Решение б/н Решение по делу № 5-03-18.1/2014 по жалобе ООО «ЭнергоТранс»... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 января 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ефимова Татьяна Владимировна - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 5-03-18.1/2014 по жалобе ООО «ЭнергоТранс» на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия «Челябинский городской электрический транспорт» (далее – МУП «ЧелябГЭТ») в присутствии:

·         представителя ООО «ЭнергоТранс»  по доверенности;

·         представителя ООО «ЭнергоТранс»  по доверенности;

·         представителя МУП «ЧелябГЭТ» по доверенности;

·         представителя МУП «ЧелябГЭТ» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «ЭнергоТранс» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в необоснованном недопуске к участию в открытом конкурсе на право  оказания клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения ООО «ЭнергоТранс» (извещение № 31400824308).

В жалобе ООО «ЭнергоТранс» указано следующее. 20.01.2014 МУП «ЧелябГЭТ» разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса на право оказания клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения.

10.02.2014 ООО «ЭнергоТранс» была подана заявка на участие в данном конкурсе.

11.02.2014 заказчик направил в адрес ООО «ЭнергоТранс» письмо (исх. № 224 от 11.02.2014) с просьбой представления структуры предлагаемой цены и её обоснованием (сметным расчетом) в письменном виде в срок до 14 часов 00 минут 12.02.2014.

ООО «ЭнергоТранс» в своём письме (исх. № 13 от 12.02.2014) представило МУП «ЧелябГЭТ» запрашиваемую структуру предлагаемой цены и её обоснование (сметный расчет). 

13.02.2014 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, ул. 1-ой Пятилетки, д. 30 МУП «ЧелябГЭТ» были проведены торги в форме открытого конкурса на право оказания клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на право оказания клининговых услуг от 12.02.2014 № 2, закупочная комиссия отказала в допуске к участию в открытом конкурсе ООО «ЭнергоТранс». В качестве причины отклонения указано, что участник закупки не представил в указанные сроки структуру предлагаемой цены, запрошенную МУП «ЧелябГЭТ» в ходе рассмотрения заявки на участие.   

Данная причина отклонения заявки, по мнению заявителя, является незаконной и необоснованной. Более того, предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, не допускается действующим законодательством. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

ООО «ЭнергоТранс» также считает, что конкурсной документацией не установлено, что в заявке на участие в открытом конкурсе должна содержаться структура предлагаемой цены контракта и ее обоснование (сметный расчет).  По мнению ООО «ЭнергоТранс», поданная им заявка соответствовала требованиям конкурсной документации заказчика и действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, отказ в допуске к участию в открытом конкурсе по основанию, указанному МУП «ЧелябГЭТ», является незаконным и необоснованным.

По мнению ООО «ЭнергоТранс», пунктами 6, 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) регламентирован перечень информации и документов, которые должны содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию и представление которых в заявке на участие в открытом конкурсе обязательно. Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных настоящим перечнем информации и документов, не допускается. 

МУП «ЧелябГЭТ» с доводами жалобы ООО «ЭнергоТранс» не согласилось, в ходе рассмотрения материалов по жалобе представило пояснения по доводам жалобы, в которых указывалось следующее.  

Предлагаемая заявителем цена договора на оказание клининговых услуг на 25% ниже начальной цены, установленной конкурсной документацией. На основании пунктов 24.1, 24.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 (далее - Положение), а также пункта 4.14.13 конкурсной документации, заказчик вправе отклонить заявку, если было установлено, что предложенная цена на 25% и более ниже начальной цены, установленной конкурсной документацией.

К тому же, МУП «ЧелябГЭТ» указывает, что в соответствии с пунктом 4.14.1.8 конкурсной документации, заказчик имеет право запрашивать у участника открытого конкурса дополнительную информацию по представленной им заявке. Также, пунктом 24.2. Положения установлено, что участник, предложивший цену договора на 25% и более ниже начальной цены, обязан представить структуру предлагаемой цены в сроки, предусмотренные запросом заказчика.

В связи с этим, 11.02.2014 в адрес ООО «ЭнергоТранс» был направлен запрос о представлении структуры предлагаемой цены в срок до 14 часов 00 минут 12.02.2014.

Краткий расчет структуры цены услуг был представлен ООО «ЭнергоТранс» 12.02.2014 в 14 часов 15 минут, то есть с нарушением установленного в запросе времени. Дополнительно общество пояснило, что полный сметный расчет будет представлен в случае выбора его победителем открытого конкурса. В связи с данными обстоятельствами, у заказчика возникли сомнения в способности данного участника открытого конкурса исполнить договор на предложенных условиях.

На заседании Комиссии представители ООО «ЭнергоТранс» поддержали доводы, изложенные в жалобе, пояснив, что МУП «ЧелябГЭТ» своими действиями, выразившимися в истребовании документов, не предусмотренных конкурсной документацией, необоснованно не допустили к участию в открытом конкурсе ООО «ЭнергоТранс».

Представители МУП «ЧелябГЭТ» на заседании Комиссии пояснили, что обжалуемые действия предприятия регламентированы Положением, а также конкурсной документацией.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Предметом открытого конкурса является право оказания клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения (извещение № 31400824308).

Заказчиком запроса предложений является МУП «ЧелябГЭТ».              

Документация и извещение о проведении открытого конкурса опубликованы в сети «Интернет» на сайте  www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 200 000, 00 (четыре миллиона двести тысяч рублей 00 копеек), включая НДС 18%.

В соответствии с протоколом № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 10.02.2014 года было подано семь заявок – ООО ЦКО «Офис - контроль», ООО «Клин Сервис», ООО «Промхолдинг», ИП Лукманова С.В., ООО «ЭнергоТранс», ООО «Керхер Инжиниринг Профи», ИП Хомяк И.А.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на право оказания клининговых услуг от 12.02.2014 № 2 к участию в открытом конкурсе не были допущены 2 участника – ООО «Промхолдинг» и ООО «ЭнергоТранс». В качестве причины отклонения заявки ООО «ЭнергоТранс» указывалось следующее: «На основании пункта 4.14.1.8 Документации открытого конкурса «На право заключения договора на оказание клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения» и возникновения сомнений по представленной цене работ в соответствии с пунктами 24.1 и 24.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ», было направлено письмо в адрес участника закупки, с просьбой о представлении структуры цены в письменном виде. Участник закупки не представил структуры предлагаемой цены в указанные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В пункте 3.2 конкурсной документации и пункте 14 информационной карты открытого конкурса заказчик указал документы, которые участникам необходимо было представить в составе заявки для участия в открытом конкурсе, а именно:

- согласие Претендента на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных конкурсной документацией;

- официальный документ, содержащий фирменное наименование (наименование), сведения об организационно – правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

- полученную не ранее чем за 1 (один) месяц до дня размещения на ЭТП и официальном сайте извещения о проведении конкурса копию выписки из ЕГРЮЛ или копию нотариально заверенной копии такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за 1 (один) месяц до дня размещения на ЭТП и официальном сайте извещения о проведении конкурса копию выписки из ЕГРИП или копию нотариально заверенной копии такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 2 (два) месяца до дня размещения на ЭТП и официальном сайте извещения о проведении конкурса;

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Претендента – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Претендента без доверенности (далее для целей конкурсной документации - руководитель). В случае, если от имени Претендента действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени Претендента, заверенную печатью Претендента и подписанную его руководителем или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Претендента, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

- в случае, если Претендент не признается налогоплательщиком НДС или освобождается от исполнения обязанности налогоплательщика НДС – документ, подтверждающий, что он не признается налогоплательщиком НДС или освобождается от исполнения обязанности налогоплательщика НДС, с указанием положения Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося основанием для непризнания или освобождения;

- копии учредительных документов Претендента (для юридического лица);

- письменное заявление Претендента об отсутствии возбужденного в отношении него дела о несостоятельности (банкротстве) на дату подачи заявки, представленное на бланке организации – Претендента и подписанное уполномоченным лицом;

- письменное заявление претендента о неприостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки;

- оригинал справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающий отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов Претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, полученной не ранее чем за 3 (три) месяца до даты размещения извещения о проведении конкурса на ЭТП и официальном сайте/ документы, подтверждающие факт обжалования Претендентом наличия указанной задолженности, если решение по жалобе на день рассмотрения заявки не принято;

- решение или копия решения об одобрении сделки, планируемой к заключению в результате конкурса, если такое одобрение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации или учредительными документами Претендента (об одобрении крупной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность и др.). В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок для Претендента невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами Претендента порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении соответствующих сделок, Претендент обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его Победителем представить вышеуказанное решение до момента заключения договора;

- документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки (копия платежного поручения (квитанции) с отметкой банка/ выписка с расчетного счета Претендента и пр.), в случае, если требование обеспечения заявки предусмотрено пунктом 11 раздела 5 «Информационная карта»;

- документы, подтверждающие опыт оказания аналогичных услуг;

- справка о наличии кадровых ресурсов, необходимых для оказания услуг (количество и квалификация привлекаемых работников);

- пояснительная записка, подтверждающая деловую репутацию;

- документы, подтверждающие наличие и состояние системы контроля качества услуг (о возможности назначения менеджера объекта).

Таким образом, в конкурсной документации отсутствует требование о представлении в составе заявки на участие структуры предлагаемой цены и её обоснование (сметный расчет).

Данная структура предлагаемой цены с обоснованием в виде сметного расчета является самостоятельным документом, представление которого в составе заявки для участия в открытом конкурсе не предусмотрено конкурсной документацией.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что МУП «ЧелябГЭТ» необоснованно не допустило ООО «ЭнергоТранс» к участию в открытом конкурсе. Данные действия МУП «ЧелябГЭТ» являются нарушением частей 1, 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку они ограничивали возможность хозяйствующего субъекта ООО «ЭнергоТранс» стать участником открытого конкурса на право оказания клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения.  

2. МУП «ЧелябГЭТ» в обоснование отклонения заявки ООО «ЭнергоТранс» на участие в открытом конкурсе также ссылается на Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012.

Так, в пункте 24.1 Положения МУП «ЧелябГЭТ» закрепило следующие требования: предприятие вправе отклонить заявку, поданную претендентом на участие в процедуре закупки, если оно установило, что предложенная в ней цена в сочетании с другими предложениями заявки в отношении объекта закупки аномально занижена, то есть на 25 (двадцать пять) или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной предприятием в извещении об осуществлении закупки, и у предприятия возникли обоснованные сомнения в способности участника процедур закупок исполнить договор на предложенных условиях.

Пунктом 24.2 регламентировано, что при представлении заявки, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной предприятием в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан представить структуру предлагаемой цены и обоснование такой цены. При этом предприятие обязано в сроки, предусмотренные процедурами закупок, провести анализ всей информации, представленной участником в заявке. В случае, если участник процедур закупок не представил указанную информацию, подтверждающую способность участника процедур закупок исполнить договор на условиях, предложенных таким участником и установленных документацией о закупке, предприятие отклоняет заявку такого участника с указанием причин отклонения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников.

Проанализировав данные пункты Положения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что требования, указанные в них, противоречат части 1 статьи 3  Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку по своему смыслу направлены на координацию деятельности хозяйствующих субъектов путем установления рамок, в пределах которых данные хозяйствующие субъекты имеют право формировать цену на товар или услугу. Наличие таких пунктов в Положении препятствует осуществлению хозяйствующим субъектом своего законного права на свободное формирование цены.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭнергоТранс» на действия МУП «ЧелябГЭТ»  обоснованной;

2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на право оказания клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения (извещение № 31400824308), выразившиеся в необоснованном недопуске к участию в конкурсе ООО «ЭнергоТранс», противоречащими частям 1, 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в утверждении в Положении о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 требований: пункт 24.1: «предприятие вправе отклонить заявку, поданную претендентом на участие в процедуре закупки, если оно установило, что предложенная в ней цена в сочетании с другими предложениями заявки в отношении объекта закупки аномально занижена, то есть на 25 (двадцать пять) или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной предприятием в извещении об осуществлении закупки, и у предприятия возникли обоснованные сомнения в способности участника процедур закупок исполнить договор на предложенных условиях.»; пункт 24.2: «при представлении заявки, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной предприятием в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан представить структуру предлагаемой цены и обоснование такой цены. При этом предприятие обязано в сроки, предусмотренные процедурами закупок, провести анализ всей информации, представленной участником в заявке. В случае, если участник процедур закупок не представил указанную информацию, подтверждающую способность участника процедур закупок исполнить договор на условиях, предложенных таким участником и установленных документацией о закупке, предприятие отклоняет заявку такого участника с указанием причин отклонения» и их применении, нарушением частей 1, 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Выдать МУП «ЧелябГЭТ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, об отмене открытого конкурса на право оказания клининговых услуг, включающих комплексную уборку помещений, закрепленных за МУП «ЧелябГЭТ» на праве хозяйственного ведения (извещение № 31400824308).

 

Председатель Комиссии                                                                           

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                                        

Д.А. Дозморова

Т.В. Ефимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны