Решение б/н Решение и предписание № 507-ж/2016 по жалобе ООО «ЮК «Стерли... от 17 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 507-ж/2016

 

08 июля 2016 года                                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

в ходе рассмотрения жалобы ООО «ЮК «Стерлигов и партнеры» в присутствии:  

- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 08.04.2016;

- главного инженера ОГКУ «Челябинскавтодор» Степанищевой И.П., личность удостоверена на основании служебного удостоверения,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ЮК «Стерлигов и партнеры» на действия заказчика при проведении открытого конкурса на реконструкцию мостового перехода через р. Янгелька на км 29 автомобильной дороги Магнитогорск – Кизильское – Сибай Башкортостана.  (0169200003616000060) (далее – конкурс).

            Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 10.06.2016.

            Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу – 187 966 300, 00 рублей.

            На дату рассмотрения жалобы ООО «ЮК «Стерлигов и партнеры» контракт не заключен.

            В жалобе заявителя указано, что в нарушение пункта 5 части 24 Закона о контрактной системе заказчиком выбран неправильной способ закупки, так как на выполнение работы по реконструкции искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог регионального значения, без осуществления реконструкции участка автомобильной дороги возможно проводить только путем электронного аукциона, в связи с чем у заказчика не имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения открытого конкурса.

            Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

            Заказчиком правомерно выбран способ закупки, так как работы, являющиеся объектом закупки, являются работами по реконструкции искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог регионального значения, для закупки которых Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р допускается проводить открытый конкурс.

 

            Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

           

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (далее - Распоряжение Правительства) утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).

Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении, в том числе путем проведения конкурсных процедур, за исключением случае, прямо предусмотренных Распоряжением.

В указанный перечень включена группировка 42 по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности», утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД-2) – «сооружения и строительные работы в области гражданского строительства», со сноской № 4, содержащей исключение из общего правила, в соответствии с которой в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения закупки иным способом, чем электронный аукцион.

Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе  заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

С учетом изложенного, в случае, если объект закупки относится к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, то заказчик, обязан осуществить закупку путем конкурса с ограниченным участием, в соответствии с Постановлением за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.

В пункте 2 Постановления указано, что случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлены в Приложении № 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 2 к настоящему постановлению.

В пункте 5 Приложения № 2 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, закупку которых необходимо осуществлять конкурсом с ограниченным участием и устанавливать дополнительные требования, в том числе при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.

Таким образом, при наличии одновременно двух условий, заказчик не вправе осуществить закупку путем проведения открытого конкурса, а именно:

- объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.

При этом, искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из извещения и конкурсной документации предметом закупки является реконструкция мостового перехода через р. Янгелька на км 29 автомобильной дороги Магнитогорск – Кизильское – Сибай Башкортостана, то есть реконструкция искусственного дорожного сооружения, с начальной (максимальной) ценой контракта – 187 966 300,00 рублей.

            Таким образом, в нарушение части 2 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 56  Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно выбран в качестве способа определения поставщика открытый конкурс.

            Доводы заявителя, согласно которым заказчик обязан провести закупку путем электронного аукциона, являются несостоятельными, так как Постановлением прямо предусмотрено право заказчика провести открытый конкурс с ограниченным участием.

 

            Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

         

           1. Признать доводы жалобы ООО «ЮК «Стерлигов и партнеры» на действия заказчика необоснованными.

           2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, пункта 5 Приложения № 2 к Постановлению от 04.02.2015 № 99.

           3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

          

          Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 507-ж/2016

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

08 июля 2016 года                                                                        г.Челябинск, пр.Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России.

на основании решения Челябинского УФАС России от 08.07.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «ЮК «Стерлигов и партнеры» на действия заказчика при проведении открытого конкурса на реконструкцию мостового перехода через р. Янгелька на км 29 автомобильной дороги Магнитогорск – Кизильское – Сибай Башкортостана.  (0169200003616000060) (далее - конкурс) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:

1.1 со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) не заключать контракт по итогам конкурса, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

1.2 в срок до 15.07.2016 принять решение об отмене конкурса и разместить решение в единой информационной системе.

2. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в срок до 19.07.2016 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области  доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам конкурса согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного конкурса, а также распечатку из единой информационной системы, свидетельствующую о дате размещения указанного решения.

            За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере 50 000 рублей и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

          Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

          Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны