Определение №ЕР/6584/21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 074/01/15-1448/2021 о наруше... от 28 мая 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 074/01/15-1448/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

27 мая 2021 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/15-1448/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) <...>

У С Т А Н О В И Л:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление Общества с ограниченной ответственностью «Лама» (далее – ООО «Лама», Заявитель) по факту бездействия Муниципального казенного учреждения «Городская среда» (далее – МКУ «Городская среда», Учреждение), выразившегося в непринятии мер по демонтажу стоянки транспортных средств, расположенной по адресу: Челябинск, Калининский район, ул. Набережная, д. 12А/1 (далее – Стоянка).

В ходе проверки установлено следующее.

Порядок предоставления и использования земельных участков регулируется нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Статья 65 ЗК РФ устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным (пункт 1).

В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Исключения из указанного составляют случаи, перечисленные в пункте 2 названной статьи.

Как следует из представленных документов, ИП <...> осуществляет предпринимательскую деятельность посредством размещения Стоянки на земельном участке без правоустанавливающих документов. Об указанном также свидетельствуют Соглашения о возмещении суммы неосновательного обогащения № 10-20-06 от 10.02.2020 и № 35-20-06 от 20.04.2020, заключенные ИП <...> на основании ее обращений (вх. №№ Учреждения 2017 от 04.02.2020 и 971 от 20.04.2020) с МКУ «Городская среда», из предмета которых следует «в связи с использованием земельного участка… без оформленных правоустанавливающих документов…», полученных Челябинским УФАС России при рассмотрении ранее поданных ООО «ЛАМА» заявлений.

Из указанного следует, что МКУ «Городская среда», начиная с 04 февраля 2020 года обладало информацией о незаконном размещении ИП <...> Стоянки.

Деятельность по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Челябинска регламентируется Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 № 45/1 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка демонтажу подлежат нестационарные объекты, установленные на момент выявления без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов.

По смыслу приведенной нормы, к нестационарным объектам, в числе прочих относятся оборудование автостоянок и парковок, не являющихся объектами недвижимости (подпункт 6).

Таким образом, спорная Стоянка, размещенная и эксплуатируемая ИП<...> без законных оснований, при отсутствии правоустанавливающих документов, в соответствии с действующим законодательством должна подлежать демонтажу.

Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов определен в разделе II Порядка.

В силу положений пунктов 3-6 Порядка, Работу по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляет Администрация города Челябинска в лице Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска (далее – Управление), которое составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска, вносит указанную информацию в Перечень и направляется в адрес уполномоченного, в том числе на работы по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов, муниципального учреждения, которое, в свою очередь, планирует и осуществляет демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ведомственной структуре бюджета города Челябинска по главному распорядителю бюджетных средств – Комитету.

На территории города Челябинска осуществление указанной деятельности возложено на МКУ «Городская среда».

Так, 09 июня 2017 года принято Распоряжение заместителя Главы Администрации города Челябинска по правовым и имущественным вопросам № 6828 «О создании Муниципального казенного учреждения «Городская среда».

18 октября 2019 года Приказом Комитета № 1331 утверждены изменения в Устав МКУ «Городская среда» (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 10 Устава предметом и целями деятельности Учреждения являются оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах земельных, имущественных отношений, дорожной деятельности в части создания, обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также в сфере торговли.

  Для достижения названных целей МКУ «Городская среда» в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе осуществляет обеспечение монтажа (демонтажа) оборудования, нестационарных объектов на территории города Челябинска в случаях и порядке, установленных законодательством, муниципальными правовыми актами города Челябинска (подпункт 12 пункта 11 Устава).

Основания установления сроков демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов и их изменения определяются МКУ «Городская среда» в соответствии с Приказом от 16.12.2019 № 1623.

Пункт 1 Приказа устанавливает, что демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляется силами МКУ «Городская среда» в срок не позднее шести месяцев со дня составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта.

Применительно к рассматриваемой ситуации, ввиду того, что акт составлен 11 марта 2020 года, демонтаж Стоянки должен быть осуществлен не позднее 11 сентября 2020 года. Указанное также отражено в Перечне, размещённом на официальном сайте Администрации города Челябинска (www.cheladmin.ru).

