Решение №ВЛ/5356/22 об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков... от 12 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков по делу № РНП-74-150/2020

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 455 г.Челябинска» (МБДОУ «ДС №455 г.Челябинска»)

 

454018, г. Челябинск, ул.Чайковского,185-А

 

Индивидуальный предприниматель "..." (ИП "...")

 

"..."

 

4"..."

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1094/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

   

Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 11 мая 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

"..."

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

   "..."                    

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев обращение МБДОУ «ДС 455 г. Челябинска» (далее - заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП "..." (далее ИП, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку сахара (извещение 0369300138721000009), в присутствии:

- представителя МБДОУ «ДС №455 г. Челябинска» "...", действующего на основании приказа от 04.12.2019 275-к;

- представителя ИП Ермакова М.М. "...", действующего на основании доверенности от 01.11.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 25.04.2022 поступило обращение МБДОУ «ДС №455 г. Челябинска» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП "...", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку сахара (извещение № 0369300138721000009) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным сведениям заказчиком 29.11.2021 объявлено о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд извещения об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 264,00 рублей.

Исходя из протокола от 09.12.2021 подведения итогов электронного аукциона № 0369300138721000009 в адрес заказчика поступило 3 заявки.

По итогам проведения закупки между МБДОУ «ДС №455 г. Челябинска» и ИП "..." заключен контракт от 21.12.2021 № 21-94339Э на поставку сахара (далее - контракт).

Согласно пояснениям представителя заказчика, ИП не исполнено обязательства по поставке товара в установленные контрактом сроки.

Представитель ИП с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта не согласился, указал, что поставщиком предпринимались действия, направленные на исполнения контракта, частично товар по контракту поставлен, принят и оплачен заказчиком. Также представитель ИП указывает на наличие нарушений порядка расторжения контракта.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104, 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе):

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Пунктом 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.

Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании невыполнения условий контракта заказчиком 14.04.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно данному решению поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки партии товара.

Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.04.2022 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок в разделе «дополнительная информация о закупках, контрактах». Решение направлено 15.04.2022 заказным письмом на почтовые адрес поставщика, а также 14.04.2022 посредством электронной почты на адрес "..."     

Почтовое отправление о получении письма поставщиком в адрес заказчика не поступало. В связи с чем, надлежаще уведомленным поставщик считается по истечении пятнадцати дней, с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения, а именно – 29.04.2022.

Следовательно, решение о расторжении контракта вступает в законную силу 12.05.2022.

Однако информация об исполнении (о расторжении) контракта размещена на сайте Единой информационной системе 26.04.2022.

Заказчиком нарушена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, поскольку информация о расторжении контракта размещена на сайте Единой системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд до истечения срока вступления в силу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Также обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поступило в адрес антимонопольного органа 25.04.2022, то есть до момента вступления в законную силу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вместе с тем, в силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

    Согласно письму ИП "..." от 26.04.2022 исх. № 025 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено поставщиком 19.04.2022. Вместе с тем, даже учитывая указанную дату, как дату надлежащего уведомления поставщика о принятом решении, срок для вступления в законную силу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату размещения информации о расторжении контракта на сайте Единой информационной системы не истек. Более того, в письме указано, что на момент его составления сахар начал отпускаться от производителей без ограничении. ИП "..." готов незамедлительно возобновить отгрузки по невыполненным заявкам. Также ИП в письме просит повторно рассмотреть возможность изменения цены контракта или расторгнуть его по соглашению сторон.

Заказчиком ответ на письмо не направлено. Как следует из пояснений представителя заказчика на заседании Комиссии, на момент поступления письма заказчик считал контракт расторгнутым в одностороннем порядке. В связи с чем возможность поставки товара и/или изменения его условий не рассмотрена.   

Таким образом, заказчиком нарушена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, поскольку информация о расторжении контракта размещена на сайте Единой системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд до истечения срока вступления в силу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, что в силу пункта 15 Правил является основаниям для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В силу части 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - товар) заказчику в обусловленный настоящим контрактом срок, согласно спецификации (приложение № 1 к настоящему контракту) и техническому заданию (приложение № 2 к настоящему контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Срок поставки товара: с 10.01.2022г. по 30.06.2022г. в соответствии с графиком поставки (Приложение № 5, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта) (пункт 1.3. контракта)

Исходя из пункта 3.1. контракта количество товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку товара.

Заявка направляется заказчиком не позднее чем за 1 (один) рабочий день до предполагаемой поставки товара в пределах срока, установленного пунктом 1.3. настоящего контракта.

Поставка товара по заявкам осуществляется в течение 1 (одного) календарного дня со дня отправки заявки заказчиком.

Согласно материалам дела за период действия контракта товар поставлен ИП Ермаковым М.М. в количестве 275 кг по трем заявкам (общее количество необходимого к поставке товара – 799 кг). Поставленный товар принят и оплачен заказчиком в полном объеме (счет-фактура от 10.01.2022 № ЦБ-151, счет-фактура от 26.01.2022 № ЦБ-2149, счет-фактура от 14.02.2022 № ЦБ-4199).

Письмом от 03.03.2022 ИП сообщает о нестабильной ситуации по поставке сахара на оптовом рынке.

Заявкой от 10.03.2022 заказчиком сформирована потребность в поставке 75 кг. сахара. Заявка не исполнена. Заявкой от 28.03.2022 требование направлено повторно. Заявка не исполнена. Аналогичным образом оформлена заявка от 31.03.2022, которая также осталась без исполнения.

Согласно письму ИП "..." от 31.03.2022 № 177 исполнение заключенного контракта по цене, действовавшей на момент его заключения невозможно ввиду независящих от воли сторон обстоятельств. Поставщик просит рассмотреть все возможности для урегулирования сложившейся ситуации на взаимно приемлемых условиях.

В письме от 04.04.2022 исх. № 49 заказчик просит не допускать нарушения условий контракта и осуществить поставку в соответствии с действующим законодательством. Вместе с письмом на электронный адрес поставщика заказчиком направлена заявка от 04.04.2022 на поставку 75 кг. сахара. Заявка не исполнена.

Таким образом, согласно материалам дела ИП "..." неоднократно не исполнены обязательства по поставке сахара на основании заявок заказчика.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что обязательства по контракту частично исполнены. Следовательно, ИП совершались действия направленные на исполнение контракта, что в силу пункта 15 Правил также является основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.     

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Таким образом, учитывая отсутствие умысла, а также наличие намерения ИП "..." исполнить контракт, принимая во внимание наличие нарушений в действия заказчика по порядку расторжения контракта в одностороннем порядке, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП "..."

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные МБДОУ «ДС №455 г. Челябинска» в отношении индивидуального предпринимателя "..." (ИНН "..."), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку сахара (извещение №0369300138721000009), не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель            "..."

 

 

Члены Комиссии    "..."

 

 

"..."

 

2022-5776

 

 

Связанные организации

МБДОУ "Детский сад № 455 г. Челябинска"
ИНН 7447033030, ОГРН 1037402318590
ИП Ермаков Максим Михайлович
ИНН 745203712688, ОГРН 306745218800012