Решение №ВЛ/12791/22 решение по делу № РНП-74-444/2022 от 17 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение по делу № РНП-74-444/2022

 

Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области

454091, г. Челябинск,

пр. Ленина, 57

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454087, г. Челябинск,

ул. Калинина, 21, офис 313

 

Индивидуальному предпринимателю «<…>»

 

Электронная торговая площадка АО «ТЭК-Торг»

119021, г. Москва,

ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2828/2022

(№ РНП-74-444/2022)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 14 октября 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее – заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе «<…>» (далее – ИП «<…>», индивидуальный предприниматель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № К-22-0083 на выполнение работ для областных государственных нужд от 11.07.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дорожного покрытия прилегающей территории административного здания (извещение №0869200000222003030), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, действующих на основании доверенности № 03-01-01-08/4738 от 23.12.2021;

- представителя ИП «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 11.10.2022;

в отсутствие представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области», ходатайство № 180 от 10.10.2022.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 06.10.2022 поступило обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП «<…>» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № К-22-0083 на выполнение работ для областных государственных нужд от 11.07.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дорожного покрытия прилегающей территории административного здания (извещение №0869200000222003030) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 20.06.2022 в 10:54 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 587 350, 80 рублей.

Протокол подачи ценовых предложений от 28.06.2022.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 20 %.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0869200000222003030 от 28.06.2022.

Государственных контракт № К-22-0083 на выполнение работ для областных государственных нужд от заключен 11.07.2022.

Из обращения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области следует, что выполненные работы не приняты заказчиком. Изложенные в мотивированном отказе от подписания документа о приемке работ причины не устранены подрядчиком. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пояснениям представителя ИП «<…>» подрядчиком выполнены работы по капитальному ремонту дорожного покрытия, но заказчик отказался от приемки работ. С решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не согласен.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).

Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Между Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области и ИП «<…>» 11.07.2022 заключен государственный контракт № К-22-0083 на выполнение работ для областных государственных нужд (далее - контракт).

Согласно пункту 1.2 по контракту «подрядчик» обязуется выполнить работы по капитальному ремонту дорожного покрытия прилегающей территории административного здания (далее – «работы») в соответствии с приложениями к контракту, указанными в разделе 9 контракта, а «Государственный заказчик» обязуется принять и оплатить выполненные «Работы» в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Обязанностями подрядчика, предусмотренными пунктом 2.1 контракта, в том числе, являются:

- выполнение предусмотренных контрактом работ качественно, в полном объеме, в установленные контрактом сроки в соответствии с приложениями к контракту, указанными в разделе 9 контракта, и иными условиями контракта (пункт 2.1.1 контракта);

- устранение за свой счет выявленных в процессе выполнения работ и после их завершения в гарантийный срок (в случае, если он установлен) недостатков (дефектов) работ, возникших вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки государственному заказчику и (или) третьим лицам, возмещение убытков в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.5 контракта);

- выполнение работы, а также устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженные в пределах гарантийного срока (в случае, если он установлен) с надлежащим качеством в соответствии с условиями контракта, в том числе с соблюдением требований, технических регламентов, с соблюдением правил, установленных государственными стандартами, сводами правил, указанными в приложениях к контракту, которые перечислены в разделе 9 контракта устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного контрактом (пункт 2.1.6 контракта);

- сдача заказчику результатов выполненных работ в порядке и срок, предусмотренные контрактом (пункт 2.1.17 контракта).

В свою очередь, обязанностью заказчика является:

- приемка выполненных подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта (пункт 2.3.1 контракта);

- оплата выполненных по контракту работы на основании сметы контракта с учетом фактически выполненных подрядчиком работ не позднее 7 (семи) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (пункт 2.3.2 контракта);

- проведение проверки предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных контрактом, самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 2.3.2 контракта).

Цена настоящего контракта составляет 2 869 880,80 рублей (два миллиона восемьсот шестьдесят девять тысяч восемьсот восемьдесят рублей 80 копеек), НДС не предусмотрен (пункт 3.1 контракта).

Разделом 4 контракта определены срок, место выполнения, порядок сдачи-приемки работ.

Так, срок выполнения работ по контракту: в течение 60 календарных дней с момента заключения государственного контракта (пункт 4.1 контракта).

Место выполнения работ (объект): г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 20 (пункт 4.2 контракта).

Для проверки предоставленных подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта государственный заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться государственным заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании соответствующих контрактов (пункт 4.4 контракта).

В соответствии с пунктом 4.7 контракта для осуществления электронного документооборота в единой информационной системе (далее – ЕИС) при формировании и подписании документа о приемке работ в процессе исполнения контракта предусмотрен следующий порядок приемки.

Подрядчик в течение двух рабочих дней после выполненных работ формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать: - включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения государственного заказчика, наименование объекта закупки, место выполнения работы, информацию о подрядчике, предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, единицу измерения оказанной услуги; - наименование выполненной работы; - наименование страны происхождения поставленного товара (в случае, если при выполнении работ происходит поставка товара); - информацию о количестве поставленного товара (в случае, если при выполнении работ происходит поставка товара); - информацию об объеме выполненной работы; - стоимость исполненных подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу выполненной работы; - иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.

К документу о приемке могут прилагаться счет, счет-фактура (при условии уплаты НДС), акт о приемке выполненных работ формы КС-2, справка формы КС-3 и иные документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная настоящим пунктом информация, содержащаяся в документе о приемке. В случае, если указанные выше документы не приложены к документу о приемке и не направлены подрядчиком государственному заказчику в ЕИС, подрядчик обязан представить данные документы государственному заказчику на бумажном носителе. При отсутствии указанных выше документов приемка не производится.

Документ о приемке, подписанный подрядчиком, не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется государственному заказчику. Датой поступления государственному заказчику документа о приемке, подписанного подрядчиком, считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен государственный заказчик.

Государственный заказчик не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке осуществляет приемку выполненных работ и оформление результатов такой приемки и совершает одно из следующих действий: - подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке; - формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в ЕИС направляются автоматически с использованием ЕИС подрядчику. Датой поступления подрядчику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен подрядчик.

В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке подрядчик» вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить государственному заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Датой приемки выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного государственным заказчиком.

Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с настоящий разделом контракта, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени подрядчика государственного заказчика, и размещения в ЕИС исправленного документа о приемке.

Если в мотивированном отказе от подписания документа о приемке не установлен срок на устранение причин, указанных в таком мотивированном отказе, подрядчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней устранить выявленные причины, указанные мотивированном отказе, и направить государственному заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом контракта, своими силами и за свой счет.

Срок действия контракта определен пунктом 8.1 контракта - контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2022; окончание срока действия контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон по контракту.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 8.3 контракта).

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и индивидуальным предпринимателем по вопросам, касающимся исполнения контракта.

В письме № 11 от 15.07.2022 индивидуальный предприниматель уведомил заказчика о планируемом сроке начала работ с 22.07.2022 по 12.08.2022, попросил освободить территорию к 22.07.2022.

Графиком выполнения работ подрядчик предусмотрел следующие сроки: 1) 25.07.2022-28.07.2022 – разборка бортовых камней, снятие асфальтового покрытия, разборка цементно-бетонных оснований; 2) 28.07.2022-01.08.2022 – разработка грунта, регулировка высоты положения крышек колодцев, вывоз мусора и грунта после демонтажных работ; 3) 01.08.2022–04.08.2022 – отсыпка, уплотнение покрытия; 4) 04.08.2022-12.08.2022 – устройство асфальтового покрытия.

В отправленном 03.08.2022 посредством электронной почты письме б/н, б/д Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области, сославшись на условия контракта, указало на следующие, выявленные в ходе контроля выполняемых подрядчиком работ замечания: 1) после вырезки участков асфальтового покрытия не убран мусор из полостей вырезанных участков; 2) обеспыливание поверхностей не выполнено; 3) не выполнена регулировка высоты положения крышек колодцев.

Акты освидетельствования скрытых работ датированы 10, 12, 13 августа 2022г.

Согласно сведениям ЕИС 22.08.2022 ИП «<…>»размещен «документ о приемке № 1 от 22.08.2022».

В письме от 25.08.2022 б/н заказчик попросил индивидуального предпринимателя для приемки результата работ прибыть 30.08.2022 по указанному адресу либо направить представителя.

Согласно акту приемки законченных работ по капитальному ремонту дорожного покрытия от 30.08.2022 работы по контракту, предъявленные к приемке, заказчиком не приняты.

Из содержания заключения эксперта от 31.08.2022 по государственному контракту № К-22-0083 от 11.07.2022 следует, что на поставленные перед экспертом вопросы о соответствии выполненных работ контракту, об определении возможности использования результата работ, даны ответы что в результате не выполнения подрядчиком работ по подготовке основания для укладки асфальтобетонной смеси, подрядчик не выполнил работы по уплотнению асфальтобетонной смеси, при укладке подрядчиком асфальта и первичном проходе катком появились трещины, неровности и выбоины, после чего уплотнение катками асфальтобетонного покрытия подрядчик не выполнил; использование результата работ по назначению невозможно. Кроме того, указано, что асфальтобетонная смесь не соответствовала контракту. Так, в соответствии со сметой (п.п. 18) асфальтобетонные смеси марка 1, (п.п. 20) асфальтобетонные смеси марка 2, тип А; подрядчиком представлен паспорт на асфальтобетонную смесь марка 2 тип Б. В представленном подрядчиком акте выполненных работ форма КС-2 смесь асфальтобетонная марка 2 тип А.

В письме № 13 от 13.09.2022 индивидуальный предприниматель, сославшись на выполненные работы, высказал несогласие с заключением эксперта, попросил провести независимую экспертизу выполненной работы.

В претензии от 22.09.2022 № 03-01-08ПР/40 подрядчику начислен штраф.

Уведомление о проведении забора проб № 16 от 28.09.2022 содержит просьбу о предоставлении доступа на территорию указанным в уведомлении сотрудникам.

В возражении на решение об одностороннем отказе о исполнения контракта подрядчик сослался на заключение эксперта по результатам забора проб дорожного покрытия. Так, в протоколе испытаний № 117/2022 от 02.08.2022, который проводился для определения коэффициента уплотнения, водонасыщения на соответствие требований нормативно-технической документации, нашло отражение заключение, что водонасыщение верхнего слоя, в переформованном образце, коэффициент уплотнения верхнего слоя, фактическая толщина слоя соответствуют требованиям ГОСТ, СП, сцепление с нижележащим слоем обеспечено.

Согласно письму от 07.10.2022 № 03-01-01-08/2341 Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области ответило индивидуальному предпринимателю, что основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта отсутствуют.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 21.09.2022, сформировано с использованием единой информационной системы 23.09.2022.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 23.09.2022. Контракт расторгнут 04.10.2022, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 06.10.2022.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Согласно информации и документам, представленным сторонами в материалы дела, пояснениям представителей сторон, выявленные Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области недостатки результата работ подрядчика, не устранены последним, что может свидетельствовать о наличии оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вместе с тем, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель выполнил работы, но они не приняты заказчиком.

Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако должный результат не достигнут. Кроме того, у заказчика возникли претензии к качеству выполненных подрядчиком работ. При этом, на заседании Комиссии представители заказчика и подрядчика пояснили, что исправление выполненных работ повлечет за собой большие расходы, чем было запланировано изначально на осуществление рассматриваемой закупки.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке, снизил цену контракта (на 20%).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного, антимонопольному органу не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении индивидуальным предпринимателем виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта, а, следовательно, о наличии в действиях ИП «<…>» признаков недобросовестного поведения, достаточных для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП «<…>»

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области об ИП «<…>» (ИНН «<…>»), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-13787

 

 

Связанные организации

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ИП Млкеян Гарик Гарникович
ИНН 745311251378, ОГРН 318745600242780
Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области
ИНН 7453148664, ОГРН 1057424585756
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368