Вместе с тем, на основании Распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 № 146-рп «О введении режима повышенной готовности» и подпункта 5 пункта 1 Приказа от 16.12.2019 № 1623 срок демонтажа продлен еще на 3 месяца.

Таким образом, демонтаж спорной Стоянки должен был быть осуществлен до 11.12.2020 года.

Согласно сведениям, присутствующим в Перечне, размещённом на официальном сайте Администрации города Челябинска (www.cheladmin.ru), Стоянка демонтирована 22.12.2020.

Вместе с тем, в Челябинское УФАС России поступили документы и сведения, свидетельствующие о том, что акт о демонтаже и ликвидации объекта Стоянки не соответствует действительности (Ответ Прокуратуры Челябинской области от 20.02.2021 от 21-417-2020).

Кроме того, указано, что Управление развития и благоустройства городской среды администрации Челябинска 21.01.2021 вновь составлен акт о выявлении незаконной Стоянки по рассматриваемому адресу, что также указывает на недостоверность сведений о ее демонтаже.

Несмотря на то, что МКУ «Городская среда» демонтирована часть Стоянки, это не исключает ее обязанность по осуществлению демонтажа в полном объеме. Во-первых, такая обязанность должна была быть исполнена Учреждением уже на протяжении длительного времени. Во-вторых, несмотря на частичный демонтаж фактически деятельность по функционированию Стоянки продолжает осуществляться. 

Составление нового акта в отношении Стоянки фактически приводит к возможности осуществления предпринимателем незаконной деятельности в дальнейшем в течение длительного времени с учетом сроков продления, что ставит данного хозяйствующего субъекта в преимущественное положение по отношению к иным участникам рынка, добросовестно осуществляющим свою предпринимательскую деятельность.

 

 

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации  гарантируется, в том числе свобода экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума) нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Указанный запрет распространяется на акты либо действия органа местного самоуправления, которые, ограничивая самостоятельность хозяйствующих субъектов либо создавая дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В бездействии Учреждения по неосуществлению демонтажа незаконно установленного и эксплуатируемого нестационарного объекта – Стоянки, содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанное приводит или может привести к созданию преимущественных условий конкретному хозяйствующему субъекту, в данном случае ИП <...>, по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке.

Учитывая, что срок демонтажа незаконно размещенного нестационарного объекта по указанному адресу истек, МКУ «Городская среда» не приняты меры по демонтажу указанного объекта.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Непринятие мер МКУ «Городская среда» по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта – автостоянки приводит к созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам на соответствующем рынке в отсутствие конкурентных процедур, в том числе по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществлять указанную деятельность с использованием нестационарных объектов, предоставленных по итогам торгов.

Таким образом, бездействие МКУ «Городская среда», выразившееся в непринятии мер по демонтажу нестационарного объекта – Стоянки содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы, поскольку приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам в отсутствие правовых оснований.

В связи с наличием в рассматриваемом бездействии МКУ «Городская среда» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Челябинским УФАС России МКУ «Городская среда» выдано предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 12 апреля 2021 года путем демонтажа Стоянки.

МКУ «Городская среда» в адрес Челябинского УФАС России направлено письмо из содержания которого следует о невозможности исполнения предупреждения № 07-07/21 от 01.03.2021, ввиду отсутствия нормативного документа, регламентирующего порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска.

Кроме того, МКУ «Городская среда» указано о том, что демонтаж автостоянки, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 380-а будет осуществлен после принятия нового нормативного акта, регламентирующего порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, в сроки, установленные новым порядком.

Вместе с тем, Челябинское УФАС России отмечает, что отсутствие порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска само по себе не является основанием для неосуществления демонтажа указанных объектов.

Работа по выявлению и демонтажу самовольно установленных нестационарных объектов является обязанностью органа местного самоуправления, его структурных подразделений, созданных им муниципальных учреждений.

Таким образом, Челябинское УФАС России не может считать выданное МКУ «Городская среда» предупреждение № 07-07/21 исполненным.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Приказом Челябинского УФАС России № 57 от «26» мая 2021 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКУ «Городская среда» возбуждено дело № 074/01/15-1448/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

  • уководствуясь  частью  13  статьи  44  Закона о защите конкуренции,
  • П Р Е Д Е Л И Л :

1. Назначить дело № 074/01/15-1448/2021 к рассмотрению на 05 июля 2021 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 324.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 074/01/15-1448/2021 в качестве:

ответчика:

- МКУ «Городская среда» (ул. Неглинная, д. 45, г. Челябинск, 454106);

заявителя:

- ООО «Лама» (ул. Небережная, д. 12-А, г. Челябинск, 454084);

заинтересованных лиц:

- Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (ул. Тимирязева, д. 36, г. Челябинск, 454113);

- ИП <...> (<...>).

 

3. МКУ «Городская среда» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 21 июня 2021 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела № 074/01/15-1448/2021) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

3.1) письменные сведения об осуществлении полного демонтажа Стоянки, с приложением подтверждающих документов;

3.2) в случае неосуществления демонтажа Стоянки, по состоянию на дату подготовки ответа на настоящее Определение, письменные сведения о причинах, с приложением подтверждающих документов;

3.3) письменные сведения о планируемой дате полного демонтажа Стоянки, с приложением подтверждающих документов;

3.4) письменные сведения о сумме бюджетных средств, которые доведены до МКУ «Городская среда» в целях демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска на 2020 и 2021 годы и остатке данных денежных средств по состоянию на дату подготовки ответа на настоящее Определение, с приложением подтверждающих документов;

3.5) переписка с Комитетом и (или) иными органами местного самоуправления по вопросу осуществления демонтажа Стоянки;

3.6) письменные сведения об обращении лиц в адрес Учреждения о необходимости демонтажа спорной Стоянки (при наличии, представить все обращения и ответы Учреждения на них);

3.7) переписку с ИП <...> по вопросу осуществления демонтажа Стоянки, либо письменные сведения об отсутствии;

3.8) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

 

4. Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 21 июня 2021 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела № 074/01/15-1448/2021) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

4.1) переписку с МКУ «Городская среда» (или) иными органами местного самоуправления о необходимости демонтажа Стоянки;

4.2) письменные сведения о направлении Комитетом в период 2020-2021 в адрес МКУ «Городская среда» письменных указаний об осуществлении демонтажа незаконно размещенных объектов в определенной Комитетом очередности и приоритетности, с приложением подтверждающих документов;

4.3) письменные сведения об обращении лиц в адрес Учреждения о необходимости демонтажа спорной Стоянки (при наличии, представить все обращения и ответы Учреждения на них);

4.4) переписку с ИП <...> по вопросу осуществления демонтажа Стоянки, либо письменные сведения об отсутствии;

4.5) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

 

5. ИП <...> необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 21 июня 2021 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела № 074/01/15-1448/2021) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

5.1) письменные сведения об осуществлении ИП <...> деятельности с использованием Стоянки по состоянию на дату подготовки ответа на настоящее Определение, с приложением подтверждающих документов;

5.2) в случае осуществления деятельности, указанной в пункте 5.1 настоящего Определения, письменные пояснения о правовых основаниях ее осуществления, с приложением подтверждающих документов;

5.3) переписку с МКУ «Городская среда», Комитетом и (или) иными органами местного самоуправления по вопросу осуществления деятельности с использованием Стоянки, а также по вопросу ее демонтажа;

5.4) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

 

Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину).

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей не обязательна.

 

Дополнительно сообщаю, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Челябинское УФАС России лица, привлеченные к участию в настоящем деле, вправе:

1) в случае невозможности прибытия на заседание Комиссии письменно уведомить Челябинское УФАС России о возможности (невозможности) рассмотрения Комиссии в отсутствие представителя по факсу (351) 263-18-39 либо электронной почте to74@fas.gov.ru, с последующим письменным подтверждением, в том числе путем направления ходатайства о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя;

2) уведомить о возможности рассмотрения настоящего дела о нарушении  законодательства Российской Федерации о рекламе с использованием систем видео-конференц-связи.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                      <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

8 (351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны