Решение (комиссия) №ВЛ/14713/23 решение по делу № РНП-74-394/2023 от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9

 

решение по делу № РНП-74-394/2023

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» города Магнитогорска

455000, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

ул. Суворова, 76А

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 61» города Магнитогорска (организатор совместного аукциона)

455025, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

ул. Енисейская, д. 135

 

Общество с ограниченной ответственностью «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ»

109428, г. Москва,

пр-т Рязанский, д. 26, стр. 17

 

Директору, участнику ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ»

«<…>»

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2449/2023

(№ РНП-74-394/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» города Магнитогорска (далее – МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» (далее - ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ», Общество, участник закупки, исполнитель), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на оказание услуг № ПСД – 15/2023 от 31.05.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по замене системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, с получением положительного заключения государственной экспертизы (извещение №0369300080223000002), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска «<…>», действующего на основании доверенности № 5 от 07.09.2023;

- представителя ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» директора «<…>», действующего на основании решения б/н от 16.05.2014;

- в отсутствие представителей Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 61» города Магнитогорска (далее – организатор совместного аукциона).

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 17.10.2023 поступило обращение МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ», участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на оказание услуг № ПСД – 15/2023 от 31.05.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по замене системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, с получением положительного заключения государственной экспертизы (извещение №0369300080223000002) (далее – аукцион, закупка) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела организатором совместного аукциона объявлена закупка путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 04.05.2023 в 11:20 извещения о проведении совместного электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 470 000, 00 рублей.

Протокол подачи ценовых предложений от 12.05.2023.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,51%.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0369300080223000002 от 15.05.2023.

Контракт на оказание услуг № ПСД – 15/2023 заключен 31.05.2023.

Из обращения заказчика следует, что исполнителем обязательства по контракту не выполнены. Заказчиком 25.08.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Впоследствии, в связи с возобновлением исполнителем исполнения обязательств по контракту (устранением нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта), заказчик отменил решение от 25.08.2023. Но поскольку выявленные заказчиком замечания к локальным сметам рабочей документации не устранены, не представлена проектно-сметная документация на выполнение работ по замене системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, получившая положительное заключение государственной экспертизы, заказчик вновь принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пояснениям представителя Общества в процессе исполнения контракта исполнителем неоднократно запрашивались сведения, необходимые для исполнения обязательств по контракту, для направления разработанной документации на экспертизу от заказчика затребована доверенность. Техническое задание в части указания базисно-индексного метода (вместо ресурсно-индексного метода) и условие контракта о возложении обязанности по проведению экспертизы (заключению договора о прохождении государственной экспертизы) на исполнителя не соответствовало, по мнению ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ», требованиям действующего законодательства. Исполнитель предпринимал действия, направленные на исполнение контракта, пытался обозначенные заказчиком замечания, но доверенность от МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска так и не получил, что, в конечном итоге, не позволило бы подать документы на прохождение государственной экспертизы.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Между МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска и ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» 31.05.2023 заключен контракт № ПСД – 15/2023 на оказание услуг (далее - контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по замене системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, с получением положительного заключения государственной экспертизы (далее - услуги), а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

В силу пункта 2.1 контракта услуги оказываются исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение №1 к контракту), являющегося неотъемлемой частью контракта.

Обязанностями исполнителя, определенными пунктом 3.2 контракта, являются:

- оказание услуг в соответствии с техническим заданием в предусмотренный контрактом срок (пункт 3.2.1 контракта);

- направление проектной документации на экспертизу на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости (пункт 3.2.6 контракта);

- согласование готовой проектной документации с заказчиком перед проведением экспертизы, путем составления акта по форме, предусмотренной приложением № 3 к контракту. Устранение возражения заказчика (в случае их наличия) (пункт 3.2.8 контракта);

- информирование заказчика о предполагаемых изменениях и последствиях, которые могут возникнуть у заказчика в ходе или в результате исполнения контракта, если таковые изменения и последствия предвидятся исполнителем и не противоречат действующему законодательству пункт 3.2.11 контракта);

- принятие расходов по оплате государственной экспертизы проектной документации (в том числе повторной, в случае получения отрицательного заключения) (пункт 3.1.16 контракта).

Пунктом 3.3.6 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 3.4.8 контракта заказчик обязан предоставить исполнителю документы, необходимые для исполнения контракта.

Сроки оказания услуг определены разделом IV контракта. Так, в соответствии с пунктом 4.1 контракта услуги оказываются в один этап. Срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 14.08.2023.

В силу пункта 5.1 контракта результатом оказанной услуги по контракту является прошедшая государственную экспертизу в части определения достоверности сметной стоимости, передаваемая заказчику в установленный контрактом срок по акту передачи проектной документации в количестве и в виде, указанном в техническом задании (Приложение №3 к контракту).

Согласно установленному заказчиком порядку приемки: при завершении оказания услуг по контракту исполнитель обязан представить на бумажном носителе следующие документы: - 2 (два) экземпляра, подписанного со своей стороны акта передачи проектной документации (приложение № 3 к Контракту); - проектную документацию в количестве и в виде, указанном в техническом задании; - документ, подтверждающий положительное заключение экспертизы (согласование) проектной документации (пункт 5.1 контракта).

Заказчик в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 5.1.1 контракта: - осуществляет проверку сведений о видах и объемах фактически выполненной услуги на соответствие сметной документации, условиям контракта; - передает исполнитель нарочно, по одному экземпляру подписанных обеими сторонами, акт передачи проектной документации (пункт 5.2 контракта).

Приемка осуществляется в следующем порядке: 1) исполнитель в течении 3 (трех) рабочих дней с фактической даты оказания услуг, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать: - включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место оказание услуги, информацию об исполнители, предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг), оказанной услуги; - наименование оказанной услуги; - информацию об объеме оказанной услуги; - стоимость исполненных исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении оказании закупаемых услуг), оказанной услуги; - иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе; 2) к документу о приемке, предусмотренному подпунктом 1 настоящего пункта, прилагаются документы, которые считаются его неотъемлемой частью: - акта передачи проектной документации (скан-копия); - счет на оплату с указанием суммы, подлежащей к оплате; - счет-фактура (при необходимости). В случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, сформированном в ЕИС, приоритет имеет предусмотренная подпунктом 1 настоящего пункта информация, содержащаяся в документе о приемке (сформированном в ЕИС); 3) документ о приемке, сформированный в ЕИС и подписанный исполнителем, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного исполнителем, считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик. … 5) документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктом 4 направляются автоматически с использованием единой информационной системы исполнителю. Датой поступления исполнитель документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен исполнитель; 6) в случае получения в соответствии с пунктом 5 настоящего пункта мотивированного отказа от подписания документа о приемке исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью; 7) датой приемки оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке оказанных услуг, подписанного заказчиком (пункт 5.3 контракта).

В соответствии с пунктом 6.1 контракта цена контракта составляет 69 642 (шестьдесят девять тысяч шестьсот сорок два) рублей 86 копеек, НДС не облагается.

В силу пункта 13.1 контракт вступает в силу с даты заключения контракта и действует по 13 сентября 2023 г. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту.

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и исполнителем по вопросам, касающимся исполнения контракта.

Запросы исходных данных подготовлены ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» 01.06.2023 № 55/23, 26.06.2023 № 65/23.

Из пояснений представителя заказчика, данных на заседании Комиссии, следует, что имеющиеся данные заказчиком предоставлены. Но из пояснений представителя исполнителя следовало, что предоставленных заказчиком сведений оказалось недостаточно.

ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» 27.06.2023 заключило договор с ООО «БИЗНЕС-СИСТЕМЫ» на безвозмездное оказание услуг. Согласно акту сдачи-приемки оказания услуг по договору на безвозмездное оказание услуг в интересах заказчика № б/н от 30.06.2023 предоставлено предпроектное обследование на капитальный ремонт СПС и СОУЭ, услуги выполнены, качество соответствует требованиям заказчика.

В уведомлении № 91/23 от 14.08.2023 Общество указало МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска, что ввиду несвоевременного и не в полном объеме предоставленных заказчиком исполнителю исходных данных ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» считало невозможным исполнение обязательств по контракту и приостанавливало начало выполнения работ. Кроме того, Общество попросило заключить дополнительное соглашение на продление сроков выполнения работ до 30.11.2023, исключить из контракта пункт о государственной экспертизы ПСД, а также достоверности определения сметной стоимости; уведомило о приостановлении выполнения работ.

Согласно письму, сформированному и направленному ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» посредством рассылки по электронной почте заказчикам совместного электронного аукциона, исполнитель уведомил о «нахождении ПСД в процессе разработки», на необходимость «подождать еще некоторое время», на готовность расторгнуть контракт по «взаимному согласию сторон».

Претензией № 196 от 18.08.2023 МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска, сославшись на условия контракта, в том числе в части срока оказания услуг, указало, что по состоянию на 15.08.2023 услуга не оказана. Попросило в течение 5 дней оказать услуги, указав на возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе Муниципального общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» города Магнитогорска от исполнения контракта от 31 мая 2023г. № ПСД-15/2023 принято заказчиком 25.08.2023, исх. № 215. Решение размещено в ЕИС, получено исполнителем 25.08.2023.

В письме № 112/23 от 28.08.2023 Общество попросило заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, гарантировало выслать проектно-сметную документацию на электронную почту и «01.09.2023 зайти в экспертизу определения достоверности сметной стоимости», оказать услуги в полном объеме; уведомило о готовности проектно-сметной документации на 95%.

Рабочая документация направлена исполнителем МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска с сопроводительным письмом № 117/23 от 30.08.2023.

Для прохождения экспертизы сметной стоимости ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» письмом № 123/23 от 31.08.2023 запросило от заказчика доверенность на исполнителя, документы, наименование объекта в соответствии с документацией. Указанное письмо оставлено заказчиком без ответа.

Из содержания письма № 236 от 05.09.2023 следует, что МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку исполнитель возобновил исполнение обязательств по контракту, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Замечания заказчика по локальным сметам рабочей документации, представленной исполнителем нашли отражение в письме № 257 от 13.09.2023. МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска указало на составление локальных сметных расчетов в ценах 1 квартала; на учет цен материалов и оборудования согласно конъюнктурного анализа 1 квартала 2022г.; на невключение затрат на погрузку и вывоз мусора, образовавшегося при демонтаже; отсутствие расценок по прокладке кабеля в трубах; непонятное назначение стальных труб; отсутствие «в монтаже программатора присоединения к эл. сети»; отсутствие разводки по устройствам и подключению жил кабелей. Заказчик попросил исполнителя в течение 5 дней рассмотреть замечания и дать ответ.

Письмом № 184/23 от 26.09.2023 ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» проинформировало заказчика о невозможности прохождения экспертизы в связи с расхождением используемого при расчетах в строительстве ресурсно-индексного метода с определенным в техническом задании базисно-индексным методом; в дополнение к запросу № 123/23 от 31.08.2023 сообщило об отсутствии задания на проектирование, о необходимости подтверждения сведений об источниках финансирования, о правах на земельный участок.

В письме № 192/23 от 28.09.2023 Общество проинформировало заказчика о том, что с 25 мая 2023 года Челябинская область стала одним из 27 регионов страны, которые перешли на ресурсно-индексный метод (РИМ) расчетов в строительстве в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»; повторно указало на невозможность прохождения экспертизы из-за различия методов расчета; предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска 05.10.2023, сформировано с использованием единой информационной системы 05.10.2023.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 05.10.2023. Контракт расторгнут 17.10.2023, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 17.10.2023.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

В возражениях на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 223/23 от 12.10.2023 исполнитель выразил несогласие с решением заказчика.

Вместе с тем, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке, снизил цену контракта на 0,51 %.

В рассматриваемом случае, обстоятельства свидетельствуют об отсутствии взаимодействия сторон в рамках исполнения контракта, тогда как взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, включено в исполнение контракта в силу положений части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П).

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из документов не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта, о наличии в действиях исполнителя недобросовестного поведения, достаточного для включения сведений о таком исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ», его директоре и участнике.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска об ООО «ПРОЕКТНЫЕ СИСТЕМЫ» (ИНН «<…>»), его директоре и участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

2023-16769

 

 

Связанные организации

МОУ «Специальная (коррекционная) школа № 15» г. Магнитогорска
ИНН 7444027286, ОГРН 1027402059046
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МОУ "СОШ № 61" г. Магнитогорска
ИНН 7446024604, ОГРН 1027402235497
ООО «Проектные Системы»
ИНН 7721834252, ОГРН 1147746607800