Решение б/н Решение по делу № 5-2015 в отношении ООО «Авиакомпания «Побе... от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

14 апреля 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя

Управления - начальник отдела контроля за

рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

<…>, специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

рассмотрев дело № 5-2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций рекламы авиакомпании Победа: «Летим в Москву за 999 рублей», в отсутствие:

заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» (далее – ООО «Авиакомпания «Победа), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление жителя города Челябинска о несоответствии действительности сведений о стоимости авиабилетов в наружной рекламе авиакомпании «Победа».

Из заявления следует, что в городе Челябинске на рекламных конструкциях распространяется реклама авиакомпании «Победа» «Летим в Москву за 999 рублей», вместе с тем, по сведениям, размещенным на Интернет-сайте авиакомпании «Победа», самый недорогой авиаперелет стоит более двух тысяч рублей, а не 999 рублей, как следует из рекламы.

Проверка, проведенная по заявлению, показала, что в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций размещена реклама авиакомпании «Победа», в которой присутствуют сведения: «победа…Летим в МОСКВУ! от 999 рублей www.pobeda.aero».

Сведения: «Летим в МОСКВУ!» и «999» выполнены крупным шрифтом белого цвета на контрастном синем фоне и занимают основную часть рекламного поля, в связи с чем реклама создает впечатление о привлекательно низкой цене на услуги данной авиакомпании.

В целях проверки достоверности сведений о стоимости авиаперелета специалистами Челябинского УФАС России исследована информация на Интернет-сайте www.pobeda.aero и осуществлена онлайн-подборка билета на рейс из Челябинска в Москву, также у ООО «Авиакомпания «Победа» запрошены соответствующие доказательства.

Осмотр сайта www.pobeda.aero показал, что на главной странице сайта размещен рекламный баннер с меняющимся кадром по типу слайд-шоу, содержащий предложение об авиаперелете от 999 рублей в Москву из разных городов России, в частности, из Екатеринбурга, Уфы, Архангельска, Челябинска. В разделе «Тарифы» присутствует информация о тарифах, при этом минимальный размер тарифа составляет 999 рублей, также указано, что количество предложений по тарифу (включая минимальный тариф) на каждом рейсе ограничено. Здесь же содержится информация об аэропортовых пассажирских сборах и сборах за дополнительные услуги.

Так, например, аэропортовый сбор - AT2 «Пользование вокзальным комплексом аэропорта, за каждого вылетающего или прилетающего пассажира», аэропорт вылета/прилета Москва (Внуково), составляет 58 рублей, аэропортовый сбор - PF2 «Коммерческое обслуживание в аэропорту, за каждого вылетающего пассажира», аэропорт вылета/прилета Москва (Внуково), составляет 150 рублей.

В сборы за дополнительные услуги входит, например, сбор за создание/изменение/аннулирование бронирования за 1 пассажира, который включает:

сбор за услуги автоматизированной системы бронирования за 1 пассажира на каждом рейсе при бронировании через веб-сайт составляет 200 рублей, при бронировании через колл-центр – 400 рублей, при бронировании в аэропорту – 400 рублей;

сбор за изменение даты вылета и/или направления рейса, за 1 рейс (для возвратных тарифов), при бронировании через колл-центр составляет 2000 рублей, при бронировании в аэропорту – 2000 рублей;

сбор за изменение имени пассажира при бронировании через колл-центр 4000 рублей, при бронировании в аэропорту – 4000 руб;

плата за операцию по аннулированию бронирования при бронировании через колл-центр составляет 2000 рублей, при бронировании в аэропорту – 2000 рублей;

сбор за опоздание на рейс при бронировании в аэропорту составляет 4000 рублей;

справка о совершенном перелете при бронировании через колл-центр составляет 400 рублей.

Информация, размещенная на Интернет-сайте www.pobeda.aero, свидетельствует о том, что минимальную стоимость авиаперелета составляет тариф с дополнительными сборами.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлена онлайн-подборка билета на рейс из Челябинска в Москву, в результате которой был предложен билет не по минимальному тарифу 999 рублей, а по тарифу 1999 рублей, в связи с чем стоимость перелета, включающая тариф в совокупности с дополнительными сборами в размере 547,60 рублей, составила 2546,60 рублей.

ООО «Авиакомпания «Победа» в качестве доказательства соответствия действительности сведений о стоимости авиаперелета в рекламе представило маршрут-квитанцию на пассажиров, осуществивших перелет из Челябинска в Москву, согласно которой стоимость авиаперелета на одного пассажира составила 1546,60 рублей и состоит из минимального тарифа 999 рублей, а также аэропортовых пассажирских сборов 347,60 рублей (аэропортовый сбор ТА2 – 188,70 рублей, аэропортовый сбор PF2 - 208,90 рублей) и сбора за дополнительную услугу 200 рублей (сбор за услугу бронирования).

Таким образом, собранные Челябинским УФАС России данные в ходе осмотра Интернет – сайта www.pobeda.aero, онлайн-подборки билета на рейс из Челябинска в Москву, изучения поступивших от ООО «Авиакомпания «Победа» документов позволяют сделать выводы о том, что фактическая стоимость авиаперелета состоит из тарифа от 999 рублей и дополнительных сборов.

Рассмотрев заявление и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пленум ВАС РФ в пункте 28 Постановления N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснил, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе, в частности о включении в нее предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Указание в рекламе ООО «Авиакомпания «Победа» сведений «Летим в МОСКВУ!» и «999» крупным шрифтом создает впечатление о том, что стоимость авиаперелета из Челябинска в Москву составляет 999 рублей.

Вместе с тем, исследование материалов показало, что минимальная стоимость перелета из Челябинска в Москву составляет 1546,60 рублей, и в эту стоимость помимо тарифа входят аэропортовые пассажирские сборы в размере 347, 60 рублей, а также сбор за дополнительную услугу в размере 200 рублей.

Информация об аэропортовых пассажирских сборах и сборах за дополнительные услуги является существенной, так как влияет на фактическую стоимость авиаперелета. Однако информация о стоимости тарифа без учета сборов, предусмотренных правилами применения тарифа, указана в рекламе способом затрудняющим её восприятие, а именно очень мелким, почти нечитаемым шрифтом бледно-голубого цвета на синем фоне путем вертикального расположения строк.

Также нечитаемой является существенная информация об ограниченном количестве предложений и предлог «от» перед стоимостным обозначением минимального тарифа «999 рублей». Данные сведения являются важными для потребителей, поскольку они указывают на то, что тариф 999 рублей не является единственно возможным тарифом и стоимость авиаперелета может быть рассчитана не только по минимальному, но и по иному тарифу.

Таким образом, информация о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений присутствует в рекламе лишь формально, в связи с чем рассматривается Комиссией как недоведенная до неопределенного круга лиц надлежащим образом, вследствие чего потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно стоимости авиаперелета.

При этом, то обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в рекламе авиакомпании «Победа» существенные для восприятия объекта рекламирования сведения о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений отсутствуют, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, размещенной на сайте www.pobeda.aero, а также согласно представленным ООО «Авиакомпания «Победа», ООО «РФ «Армада Аутдор» документам рекламодателем данной рекламы является ООО «Авиакомпания «Победа» как лицо, оказывающее услуги по авиаперевозкам и определившее содержание рекламы.

ООО «Авиакомпания «Победа» не представило доказательств того, что прекратило размещение ненадлежащей рекламы, в связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «победа…Летим в МОСКВУ! от 999 рублей www.pobeda.aero», в которой отсутствует существенная информация о дополнительных сборах и ограниченном количестве предложений, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Авиакомпания «Победа» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Авиакомпания «Победа» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны