Решение б/н Решение и предписание по делу № 506-ж/2018 по жалобе ИП Евгр... от 20 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 506-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 09.08.2018

В полном объеме решение изготовлено 14.08.2018

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Евграфова Д.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории сквера имени Колющенко, ограниченная улицами Шаумяна и Омской на территории Советского района города Челябинска (изв. № 0169300061818000046) в присутствии:

- представителей Администрации Советского района города Челябинска (далее - заказчик) <…>, действующего на основании доверенности от 09.08.2018 № 59;

- члена аукционной комиссии <…>, личность удостоверена служебным удостоверением от 12.03.2018 № 079,

в отсутствие представителей ИП Евграфова Д.А. (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 02.08.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории сквера имени Колющенко, ограниченная улицами Шаумяна и Омской на территории Советского района города Челябинска (изв. № 0169300061818000046) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 16.07.2018 заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения № 0169300061818000046 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 11 041 682, 00 рубля.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.08.2018 09:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает на следующие обстоятельства.

1. Из описания товаров в рабочей документации, размещенной в ЕИС, можно установить, что значения, указанные в пунктах 1,2,3,4,5,12,13,14 Приложения № 1 к аукционной документации, являются габаритными размерами. Однако заказчик не разъясняет в положениях аукционной документации, каким именно параметрам габаритных размеров (длина, ширина и высота) должны соответствовать установленные значения. Визуально установить данные показатели, основываясь на прилагающихся к описанию изображениях, невозможно. Участники закупки не в состоянии объективно установить, какое именно требования и к каким параметрам товаров предъявлены заказчиком. Описание объекта закупки не соответствует требованиям, установленным Законом о контрактной системе, и направлено на уменьшение количеств участников закупки.

2. По мнению заявителя, ни одним из указанных в документации об электронном аукционе способов внесение обеспечения заявки невозможно.

Представитель заказчика, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил, что нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика отсутствуют. Запросов о даче разъяснений положений документации, предусматривающие установление требований к габаритным размерам товаров перечисленных в пунктах 1,2,3,4,5,12,13,14 Приложения № 1 к аукционной документации, не поступало, что свидетельствует о том, что техническое задание изложено заказчиком корректно.

Кроме того, пункт 15 аукционной документации устанавливает размер и порядок предоставления обеспечения заявки на участие в аукционе в соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно пункту 1.2 части 2 Информационной карты описание объекта закупки указано в Приложении № 1 к документации об аукционе и Приложении № 2 к документации об аукционе.

Приложение № 1 к документации об аукционе содержит описание малых архитектурных форм.

Как следует из содержания доводов жалобы, заявитель указывает, что из требований заказчика к значениям габаритных размеров, установленных в пунктах 1,2,3,4,5,12,13,14 Приложения № 1 к аукционной документации, неясно, каким именно параметрам габаритных размеров (длина, ширина и высота) должны соответствовать установленные значения. При этом, визуально установить данные показатели, основываясь на прилагающихся к описанию изображениях, невозможно, следовательно, описание объекта закупки не соответствует требованиям, установленным Законом о контрактной системе, и направлено на уменьшение количеств участников закупки.

Так, в пункте 1 Приложения № 1 к аукционной документации (описание малых архитектурных форм) заказчиком установлено следующее.

1

Песочный дворик

Песочный дворик (Предназначена для детей
от 1 года, может быть установлена на любой территории. Выполнена из тщательно отшлифованной загрунтованной влагостойкой фанеры, деревянного бруса и металлической профильной трубы, используются профессиональные порошковые
и двухкомпонентные краски).

Размеры 3000х3800х2360 мм

 

 

322

 

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что значения, указанные заказчиком в виде «Размеры 3000х3800х2360 мм» относятся к таким параметрам песочного дворика, как длина, ширина, высота.

Аналогично представитель заказчика пояснил относительно требований к размерам, установленным заказчиком в пунктах 2,3,4,5,12,13,14 Приложения № 1 к аукционной документации.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения пунктов 1,2,3,4,5,12,13,14 Приложения № 1 к аукционной документации, пришла к выводу о том, что из требуемых заказчиком размеров невозможно однозначно определить, какое значение параметра характеризует длину, ширину, высоту той или иной малой архитектурной формы, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Доводов заявителя, относительно уменьшения количества участников закупки в связи с допущенным заказчиком нарушением при описании объекта закупки, является необоснованными по следующим основаниям.

Как следует из пункта 13 части 1 Информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Соответственно, у участников закупки отсутствовала необходимость конкретизации значений показателей малых архитектурных форм, в том числе в части указания размера по пунктам 1,2,3,4,5,12,13,14 Приложения № 1 к аукционной документации, и, как следствие, указание участником несоответствующих показателей не могло быть основанием для отклонения заявки аукционной комиссией.

Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.08.2018 №0169300061818000046-0 на участие в закупки подано 7 заявок от участников, которые допущены и признаны аукционной комиссией участниками электронного аукциона.

2. В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, утверждено в размере 1 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению об осуществлении закупки, составляет 11 041 682, 00 рубля.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

Пунктом 15 части 1 Информационной карты аукционной документации предусмотрено, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.

Как следует содержания доводов жалобы, заявитель указывает на то обстоятельство, что в настоящее время ни одним из указанных в документации об электронном аукционе способов внесение обеспечения заявки невозможно.

При этом, в качестве доказательств заявитель ссылается на пункт 9 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656), а также на часть 52 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ссылка заявителя на Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 несостоятельна, поскольку данное постановление Правительства РФ устанавливает требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и к действиям заказчика, по установлению способов обеспечения заявки в аукционной документации, отношения не имеет.

Однако частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Вместе с тем, в нарушение части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе указанное положение не нашло своего отражения в аукционной документации.

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.

1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Однако в извещении о проведении электронного аукциона № 0169300061818000046 не установлены конкретные требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона № 0169300061818000046 не установлены порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, что не соответствует пунктам 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Вместе с тем, пункт 5.4 проекта контракта в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что «Муниципальный заказчик оплачивает Подрядчику фактически выполненные работы в соответствии с Контрактом, путём безналичного перевода денежных средств в валюте Российской Федерации (рубль) на расчётный счёт Подрядчика, реквизиты которого указаны в п. 12 Контракта, на основании акта сдачи-приемки работ в течение 30 (Тридцати) дней».

 

Дополнительно Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в действиях виновного должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ИП Евграфова Д.А. на действия заказчика, в части уменьшения количества участников закупки в связи с допущенным заказчиком нарушением при описании объекта закупки, необоснованными, в остальной части - обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, части 13.1 статьи 34, пунктов 7, 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны