Решение (комиссия) №ВЛ/797/23 63рнп решение от 25 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

 

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, 77

 

ООО «АВИС»

 

625053, г. Тюмень, ул. Малая Боровская

д. 38, корп.3/3

 

Генеральному директору, участнику

 

 

625053, г. Тюмень, ул. Малая Боровская

д. 38, корп.3/3

 

 

РЕШЕНИЕ РНП

по делу № 074/06/104-91/2023, (63-РНП/2023)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19.01.2023

В полном объеме решение изготовлено 24.01.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «АВИС» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Красносельское – Сухарыш, в том числе обход села Красносельское 2,33 километра» (извещение № 0169200003622000019) (далее –аукцион), в присутствии:

- представителей Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области  действующего на основании доверенности № 136-Д от 28.12.2022

- представителя Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области  действующего на основании доверенности № 133-Д от 28.12.2022,

- представителя ООО «АВИС»  действующего на доверенности от 09.01.2023,

- представителя ООО «АВИС» , действующего на основании Решения

2 от 13.06.2019,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «АВИС».

Согласно представленным документам 12.04.2022 Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и ООО «АВИС» заключили контракт по цене 6 024 386, 88 рублей.

Решением от 28.12.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду нарушения ООО «АВИС» сроков выполнения работ и непредставления результата работ в виду отсутствия положительного заключения государственной экспертизы. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии ООО «АВИС» представило документы и письменные пояснения, а также представители общества указали, что подрядчик приступил к выполнению работ в сроки, предусмотренные контрактом, осуществлял сбор исходных данных, согласовывал отдельные документы, необходимые для подготовки проектной документации, а также разработал отдельные разделы проектной документацию и предоставил отчеты о выполнении инженерных изысканий, что свидетельствует о добросовестности действий подрядчика. Неисполнение обязательств в полном объеме вызвано отсутствием у подрядчика данных по землеотводу под автомобильную дорогу.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 10.8 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Так, заказчиком 28.12.2022 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр контрактов» решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 28.12.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым с учетом праздничных дней 10.01.2023.

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 12.01.2023.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и обществом 12.04.2022 заключен контракт № 170-д (далее – контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.

Предметом контракта является выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Красносельское – Сухарыш, в том числе обход села Красносельское 2,33 километра», что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

При этом, объем и виды работ указаны в задании на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной и рабочей документации, являющихся приложением к контракту.

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 3.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: начало выполнения работ – с момента заключения контракта, окончание выполнения работ – 15.12.2022.

Согласно пунктам 1.1-1.3 контракта результатом выполненных работ является прошедшая экспертизу проектная документация.

Как следует из договорной переписки, представленной сторонами в период с июня по декабрь 2022 общество приступило к выполнению работ, взаимодействовало с заказчиком в части сбора исходных данных, необходимых для выполнения работ, и осуществляло работы по проведению инженерных изысканий, подготовке отдельных разделов проектной документации, что подтверждается следующими документами:

- письма подрядчика от 01.06.2022 исх. 070/п, от 07.06.2022 исх. 072/п в части запроса сведений об интенсивности движения транспорта, состава транспортных потоков, наличия маршрутов и интенсивность движения общественного транспорта, необходимость обустройства новых остановочных пунктов, участков пешеходного движения, оформления земельных участков под автомобильную дорогу;

- письмо о предоставлении заказчику плана трассы от 05.07.2022 исх. 089/п;

- письмо о подготовке вариантов конструкции дорожной одежды от 02.11.2022 исх. № 136/п;

- технические отчеты по результатам инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометеорологических изысканий, инженерно-экологических изысканий от 02.11.2022 исх. 136/п;

- разделы проектной документации ТКР, ППО от 12.12.2022 исх. № 166/п.

В ходе выполнения работ обнаружено, что в отношении автомобильной дороги не разработан проект планировки и проект межевания территории линейного объекта, в связи с чем земельные участки под автомобильную дорогу не поставлены на кадастровый учет (письмо заказчика от 16.06.2022 исх. 5976).

Так, заказчиком предложено заключить дополнительное соглашение № 1 к контракту в части определения результата выполнения работ в виде проектной документации, получившей положительное заключение без учета соблюдения условий государственного контракта (пункт 1.2 контракта). Основанием для заключения такого дополнительного соглашения послужило Распоряжение Правительства Челябинской области от 11.10.2022 исх. 1006-рп об изменении существенных условий контракта.

Вместе с тем, в письме от 15.11.2022 исх. 146/п, общество просило рассмотреть вопрос об установлении авансирования оплаты государственной экспертизы, а также изменения даты окончания выполнения работ, вместе с тем, стороны не пришли к обоюдному соглашению об изменении существенных условий контракта.

При этом, в письме от 05.12.2022 исх. 161/п общество уведомило заказчика о приостановлении выполнения работ со ссылкой на письмо от 15.11.2022 исх. 146/п ввиду непредставления заказчиком документов по землеотводу.

Заказчик направил в адрес подрядчика письмо от 15.12.2022 исх. 12278 о необходимости направления проектной документации на экспертизу.

Вместе с тем, результаты выполненных работ по контракту не переданы заказчику в регламентированный контрактом срок, в связи с чем заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта на основании решения от 28.12.2022.

В ответ на принятое решение подрядчик не согласился с расторжением контракта в одностороннем порядке, в связи с чем направил в адрес подрядчика письмо от 09.01.2023 исх. 002/п, в котором указал, что невозможность исполнения контракта в срок вызвана поздним предоставлением технических условий от ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург», а также ввиду непредставления заказчиком документов, подтверждающих право собственности на земельные участки под автомобильную дорогу.

Вместе с тем, в письме от 13.01.2023 исх. 02-204, заказчик указал на то, что подрядчик не предоставил весь перечень разделов проектной документации (сметная часть, ПОС, ПЗ, ООС), а также не передал документы для прохождения государственной экспертизы, в связи с чем отказался отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В материалы дела заказчик также предоставил письмо ОГКУ «Челябинскавтодор» от 10.01.2023 исх. 13, в котором зафиксированы результаты работ, представленные подрядчиком, которые в последующем нашли отражение в письме заказчика от 13.01.2023 исх. 02-204.

При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.

При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество приступило к выполнению работ по контракту, в том числе осуществляло сбор исходных данных, необходимых для подготовки проектной документации при взаимодействии с заказчиком по указанному вопросу, в том числе согласовывало с заказчиком документы, необходимые для подготовки проектной документации (подготовка плана трассы, вариантов конструкции дорожной одежды), предоставило результаты инженерных изысканий, а также отдельные разделы проектной документации.

Более того, Комиссия антимонопольного органа учитывает, что в ходе исполнения контракта подрядчику предоставлены технические условия от ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» только 23.12.2022 (письмо 01-002/200-1887). Кроме того, заказчиком не представлены неоднократно запрашиваемые обществом сведения об оформлении земельных участков под автомобильную дорогу, что могло послужить причиной невозможности подготовки проектной документации и прохождения государственной экспертизы в регламентированный законом срок без указанных данных.

Следует отметить, что сведения о наличии ответа на письмо подрядчика по вопросу приостановления выполнения работ (от 05.12.2022 исх. 161/п) заказчик не предоставил на заседание Комиссии, что также не позволяет сделать вывод о вине общества в части невозможности продолжения выполнения работ по контракту.

Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

 

Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных систематическом взаимодействии с заказчиком по вопросу согласования проектных решений, в подготовке отдельных разделов проектной документации, предоставлении результатов инженерных изысканий, а также с учетом отсутствия у подрядчика на момент исполнения контракта документов, подтверждающих границы полосы отвода автомобильной дороги, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «АВИС», его участнике, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в отношении ООО «АВИС» (ИНН 7204178041), участника, единоличного исполнительного органа общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2023-941

 

 

Связанные организации

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
ИНН 7451384218, ОГРН 1157451000024
ООО "АВИС"
ИНН 6658511823, ОГРН 1127232007286