Решение (комиссия) №АК/5447/23 решение от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

решение

 

ИП <...>


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
454080, г. Челябинск, пр. Ленина 69
postbox@cspu.ru

nifontovatv@cspu.ru

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369100002323000005)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-944/2023 (№ 203-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП <...> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для офисной техники (извещение № 0369100002323000005), в присутствии:

- представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее – заказчик) <...>, действующего на основании доверенности от 01.02.2023;

- представителя ИП <...> (далее – заявителя) <...>, действующего на основании доверенности от 11.04.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 17.04.2023 поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для офисной техники (извещение № 0369100002323000005) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 28.03.2023, изменение извещения о проведении электронного аукциона — 30.03.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта 457 058,10 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок, в соответствии с которым заявка заявителя признана несоответствующей требованиям извещения в связи с отсутствием в ней доверенности, подтверждающей полномочия лица, на подписание и направление заявки от имени участника закупки.

Представитель заявителя отмечает, что части 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе не устанавливают требования о предоставлении в составе и содержании заявки на участие в закупке документа, подтверждающего полномочия представителя (доверенность). Между тем, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.

Частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявки участника закупки. Отсутствие доверенности на представителя к числу основания для отклонения заявки не относится.

В связи с чем комиссия по осуществлению закупок не вправе отклонить заявку, не содержащую доверенность в отдельном файле.

Приложением № 3 к извещению установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке. Предоставление доверенности на представителя в отдельном файле данными требованиями также не установлено.

Предоставление представителю участника закупки соответствующих полномочий, в том числе на право подачи от имени участника закупки (заявителя) заявки на участие в аукционе, осуществлялось ИП <...> самостоятельно в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств единой информационной системы и электронных торговых площадок, что не противоречит нормам гражданского законодательства и полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Иными словами, фиксация полномочий представителя при проведении процедур в рамках контрактной системы может быть осуществлена как на бумажном или электронном носителе в виде отдельного листа или файла, так и посредством технических возможностей единой информационной системы и электронных площадок путем проставления соответствующих «галочек» непосредственно в личном кабинете участника закупки.

Представитель заявителя, наделенный правом на подачу заявки, имеет соответствующую учетную запись ЕСИА («Госуслуги»)» и усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), соответствующую требованиям для участия в закупках на электронных площадках. Заявителем своему представителю предоставлены соответствующие полномочия для участия в закупках от его имени заявителя с использованием технического функционала единой информационной системы и электронной площадки, что подтверждается скриншотами, приложенными к настоящей жалобе.

Правомочия представителя также подтверждаются доверенностью в отдельном файле, выданной представителю заявителем 03.04.2023 и подписанной ЭЦП (прилагается к настоящей жалобе), которую заявитель включать в состав заявки не обязан, и отсутствие которой в составе заявки основанием для ее отклонения в силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе не является.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и указал, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в частности фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

Оператор электронной площадки в силу пункта 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке направляет документы, предусмотренные подпунктами «а» - «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, а также информацию о дате и времени их подачи названной статьи.

Оператор электронной площадки не наделен полномочиями по проверке содержания указанных документов, а, значит, состав и содержание документов находится в зоне ответственности участника закупки.

В силу части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Заявка на участие в закупке подписана электронно-цифровой подписью лица, не являющегося участником закупки и не уполномоченного осуществлять действия от лица участника закупки.

В составе заявки отсутствует доверенность, подтверждающая его полномочия. Кроме того, в данных электронно-цифровой подписи физического лица нет информации о принадлежности подписанта к участнику закупки.

Следовательно, полномочия представителя участника закупки, в том числе на подачу заявки на участие в закупке, не подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, то есть заявка подана неуполномоченным на то лицом и отклонение заявки участника закупки является правомерным.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

В силу части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Исчерпывающий перечень требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке установлен частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Приложением № 3 к извещению об аукционе в электронной форме установлены требования к составу и содержанию заявки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Как следует из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0369100002323000005 от 12.04.2023, заявка заявителя отклонена на основании следующего:

«Непредставление (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке подписана электронно-цифровой подписью лица, не являющегося участником закупки. Согласно ч. 3 ст. 27 Закона № 44-ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. Заявка подписана электронно-цифровой подписью физического лица. В составе заявки отсутствует доверенность, подтверждающая его полномочия. Кроме того, в данных электронно-цифровой подписи физического лица нет информации о принадлежности подписанта к участнику закупки. Следовательно, полномочия представителя участника закупки, в том числе на подачу заявки на участие в закупке, не подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, то есть заявка подана неуполномоченным на то лицом».

