Решение №СК/4785/22 заключение 074/10/5-984/2022 ООО "КАЗИНЖКОМПЛЕКТ" от 26 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Челябинское УФАС России поступило обращение МП «Маггортранс» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ», 420061, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 67, кор. 2, офис 202, ОГРН1191690048505, ИНН 1660331427. Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. 04.03.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке «РТС-тендер» Заказчиком было опубликовано извещение №32211196909 (№2324284) о проведении аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на поставку шпалы деревянной согласно спецификации. Начальная максимальная цена договора: 12 545 500,00 руб. (двенадцать миллионов пятьсот сорок пять тысяч пятьсот рублей 00 коп.). Срок исполнении договора: с момента заключения договора по 11.05.2022, согласно Графику поставки. 15.03.2022 ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» было признано победителем согласно протоколу подведения итогов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке «РТС-тендер». 16.03.2022 Проект договора направлен Заказчиком для подписания участником закупки посредством электронной торговой площадки «РТС-тендер». Согласно части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Победитель закупки ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» в обозначенные сроки не направил Заказчику проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, а также документ, подтверждающий внесение обеспечения исполнения договора. 05.04.2022 Заказчиком составлен протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора по результатам проведения аукциона в электронной форме. МП «Маггортранс» запланировано проведение капитального ремонта трамвайных путей, согласно утверждённому плану мероприятий к инвестиционной программе на 2022 год. Уклонение организации ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» от заключения договора влечет за собой нарушение сроков исполнения обязательств МП «Маггортранс». На основании изложенного, МП «Маггортранс» обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением о включении сведений об ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков. 2022-5204 3 ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» не согласившись с доводами МП «Маггортранс» об уклонении победителя от заключения договора, направило письменные пояснения. Участник указал на то, что поскольку авансовый платеж по Проекту Договора не предусмотрен, Поставщик планировал использовать привлеченные кредитные средства, о чем сообщил Заказчику Письмом № 25 от 29.03.2022. Обязательства Поставщика, согласно Проекта Договора, должны быть исполнены с 19.04.2022 по 11.05.2022. В свою, очередь ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» просило Заказчика увеличить сроки исполнения договора на 50 календарных дней, то есть до 30.06.2022. Смещение сроков поставки по Договору было необходимо в связи с изменением внешних экономических условий, в связи с этим, заключить кредитный договор с какимлибо банком в короткие сроки, а также с введением запрета с 11 апреля 2022 года на движение по автомобильным дорогам по Челябинской области для большегрузов. Также, ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» пояснило, что не смотря на резко изменившиеся экономические условия (с 28.02.2022 повысилась ключевая ставка ЦБ РФ), ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» не отказалось от участия в электронных торгах, потому что понимало, что при единственном участнике торги могут не состояться и это повлечет срыв сроков ремонта трамвайных линий в г. Магнитогорске. В соответствии с пунктом 9.1. Проекта Договора Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, принятых на себя по настоящему договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего договора. Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение МП «Маггортранс» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками 2022-5204 4 сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Участник является коммерческой организацией и самостоятельно несет ответственность за свой предпринимательский риск. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) — чрезвычайные, 2022-5204 5 непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансовоэкономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых. В соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 13.04.2010 № 1074/10 по делу № А40-90259/08-28-767, изменение обстоятельств признается существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки. Таким образом, повышение ставки по кредитным обязательствам является предпринимательским риском и не является форс-мажорным обстоятельством или обстоятельством непреодолимой силы. Доводы ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» о не согласии с условиями документации и заключаемого договора, после окончания сроков для подачи заявок Комиссией не принимаются, поскольку подавая заявку на участие в Закупке Общество согласилось на все условия документации (цена, сроки поставки), исходя из чего требование по увеличению сроков исполнения договора неправомерно. Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем. Для обеспечения исполнения договора требовались денежные средства, имеющиеся в наличии на расчетных счетах Участника либо наличие банковской гарантии. Закупка размещена после 28.02.2022, т.е. ключевая ставка ЦБ к моменту размещения извещения о проведении Закупки уже была повышена, о чем ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» не могло не знать. ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» на заседании Комиссии заявило, что повышение ставки по действующей кредитной линии составило более 30%, однако доказательств этому не представило. Являясь профессиональным участником процедуры закупок на электронной 2022-5204 6 площадке, Участник мог проявить, но не проявил должную осмотрительность. ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» участвуя в процедуре закупок должно было реально оценивать свои финансовые возможности и предположить, что получить кредитные средства в короткие сроки не будет возможным. Также ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» не представило доказательств, что обращалось в кредитные организации для получения денежных средств. Обеспечение исполнения договора не предоставлено ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» в сроки предусмотренные документацией. Также Комиссия отмечает, что возможное нарушение ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» сроков поставки товара по договору не является основанием для не заключения договора с Заказчиком, поскольку нарушение сроков исполнения договора влечет только штрафные санкции для поставщика. Наличие объективных причин для не заключения договора со стороны ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» не установлено, обществом не доказано. Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Уклонение ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» от заключения договора Комиссией Челябинского УФАС России установлено. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение о наличии оснований для включения сведений об ООО «КАЗИНЖКОМПЛЕКТ» (420061, Республика Татарстан, г. Казан, ул. Космонавтов, д. 67, кор. 2, офис 202, ОГРН1191690048505, ИНН 1660331427) в реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны