Решение №ВЛ/11678/22 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2644/2022 (РНП-74-409/2022) об отказе в... от 27 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

ООО Региональная Строительная

Компания «РОСТ»

454126, г. Челябинск, ул. Лесопарковая,

д. 7, оф. 219

 

МБУДО «Детская школа искусств № 2»

г. Челябинска

454006, г. Челябинск, ул. Российская, д. 31

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2644/2022 (РНП-74-409/2022)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2022

В полном объеме решение изготовлено 26.09.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МБУДО «Детская школа искусств № 2» г. Челябинска (далее – заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью Региональная Строительная Компания «РОСТ» (далее – ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ», Общество, подрядчик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона № 22-95306Э на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и фундамента МБУДО «ДШИ № 2», расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Российская, 31 (извещение № 0169300000122000197) (далее — аукцион), и о включении сведений об ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ», его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 001-22-ЭА от 07.04.2022, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:

- представителя заказчика, действующего на основании приказа от 28.10.2021 № 361к;

- директора ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ», действующего на основании Решения Единственного участника Общества от 12.01.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 14.09.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 15.03.2022 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 959 878,00 рублей.

Контракт № 001-22-ЭА от 07.04.2022 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.09.2022.

Исходя из обращения МБУДО «Детская школа искусств № 2» г. Челябинска, Обществом нарушены условия исполнения контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.

 

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Пунктом 10.5 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Материалами дела установлено, что победителем аукциона признано ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» с предложением о цене контракта 717 100,61 рублей.

Контракт 001-22-ЭА заключен между заказчиком и ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» 07.04.2022.

Пунктами 1.1, 1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по капитальному ремонту фасада и фундамента МБУДО «ДШИ № 2», расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Российская, 31 (далее – работы), а заказчик обязуется принять и оплатить работы, выполненные надлежащим образом.

Работы по настоящему контракту оказываются в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту) и проектно-сметной документацией. Весь объем выполняемых работ принимается за 1 условную единицу.

В силу пунктов 1.3, 1.3.1 контракта сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 30.09.2022. Допускается досрочное выполнение работ.

Работы осуществляются в два этапа, в соответствии Графиком выполнения работ (приложение № 4 к настоящему контракту), являющееся неотъемлемой частью настоящего Контракта:

- первый этап выполнения работ «Капитальный ремонт фундамента» с момента заключения контракта по «30» июля 2022 года;

- второй этап выполнения работ «Капитальный ремонт фасада» с «01» августа 2022 года по «30» сентября 2022 года.

Исходя из материалов дела, ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» приступило к выполнению работ по контракту (приказ № 16 от 04.05.2022, приказ № 16/1 от 28.06.2022, список сотрудников).

Согласно письму ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» (исх. № 55 от 26.05.2022) Обществом изучена проектно-сметная документация, произведены фактические замеры фасада здания, по итогам которых выявлено несоответствие фактических объемов в проектно-сметной документации (в площадь ремонта фасада МБУДО «ДШИ № 2» входят объемы фасада собственника помещения 1-го этажа здания), в связи с чем подрядчиком указано на необходимость корректировки заказчиком проектно-сметной документации с фактическим объемом с целью утверждения стоимости работ данного объема.

В ответ на данное письмо Общества заказчиком предоставлен ответ, в соответствии с которым произведены расчеты в части выделения объемов работ по ремонту фасада МБУДО «ДШИ № 2» г. Челябинска, предоставлена ВОР и смета с бесспорно точными объемами.

Также, как следует из материалов дела, в связи с изменением сметы контракта (приложение № 2 к контракту), проектно-сметной документации (приложение № 1 к техническому заданию контракта) между заказчиком и ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» 28.06.2022 заключено дополнительное соглашение № 1 от 28.06.2022.

Исходя из материалов дела, заказчиком в адрес ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» направлены претензии от 04.05.2022, от 03.06.2022, от 07.07.2022, от 18.07.2022, от 29.07.2022, от 23.08.2022, в которых указано на невыполнение Обществом ряда принятых на себя обязательств по контракту.

В соответствии с пояснениями представителя ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» Общество выполнило работы по первому этапу «Капитальный ремонт фундамента», полностью выполнило отмостку и собиралось до 30 сентября 2022 года выполнить работы по второму этапу «Капитальный ремонт фасада».

При этом, исходя из материалов дела и пояснений представителя Общества, подрядчиком заказчику не направлялся акт выполненных работ, содержащий сведения о видах и объеме выполненных работ.

Как следует из материалов дела, заказчиком, до завершения второго этапа работ (с 01 августа 2022 года по 30 сентября 2022 года), принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 01.09.2022) в связи с нарушением Обществом условий исполнения контракта.

Указанное решение размещено заказчиком 01.09.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил подрядчику 01.09.2022 14:10 (МСК).

По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 14.09.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта № 3744703217122000001) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.

ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» приступило к выполнению работ по контракту.

Исходя из материалов дела, в связи с несоответствием фактических объемов в проектно-сметной документации (в площадь ремонта фасада МБУДО «ДШИ № 2» входили объемы фасада собственника помещения 1-го этажа здания), возникла необходимость ее корректировки заказчиком, что могло привести к дополнительным временным затратам и повлиять на процесс исполнения контракта.

Следует отметить, что заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, не дождавшись завершения второго этапа работ (с 01 августа 2022 года по 30 сентября 2022 года). С учетом того, что окончание срока выполнения работ 30.09.2022, заказчик в материалы дела не представил доказательства факта невозможности выполнения Обществом работ по контракту в указанный срок.

Комиссия критически относится к имеющемуся в материалах дела графику выполнения работ, в котором срок выполнения работ до 18 августа 2022 года, поскольку указанный график не предусмотрен условиями контракта.

В данном случае, антимонопольному органу не представляется возможным сделать однозначный вывод о необходимости включения ООО Региональная Строительная Компания «РОСТ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что у заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. Так, подрядчик медленно выполнял работы, предусмотренные контрактом. По итогам закупки потребность заказчика не удовлетворена. Помещение МБУДО «Детская школа искусств № 2» г. Челябинска является местом пребывания учащихся. В связи с чем, рассматриваемая закупка на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и фундамента МБУДО «ДШИ № 2» имеет для заказчика социальную значимость.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные МБУДО «Детская школа искусств № 2» г. Челябинска в отношении Общества с ограниченной ответственностью Региональная Строительная Компания «РОСТ» (454126, г. Челябинск, ул. Лесопарковая, д. 7, оф. 219, ИНН/КПП 7453271322/745301001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МБУ ДО "Детская школа искусств № 2" г. Челябинска
ИНН 7447032171, ОГРН 1027402322089
ООО РСК "РОСТ"
ИНН 7453271322, ОГРН 1147453007734