Вместе с тем, ни извещение об осуществлении закупки (Приложение №3), ни положения статьи 43 Закона о контрактной системе не содержат требований о предоставлении в составе заявки на участие в закупке доверенности, подтверждающей полномочия лица на подачу заявки от имени участника закупки.

Соответственно, отклонение заявки на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе является необоснованным.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заказчика, комиссии по осуществлению закупок на следующее.

В силу части 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

Согласно части 2 статьи 24.2 Закона о контрактной системе требовать для регистрации участников закупок в единой информационной системе предоставления иных информации и документов, не предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не допускается. Не допускается взимание с участников закупки платы за регистрацию в единой информационной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 24.2 Закона о контрактной системе операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 60 утверждены Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок (далее - Правила регистрации участников закупок).

Пунктом 13 Правил регистрации участников закупок предусмотрено, что для регистрации физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, уполномоченное лицо формирует следующие информацию и документы:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии);

б) идентификационный номер налогоплательщика или аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего государства, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), присвоенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - для иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) наименование и цифровой код страны регистрации иностранного гражданина в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (при наличии);

г) адрес места жительства;

д) почтовый адрес;

е) адрес электронной почты;

ж) номер контактного телефона;

з) паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;

к) дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и дата постановки на учет в налоговом органе;

л) принадлежность к субъекту малого или среднего предпринимательства с указанием соответствующей категории - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем (при наличии);

м) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации, - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

н) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства - для иностранного физического лица;

о) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

п) информация о применении физическим лицом специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

р) информация о принятии судом решения о признании физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банкротом, о введении процедуры реализации его имущества.

Таким образом, Правила регистрации участников закупок также не предусматривают обязательного представления при регистрации доверенности, подтверждающей полномочия лица на подачу заявки от имени участника закупки. При этом требовать такую доверенность при регистрации и аккредитации в силу частей 2, 4 статьи 24.2 Закона о контрактной системе не допускается.

Челябинским УФАС России в адрес ООО «РТС-Тендер» направлен запрос (от 18.04.2023 № ВЛ/4979/23) о предоставлении информации о документах и сведениях, подтверждающих право <...> направлять заявку на участие в аукционе от имени ИП <...>., в ответ на который оператором электронной площадки представлена информация о том, что сведения о правах <...> на подачу заявки на участие в закупке, на подписание государственного (муниципального) контракта от имени участника закупки на электронной площадке поступили оператору из единого реестра участников закупки (ЕРУЗ).

Так, пунктом 2 Правил регистрации участников закупок регистрация участников обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, определенным в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона, путем информационного взаимодействия единой информационной системы с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - единая система идентификации и аутентификации, ЕСИА), иными информационными системами, предусмотренными настоящими Правилами, а также с электронными площадками, специализированными электронными площадками.

В соответствии с пунктом 11 Правил регистрации участников закупок для регистрации уполномоченное лицо осуществляет следующие действия:

а) проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом:

руководитель определяет при необходимости лица, указанные в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, посредством единой системы идентификации и аутентификации;

руководитель наделяет лиц, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

б) формирует информацию и документы, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящих Правил, для их размещения в реестре участников.

Согласно Схеме регистрации индивидуальных предпринимателей РФ, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), участнику закупки - физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя РФ для участия в электронных процедурах необходимо:

1) уполномоченные лица участника закупок получают электронную подпись в любом удостоверяющем центре, аккредитованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;

2) уполномоченные лица проходят регистрацию в ЕСИА и подтверждают свою учетную запись любым из доступных в ЕСИА способов;

3) руководитель регистрируется в ЕСИА в качестве индивидуального предпринимателя;

4) руководитель определяет уполномоченных лиц, путем их прикрепления к организации в ЕСИА;

5) уполномоченное лицо осуществляет вход в личный кабинет участника закупок в ЕИС (при входе автоматически осуществляется идентификация и аутентификация пользователя в ЕСИА);

6) уполномоченное лицо наделяет в ЕИС уполномоченных лиц участника закупок (из перечня сотрудников, прикрепленных к организации в ЕСИА) полномочиями на осуществление действий в ЕИС и на электронной площадке с применением усиленной квалифицированной подписи;

7) уполномоченное лицо заполняет в ЕИС регистрационные данные участника закупок (часть сведений автоматически заполняются на основании сведений из ЕГРИП), прикладывает необходимые документы;

8) уполномоченное лицо регистрирует индивидуального предпринимателя в ЕИС в качестве участника закупки путем подписания квалифицированной электронной подписью предоставленной информации и документов, после чего сведения об участнике закупок автоматически размещаются в едином реестре участников закупок;

9) сведения о зарегистрированном участнике закупок автоматически направляются на все электронные площадки (ЭТП);

10) оператор электронной площадки автоматически аккредитует участника закупок на электронной площадке не позднее рабочего дня, следующего за днем его регистрации в ЕИС;

11) уполномоченные лица участника закупок входят на ЭТП (с прохождением идентификации и аутентификации в ЕСИА) для подачи заявок на участие в электронных процедурах.

Как следует из краткой инструкции по редактированию прав доступа в личном кабинете участника закупки, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, для редактирования прав доступа пользователей организации участника закупок необходимо:

1) выполнить вход в личный кабинет участника закупок в ЕИС в сфере закупок в качестве Администратора;

2) в контекстном меню раздела «Администрирование» выбрать пункт «Пользователи», после чего отобразиться страница «Зарегистрированные пользователи участника закупок»;

3) в реестре «Зарегистрированные пользователи участника закупок» выбрать пользователя, у которого необходимо проверить права доступа и (или) которому необходимо скорректировать права доступа. В контекстном меню пользователя необходимо выбрать пункт «Права доступа пользователя»;

4) на вкладке «Права доступа пользователя» необходимо выбрать блок «Права работы на электронных площадках» и проверить в нем установленные права «Подписание проекта государственного (муниципального) контракта от имени участника закупки на электронной площадке». Если галочка установлена, то пользователь может подписывать государственный контракт;

5) после настройки/изменения прав для сохранения введенных данных нажмите кнопку «Сохранить», после чего отобразиться печатная форма информации о правах и полномочиях пользователя. После установки отметки о согласии на подписание указанной информации и необходимо нажать на кнопку «Подписать и разместить».

Таким образом, проверка полномочий лиц (пользователей) на осуществление действий от имени участника закупки происходит при определении таких лиц в качестве уполномоченных лиц участника закупки в ЕСИА, а также в момент входа на ЭТП с прохождением идентификации и аутентификации в ЕСИА.

Необходимо отметить, что порядок делегирования полномочий, а также оформления доверенности сотруднику организации в ЕСИА размещен в открытом доступе (https://www.gosuslugi.ru/help/faq/company_profile/4188).

С учетом изложенного, комиссия по осуществлению закупок в отсутствие правовых оснований отклонила заявку заявителя на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что не соответствует подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, антимонопольный орган принимает во внимание пояснения представителя комиссии по осуществлению закупок о том, что, отклоняя заявку заявителя, комиссия действовала в рамках осуществления полномочий по проверке достоверности сведений, представленных в заявке на участие в закупке, буквально трактуя при этом часть 3 статьи 27, подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что, несмотря на отсутствие у участника закупки обязанности включать в состав заявки доверенность, подтверждающую полномочия лица, подавать заявку от имени участника закупки, возможность ее представления не ограничена законодательством о контрактной системе, тем более, что такая доверенность имеется у участника закупки в виде отдельного файла и представлена в качестве приложения к рассматриваемой жалобе.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <...> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для офисной техники (извещение № 0369100002323000005) обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Не передавать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

2023-5977

 

 

Связанные организации

ФГБОУ ВО "ЮУрГГПУ"
ИНН 7453041664, ОГРН 1027403882164
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Солуданов Юрий Дмитриевич
ИНН 890508077034, ОГРН 320237500083291