согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.02.2017 № 5/5 необходимая валовая выручка (НВВ) ООО «Рощинская Водоканализационная компания» за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляла 12 397,6 руб.

В дальнейшем тариф ООО «Рощинская Водоканализационная компания» на 2020 год Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не пересматривался.

Следовательно, Комиссия полагает, что при расчете дисконтированной валовой выручки участников ООО «Водтранссервис» и ООО «Лазурит» Администрации следовало использовать показатель «НВВ в 0 год» ООО «Рощинская Водоканализационная компания».

На основании изложенного, Комиссия согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя обоснованным.

Таким образом, Администрация при расчете дисконтированной валовой выручки участников ООО «Водтранссервис» и ООО «Лазурит» нарушила часть 4 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях, подпункт «а» пункта 2 Постановления № 510.

  • п. 29 «темп изменения потребления воды в соответствии с пунктом 5 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России № 1746-э»:

Согласно письменным пояснениям Администрации изменение потребления воды схемой водоснабжения Рощинского сельского поселения не предусмотрено.

Темп изменения отпуска воды до 2022 года письмом Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07.04.2020 № 03/1396 не предусмотрен. За период с 2023 по 2030 годы указанным письмом предусмотрена формула расчета объема отпуска воды с учетом темпа его изменения.

В связи с чем в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки указанный показатель Администрацией не учтен.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя необоснованным.

  • п. 30 «объем холодной воды, отпускаемой новым подключаемым абонентам, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых будет прекращено, тыс. м3»:

Согласно письменным пояснениям Администрации данные по объему холодной воды, отпускаемой новым подключаемым абонентам (за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых будет прекращено), отсутствуют.

В связи с чем в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки указанный показатель Администрацией не учтен.

На основании изложенного, Комиссия не согласна с Заявителем в том, что в вычислительной программе при расчете дисконтированной валовой выручки должен быть обязательно учтен указанный параметр и считает данный довод Заявителя необоснованным.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что не все показатели являются обязательными к заполнению при расчете дисконтированной валовой выручки. В вычислительную программу вводятся только те значения параметров, которые соответствуют выбранному методу тарифного регулирования, виду деятельности, параметрам, согласованным с органом тарифного регулирования, Конкурсной документации.

При этом Комиссией также установлено несоответствие значений показателей, принятых за нулевой период. Так, при расчете дисконтированной валовой выручки участников Администрация использовала параметры в нулевой год как за 2019 год, так и за 2020 год, а именно: ставку дисконтирования – за 2020 год, средневзвешенную стоимость покупки 1 м3 холодной воды – за 2019 год, потери холодной воды – за 2020 год.

При этом выявленные нарушения Администрации не повлекли за собой неправильный выбор победителя, поскольку показатели, содержащиеся во вкладке «конкурсная документация», являются общими для всех участников Конкурса.

Заявитель полагает, что расчетные файлы должны быть представлены Администрацией каждому участнику Конкурса.

При этом действующим законодательством РФ не предусмотрено направление Организатором торгов расчетов дисконтированной валовой выручки участникам торгов и (или) размещение их на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru.

2. По мнению Заявителя, Организатор торгов и победитель ООО «Лазурит» являются аффилированными, поскольку ООО «Лазурит» создана в период проведения Конкурса и юридически расположено в соседнем кабинете.

Администрация считает, что представленные ООО «Водтранссервис» факты об имеющейся связи между Организатором торгов и участником Конкурса ООО «Лазурит» являются ложными и безосновательными.

Победитель Конкурса ООО «Лазурит» также представило письменные пояснения от 02.07.2020 № 10 (вх. № 9314 от 06.07.2020) о несогласии с доводом Заявителя.

Как отмечает ООО «Лазурит», перед тем как подать заявку на участие в конкурсе Обществом была изучена информация о возможности участия вновь созданным организациям в подобных Конкурсах. Регистрация ООО «Лазурит» должна была состояться раньше. Учитывая сложившиеся обстоятельства, ООО «Лазурит» отложило регистрацию до стабилизации ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

Комиссия, изучив письменные пояснения Администрации, ООО «Лазурит», считает данный довод Заявителя несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно пункту 17 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, (далее – Правила № 67) участником конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Участники конкурса должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам (п. 18 Правил № 67).

Доказательств того, что Организатор торгов и победитель Конкурса ООО «Лазурит» являются аффилированными, Заявителем не представлено, антимонопольным органом не получено.

Расположение Организатора торгов и победителя Конкурса в одном здании, создание организации в период проведения торгов не свидетельствуют о наличии аффилированности между ними.

Действующее законодательство определяет вину юридического лица (как субъекта правонарушения, не обладающего возможностью психического отношения к совершенному противоправному деянию) как наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Администрации выражена в том, что у нее имелась возможность для соблюдения законодательства при организации и проведении торгов, но Администрацией не предприняты все зависящие от нее меры по его соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о принятии Администрацией всех зависящих от нее мер для соблюдения правил и норм, регулирующих проведение торгов, отсутствуют.

Материалами по жалобе дела опровергается тот факт, что вменяемое Администрацией нарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении ей той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия считает вину Администрации в нарушении порядка организации и проведения торгов установленной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Заявитель в своей жалобе просит выдать Организатору торгов в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушений действующего законодательства путем аннулирования торгов.

Комиссия признает в действиях Администрации нарушение Закона о концессионных соглашениях.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Водтрассервис» обоснованной.
  2. Признать в действиях Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (ИНН 7438001890; ОГРН 1027401868075) при организации и проведения Конкурса нарушение пункта 5 части 1 статьи 10, части 4 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях, подпункта «а» пункта 2 Постановления № 510.
  3. Выдать организатору торгов в лице Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание о совершении действий, направленных на устранение порядка организации и проведения торгов, в том числе путем аннулирования всех протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса.
  4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме.

Председатель Комиссии  <…>

Члены Комиссии              <…>

                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны