Решение №074/06/104-701/2019 РЕШИЛА: Сведения, представленные Законодательным Собранием Ч... от 17 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Законодательное Собрание Челябинской области

454009, г. Челябинск, ул. Кирова, 114

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко д. 23А

 

ООО «МЦОК»

454084, г. Челябинск, пр-т Победы, д. 168, оф. 37

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/104-701/2019

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2019

В полном объеме решение изготовлено 17.05.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

   

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

   

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

   

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Законодательного Собрания Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «МЦОК» в связи с уклонением последнего от заключения контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию оконных блоков в профиле ПВХ (извещения № 0169200000419000037) (далее - аукцион), в присутствии:

- представителя Законодательного Собрания Челябинской области действующего на основании доверенности от 13.05.2019;

- представителя Законодательного Собрания Челябинской области действующего на основании доверенности от 13.05.2019;

- члена аукционной комиссии личность удостоверена на основании служебного удостоверения;

- представителя ООО «МЦОК» действующего на основании доверенности № 2 от 13.05.2019;

- представителя ООО «МЦОК» действующего на основании доверенности № 3 от 13.05.2019;

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 30.04.2019 поступила жалоба ООО «МЦОК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию оконных блоков в профиле ПВХ (извещения № 0169200000419000037) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 05.04.2019 Законодательное Собрание Челябинской области объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 333 350, 05 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО «МЦОК» контракт не заключен.

На заседании Комиссии представители заказчика указали, что при заключении контракта заявителем представлены документы, подтверждающие добросовестность в нарушение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, так как платежное поручение о перечислении денежнызх средств предоставлено в размере меньше, чем обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза, что является основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.

Представители ООО «МЦОК» пояснили, что в нарушение законодательства о контрактной системе заказчиком неправомерно составлен протокол признания общества уклонившимся от заключения контракта, так как заявитель совершил действия, направленные на заключения контракта путем направления заказчику документов, подтверждающих добросовестность на электронную почту в сроки, предусмотренные для подписания контракта, тогда как заказчиком не учтена данная информация.

Кроме того, заказчик в нарушение части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе составил протокол уклонения ранее истечения срока для заключения контракта обществом.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

В части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе представлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

В части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе указано, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и информацию, предусмотренную частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.04.2019 победителем закупки признано ООО «МЦОК», предложившее цену контракта в размере 145 006, 47 рублей, в связи с чем снижение по результатам закупки составило 56, 50%.

Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен заказчиком в единой информационной системе 23.04.2019, то есть на пятый день после опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона от 18.04.2019, что подтверждается скриншотами с личного кабинета заказчика.

Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.

ООО «МЦОК» 25.04.2019 разместило на электронной площадке подписанный проект контракта, а также платежное поручение № 33 от 25.04.2019 на сумму 24 776, 25 рублей.

При этом, в силу пункта 25 информационной карты обеспечение исполнения контракта составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, то есть 16 667, 50 рублей, в связи с чем для целей соблюдения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе одним из условий является предоставление обеспечения в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона. Таким образом, полуторный размер обеспечения с учетом условий документации о закупке составляет 25 001, 25 рублей.

Таким образом, в качестве документов, подтверждающих добросовестность, ООО «МЦОК» предоставило денежные средства, вместе с тем, размер перечисленной суммы составил 24 776, 25 рублей, тогда как в силу требований части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе и положений документации о закупке размер обеспечения должен составлять 25 001, 25 рублей.

Заказчиком на основании представленных обществом документов составлен протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 26.04.2019 (далее – протокол уклонения) в связи с непредставлением документов, подтверждающих добросовестность участника закупки, а именно в связи с неперечислением денежных средств в размере, превышающем обеспечение в 1,5 раза.

Таким образом, ООО «МЦОК» не предоставило документы, подтверждающие добросовестность участника закупки, что не соответствует части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

На основании изложенного, с учетом документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, следует, что протокол уклонения не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, так как ООО «МЦОК» не исполнило требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона надлежащим образом.

Доводы общества, согласно которым заказчиком не приняты во внимание письма, направленные заявителем 25.04.2019 и 29.04.2019 на адрес электронной почты заказчика, в том числе платежное поручение № 44 от 29.04.2019 о перечислении недостающей суммы обеспечения, являются несостоятельными.

Так как в силу части 3 статьи 83.2, части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе обмен документами между заказчиком и участником закупки при проведении электронных процедур возможен только посредством функционала электронной площадки и единой информационной системы. В связи с указанными обстоятельствами документы об обеспечении исполнения контракта, направленные посредством иных способов связи не могут быть приняты заказчиком на стадии заключения контракта.

Из указанных писем также следует, что общество обратилось в адрес технической поддержки единой информационной системы в целях решения вопроса о возможности отмены заключения контракта и повторного направления проекта контракта заказчиком.

Вместе с тем, заказчик в силу статьи 83.2 Закона о контрактной системе не обладает полномочиями, связанными с повторным размещением проекта контракта в целях его направления победителю закупки, в связи с чем доводы общества о неправомерности действий заказчика в указанной части являются необоснованными. Кроме того, из письма технической поддержки единой информационной системы от 25.04.2019, представленного обществом, следует, что отмена процедуры заключения контракта (в ручном режиме) возможна в двух случаях: по предписанию органа, уполномоченного на осуществления контроля и по решению суда.

Кроме того, доводы заявителя, согласно которым в силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе протокол уклонения от заключения контракта не может быть составлен ранее истечения срока, установленного для подписания проекта контракта участником закупки, основаны на неправильном толковании норм законодательства о контрактной системе.

Так, из совокупного толкования части 5 статьи 96, частей 3, 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе следует, что уклонение участника закупки от заключения контракта означает не только нарушение срока предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе в части документов, подтверждающих добросовестность участника закупки, но и фактическое нарушение порядка предоставления такого обеспечения, в связи с чем уклонение от заключения контракта обуславливается самим фактом ненадлежащего исполнения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

При этом, в силу части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокол уклонения подлежит размещению в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта.

В связи с тем, что ненадлежащее обеспечение исполнения контракта предоставлено обществом 25.04.2019, то протокол уклонения составлен и размещен в единой информационной системе 26.04.2019, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что общество выразило намерение заключить контракт, что подтверждается как направлением заказчику проекта контракта, так и основного обеспечения исполнения контракта в виде платежного поручения № 33 от 25.04.2019 в сроки, регламентированные Законом о контрактной системе.

При этом, 25.04.2019, 29.04.2019 общество на адрес электронной почты заказчика направило письма исх. №21 от 25.04.2019, исх. № 22 от 29.04.2019, согласно которым общество предоставило платежное поручение № 44 от 29.04.2019 о перечислении недостающей суммы обеспечения в размере 225 рублей, то есть выразило намерение по заключению контракта.

При этом Комиссия принимает во внимание, что общество обратилось в адрес технической поддержки единой информационной системы в целях решения вопроса о возможности отмены заключения контракта и повторного направления проекта контракта заказчиком, то есть совершило действия, направленные на заключения контракта.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.

С учетом изложенного, общество не имело намерений уклониться от заключения контракта, что подтверждается предоставлением проекта контракта, документа об обеспечении исполнения контракта (основного обеспечения), а также перепиской с заказчиком, свидетельствующей о намерении общества заключить и исполнить контракт.

Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта подтверждаются материалами дела, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в действиях общества не усматриваются признаки недобросовестности, что не позволяет включить общество в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Законодательным Собранием Челябинской области, в отношении ООО «МЦОК» (ИНН 7447280569), его учредителей, единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны