Решение б/н Решение по делу № 50-08/2015 от 11 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

22 октября 2015 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела;

члены Комиссии:

<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 50-08/2015, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 7 статьи 7, частей 1, 3, 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в газете «В каждый дом Коркино» (№ 13 (41) от 20.05.2015) рекламы компании «Срочно деньги» без указания полного наименования лица, предоставляющего займ, без указания всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), а также лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица по факту размещения в бесплатной газете «В каждый дом Коркино» (№ 13 (41) от 20.05.2015) рекламы компании «Срочно деньги», которая, по мнению заявителя, нарушает рекламное законодательство. Заявитель указывает, что данная реклама не содержит полной информации о всех условиях предоставления займа, например о действительной процентной ставке по займу, а также о том, что минимальная ставка действует для постоянных клиентов. Отсутствие данной информации не позволяет сделать вывод о действительных условиях предоставления займа.

С целью установления рекламодателя рекламы Челябинским УФАС России направлен запрос издателю газеты «В каждый дом Коркино» ИП <…>. По сведениям ИП <…>., рекламодателем рекламы является физическое лицо – гр. <…>, что подтверждается копией договора на размещение рекламы в газете «В каждый дом Коркино» от 26.02.2015 и копией квитанции № 000073 от 19.05.2015.

При рассмотрении дела установлено, что гр. <…> является рекламодателем, разместившим информацию о предоставлении потребительских займов в бесплатной газете «В каждый дом Коркино», при отсутствии документов, свидетельствующих об осуществлении им профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

В письменных пояснениях <…> указал, что после размещения указанной рекламы планировал открыть организацию по предоставлению займов, однако не смог открыть микрофинансовую организацию, в то время, как реклама распространялась в течение 6 выпусков газеты «В каждый дом Коркино», что подтверждается копией квитанции № 000073 от 19.05.2015 об оплате услуг по размещению рекламы.

На заседании Комиссии ИП <…> пояснил, что при размещении рекламы «Срочно деньги» у <…>. не было запрошено документов, подтверждающих осуществление им профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов, а также сведений о наличии специального разрешения на осуществление деятельности в качестве микрофинансовой организации.

Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.

В газете «В каждый дом Коркино» (№ 13 (41) от 20.05.2015) размещена реклама следующего содержания: «Срочно деньги Займы на любые нужды … от 0% в день … Деньги после беседы … от 2 до 100 тысяч рублей … 8-800… - 22 звонок по России бесплатный».

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Часть 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает, какая информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) должна размещаться кредитором в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в случае привлечения кредитором третьих лиц к распространению информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) такие лица обязаны раскрыть информацию в объеме и в порядке, которые указаны в части 4 настоящей статьи.

Из контекста рекламы, размещенной в газете «В каждый дом Коркино», следует, что займ предоставляет лицо, осуществляющее деятельность с использованием коммерческого обозначения «Срочно деньги», при этом не указано полное наименование лица, предоставляющего займ, что является нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку реклама финансовой услуги содержит условие, влияющее на полную стоимость займа - «… от 0% в день …, сумма от 2-х до 100 тысяч рублей», такая реклама должна содержать сведения обо всех условиях, определяющих полную стоимость кредита (займа). Однако информация о всех условиях, связанных с предоставлением, пользованием, возвратом займа (например, процентная ставка по договору займа, ограничения по сумме предоставления займа, сроки возврата займа) в рекламе отсутствует, что противоречит части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  не допускается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

Из материалов дела следует, что ИП <…> разместил в бесплатной газете «В каждый дом Коркино» (№ 13 (41) от 20.05.2015) рекламу услуг по предоставлению займов «Срочно деньги» на основании договора, заключенного с физическим лицом <…>. При этом, размещая указанную рекламу, ИП <…>. у <…> не было запрошено документов, подтверждающих его право на осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов, что ИП <…> не отрицает. Документов, подтверждающих право гр. <…> на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг, при рассмотрении дела сторонами не представлено.

Таким образом, реклама услуг по предоставлению займов «Срочно деньги» при условии, что лицо, разместившее рекламу, не осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов, не могла размещаться в печатном издании «В каждый дом «Коркино», поскольку такая реклама не допускается действующим законодательством. В данном случае ИП <…>. при размещении рекламы финансовых услуг в печатном издании должен был принять меры по соблюдению требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».  

Частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований частей 1, 3, 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя, за нарушение частей 1, 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рекламы «Срочно деньги» является <…>., как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы, рекламораспространителем – ИП <…>, как лицо, осуществившее распространение рекламы в бесплатной газете «В каждый дом Коркино» (№ 13 (41) от 20.05.2015).

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В связи с тем, что реклама услуг лица, осуществляющего размещение рекламы с использованием коммерческого обозначения «Срочно деньги», в настоящее время не распространяется, что подтверждается представленными ИП <…> оригиналами газет, выпущенных после 20.05.2015, необходимость в выдаче <…>. и ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «Срочно деньги», распространенную в газете «В каждый дом Коркино» (№ 13 (41) от 20.05.2015), поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3, 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…> и ИП <…>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны