Решение б/н Решение по делу № 50-03/13 в отношении ОАО «Ростелеком» от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 6 мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 мая 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Члены Комиссии:

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей сторон,

рассмотрев дело № 50-03/13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в отношении ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Спецсвязь» на действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении ООО «Спецсвязь».

Согласно материалам по заявлению между ООО «Спецсвязь» и ОАО «Ростелеком» был заключен договор о присоединении сетей электросвязи от 07.08.2009 № 666-09 (далее — Договор). В соответствии с п. 2.1 Договора ОАО «Ростелеком» обязался оказывать ООО «Спецсвязь» услуги присоединения, услуги пропуска трафика и иные услуги связи, сопровождающие и/или взаимоувязанные с услугами присоединения и пропуска трафика.

В связи с вводом в эксплуатацию смежного узла 07 февраля 2013 года ООО «Спецсвязь» обратилось к ОАО «Ростелеком» о внесении изменений в Договор относительно тарификации вызова при пропуске трафика на смежный узел ООО «Спецсвязь».

Также письмом 07.02.2013 № 023 ООО «Спецсвязь » обратилось с просьбой исполнить принятые на себя ОАО «Ростелеком» обязательства, согласованные сторонами в дополнительном Соглашении № 2 к Договору.

В связи с расширением номерной емкости на смежном узле письмом от 14.02.2013 исх. № 34 ООО «Спецсвязь» повторно обращается с просьбой о внесении изменений в Договор касающиеся изменения тарификации вызова при пропуске трафика на смежный узел ООО «Спецсвязь».

Письмом от 29.03.2013 № 068 ООО «Спецсвязь» были повторно высланы протоколы изменения тарификации.

29.05.2013 ООО «Спецсвязь» было получено письмо от 26.04.2013 № 05/05/5156-13 с приложением дополнительного соглашения № 5 и приложениея № 4.

В котором были указаны тарифы за аналогичные услуги, оказываемы как ОАО «Ростелеком» так и ООО «Спецсвязь».

По мнению ООО «Спецсвязь», тарифы за услуги, оказываемые «Ростелеком», в значительной степени превышают тарифы за аналогичные услуги, оказываемые ООО «Спецсвязь», что носит дискриминационный характер.

В качестве правового обоснвоания своей позиции заявитель указал на п. 28 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 № 161 (далее — Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия), который предусматривает, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.

Из письменных пояснений ответчика следует, что на сегодняшний день между сторонами не достигнуто согласие о размере тарифа за услугу «местного завершения вызова на смежном узле связи ООО «Спецсвязь», отсутствует подписанное сторонами дополнительное соглашение к Договору об изменении объёма услуг и размере тарифа за услугу «местного завершения вызова на смежном узле связи ООО «Спецсвязь».

На момент заключения договора присоединения между Обществом и ООО «Спецсвязь» приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 № 51 «Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика» для Общества на услугу «местное завершение вызова на смежном узле», «местного завершения вызова на сеть с 1 транзитным узлом», «местного завершения вызова на сеть с 2 и более транзитными узлами» были установлены предельные тарифы для Челябинской области в диапазоне 0,06 - 0,20; 0,07 - 0,24 и 0,10 - 0,32 руб. за единицу тарификации равную 60 сек.

Приказом по Обществу данные тарифы были установлены для указанных выше услуг соответственно 0,20 - 0,24 и 0,32 руб. за 60 сек.

С 01.03.2014 для расчетов по заключенным договорам с операторами связи, в том числе и по действующему договору о присоединении с ООО «Спецсвязь» от 07.08.2009 № 666-09, применяются новые тарифы в соответствии с приказом Федерального агентства связи от 04 декабря 2013 года № 280 об установлении новых предельных цен на услуги присоединения и пропуска трафика, оказываемые Обществом.

Тарифы рассчитаны в соответствии с:

  • Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 № 54 «Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи»;

  • Приказом Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 № 33 «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи».

По мнению ОАО «Ростелеком», установление идентичных тарифов на услугу «местное завершение вызова на смежном узле связи» для Общества и ООО «Спецсвязь», не обосновано и противоречит принципу обеспечения баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи, так как при установлении зеркальных тарифов Общество лишено возможности возместить свои экономически обоснованные затраты и получить норму прибыли при оказании своим абонентам услуг местной телефонной связи в размере, сопоставимом с существующими ценами на услуги местного завершения вызова. Общество в полном объеме лишено возможности возместить свои затраты, то есть вынуждено оказывать данную услугу в убыток.

Экономическая необоснованность установления «зеркальных» тарифов также подтверждается наличием обязанности у Общества как существенного оператора по несению расходов на создание точек присоединения на сетях местной телефонной связи, развитию транспортной сети для обеспечения пропуска трафика, так как удовлетворение потребности оператора связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи обеспечивается за счет поддержания точек присоединения и транспортной сети в постоянном рабочем состоянии, что позволяет пользователю услуги по пропуску трафика в любое время суток при возникновении потребности в пропуске трафика беспрепятственно осуществить такой пропуск.

ОАО «Ростелеком» считает экономически обоснованным тарифом за услуги местного завершения вызова на смежном узле связи оператора связи и местного завершения вызова на сеть другого оператора будет тариф в 0,16 руб.

В целях объективного, всестороннего рассмотрения дела Челябинское УФАС России обратилось за разъяснением в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Согласно письму Роскомнадзора в силу требований пункта 5 статьи 19 ФЗ «О связи» и на основании п. 5.2.1 Положения Роскомнадзор ведет и публикует реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (далее - Реестр).

Согласно сведениям, содержащимся в Реестре, ОАО «Ростелеком» является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования в том числе, на территории Челябинской области (зона нумерации «Челябинская», код АВС=351).

Взаимодействие операторов связи, одним из которых является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, регулируются статьей 19 ФЗ «О связи» и Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. № 161 (далее - Правила присоединения).

Согласно положениям статьи 19 ФЗ «О связи» к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования.

В этой связи ФЗ «О связи» на ОАО «Ростелеком» возлагаются обязанность установления равных условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставления информации и оказание этим операторам связи услуг присоединения и услуг по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц;

недопустимость отказа от заключения договора о присоединении сетей электросвязи, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия противоречит условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации.

При этом, в силу части 1 статьи 20 ФЗ «О связи» цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 года № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования» установлено, что государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляет Федеральное агентство связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 35 Правил присоединения оператор связи, имеющий намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, при направлении такому оператору оферты о заключении договора о присоединении не вправе предлагать условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, отличные от опубликованных условий.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом о защите конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 2 Закона о связи услуга связи - деятельностъ по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи;

услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.

Услуги присоединения и пропуска трафика направлены на обеспечение функционирования единой сети электросвязи общего пользования, то есть направлены на обеспечение передачи сообщений электросвязи.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг связи неразрывно связана с взаимным оказанием операторами услуг по присоединению и пропуску трафика, рынок которых является производным от рынка по оказанию услуг связи.

Трафик генерируется конечными абонентами, которые заказывают услуги связи. Далее этот трафик в процессе оказания услуги связи передается на сети другого оператора связи, с которым заключен договор о присоединении и пропуске трафика (другому оператору связи оказывается услуга пропуска трафика).

Взаимодействие операторов связи, одним из которых является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, регулируются статьей 19 ФЗ «О связи» и Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. № 161 (далее - Правила присоединения).

Согласно положениям статьи 19 ФЗ «О связи» к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования.

ОАО «Ростелеком» является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования в том числе, на территории Челябинской области (зона нумерации «Челябинская», код АВС=351).

При этом, в силу части 1 статьи 20 ФЗ «О связи» цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 года № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования» установлено, что государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляет Федеральное агентство связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 35 Правил присоединения оператор связи, имеющий намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, при направлении такому оператору оферты о заключении договора о присоединении не вправе предлагать условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, отличные от опубликованных условий.

В соответствии с п. 3 статьи 18 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126 ФЗ (далее - Закон «О связи») цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика определяются оператором связи самостоятельно, исходя из требований разумности и добросовестности, с обеспечением баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи.

Таким образом, тарифы на услуги по пропуску трафика, в том числе на услуги завершения вызова на сеть Общества, оказываемые Обществом, подлежат государственному регулированию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования». Тарифы на услуги связи, оказываемые ООО «Спецсвязь», государственному регулированию не подлежат и устанавливаются ООО «Спецсвязь» самостоятельно.

На момент заключения договора присоединения между ОАО «Ростелеком» и ООО «Спецсвязь» Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 № 51 «Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика» для Общества на услугу «местное завершение вызова на смежном узле», «местного завершения вызова на сеть с 1 транзитным узлом», «местного завершения вызова на сеть с 2 и более транзитными узлами» были установлены предельные тарифы для Челябинской области в диапазоне 0,06 - 0,20; 0,07 - 0,24 и 0,10 - 0,32 руб. за единицу тарификации, равную 60 сек.

Приказом по Обществу данные тарифы были установлены для указанных выше услуг соответственно 0,20 - 0,24 и 0,32 руб. за 60 сек.

По мнению Челябинского УФАС России, действуюее законодательство не закрепляет обязанности у оператора, занимающегося существенное положение, установливать идентичные тарифы на услугу «местное завершение вызова на смежном узле связи» (и прочие сложные услуги) для себя и иных операторов.

Факта создания дискриминационных условий, а именно установления различных условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для ООО «Спецсвязь» в сравнении с иными операторами связи не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 50-03/13 о нарушении ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны