Предупреждение б/н Предупреждение № 5-03/14 МУП «УКХ Канашево» от 15 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 5-03/14

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ,

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

13 марта 2014 года                                                                                        

 г. Челябинск                             

В связи с наличием в действиях МУП «УКХ Канашево» признаков нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона «О защите конкуренции»), выразившихся навязывании потребителям коммунальной услуги невыгодных условий договора водоснабжения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) на основании статьи 391  Закона «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем обращения в ГК «ЕТО по Челябинской области» с заявлением об установлении для МУП «УКХ Канашево»  тарифа на оказание услуг по водоснабжению  в срок до 30 марта 2014 года.

При исполнении данного предупреждения необходимо учесть следующее.

      Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) при рассмотрении дела № 52-03/13  установлено, что на территории с. Канашево Красноармейского района услуги по водоснабжению оказывает МУП «УКХ Канашево», однако тариф на поставку холодной воды для предприятия не утвержден.

        Согласно материалам дела услуги по водоснабжению на территории с. Канашево Красноармейского района в 2013 году оказывало МУП «УКХ Канашево» по договору с ООО «Комсервис». Тариф на поставку холодной воды потребителям коммунальной услуги утвержден для ООО «Комсервис» Постановлением ГК ЕТО от 29.11.2012 № 49/244, однако предприятием услуги по водоснабжению не оказываются.

          В соответствии со статьей 13 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

   К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

            Согласно статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом,  положения Гражданского кодекса Российской Федерации не требуют заключать в письменной форме договор водоснабжения с потребителем - гражданином.

Существенным условием договора водоснабжения  является цена. Как установлено Комиссией, взимание платы за предоставленную коммунальную услугу -  водоснабжение на территории с. Канашево Красноармейского района в 2013 году производилось МУП «УКХ Канашево».

             Из содержания части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

              В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

               МУП «УКХ Канашево» является организацией коммунального комплекса поскольку осуществляет эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг водоснабжения на территории с. Канашево Красноармейского района.

               Статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования), предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

              В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2008 № 520, для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

              По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

              В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477 «Об утверждении положения, структуры и штатной численности единого тарифного органа» органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области является Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК «ЕТО Челябинской области»).

           Материалами дела установлено, что МУП «УКХ Канашево» не обращалось для установления тарифов на услуги водоснабжения в ГК «ЕТО Челябинской области». Взимание платы по договору водоснабжения с потребителей услуги производилось по тарифу установленному для ООО «Комсервис».

            Таким образом, МУП «УКХ Канашево» оказывало услуги по водоснабжению питьевой водой  в 2013 году без утверждения в установленном законом порядке тарифа на водоснабжение, что в свою очередь привело  к  нарушению существенного условия договора водоснабжения.

         Следовательно, своими действиями МУП «УКХ Канашево» навязывало потребителям коммунальной услуги невыгодные условия договора водоснабжения.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоснабжению.

МУП «УКХ Канашево» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению на территории с. Канашево Красноармейского района.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке МУП «УКХ Канашево»  обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

О выполнении предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Вр.и.о. руководителя                                                                                     

Е.Г. Семенова

Связанные организации

Связанные организации не указаны