Решение б/н Решение № 508-ж/2017 по жалобе на действия аукционной комисс... от 10 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 508-ж/2017

07 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Городская ДомоСтроительная Компания - Урал» (далее – ООО «ГДСК - Урал», заявитель), на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт муниципальных сетей водоснабжения в селе Николаевка Варненского муниципального района Челябинской области (извещение № 0369300207117000071) в присутствии:

- представителя Управления по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района (далее – уполномоченный орган), действующего на основании распоряжения № 604-р от 11.08.2008;

- представителя ООО «ГДСК - Урал», действующего на основании доверенности б/н от 07.08.2017.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 01.08.2017 поступила жалоба ООО «ГДСК - Урал» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт муниципальных сетей водоснабжения в селе Николаевка Варненского муниципального района Челябинской области (извещение № 0369300207117000071) (далее – Аукцион, Закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.07.2017 в 17:49.

Начальная (максимальная) цена контракта на капитальный ремонт муниципальных сетей водоснабжения в селе Николаевка Варненского муниципального района Челябинской области 4 781 352,00 рублей.

Протокол № 1 рассмотрения 1 частей заявок на участие в аукционе № 0369300207117000071 от 28.07.2017.

Протокол подведения итогов (рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе № 0369300207117000071) от 01.08.2017

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы заявителя, участнику закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО «ГДСК - Урал») отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине неуказания страны происхождения товара неправомерно. Участником закупки в заявке указана страна поставки – Россия. По мнению представителя заявителя, понятия «страна происхождения товара» и «страна поставки» в рассматриваемом случае тождественные. Участник закупки, подавая заявку, имел в виду, что страной происхождения товара, используемого при выполнении работ, выступает именно Россия.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ООО «ГДСК - Урал» не согласились и пояснили следующее. Документацией об аукционе требование к составу первой части заявки, касающиеся указания участником закупки страны происхождения товара, установлены в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Законом о контрактной системе не предусмотрено указание «страны поставки». Заявка участника закупки с порядковым номером 2 не содержала наименование страны происхождения товара. Поскольку в силу статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения является страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза, страна поставки не может являться тождественным понятием страны происхождения товара. Страна поставки – страна, куда должен быть поставлен или откуда поставляется товар. Считают отказ в допуске к участию в закупке участнику с порядковым номером заявки 2 правомерным.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу № 1 рассмотрения 1 частей заявок на участие в аукционе № 0369300207117000071 от 28.07.2017 участнику закупки с порядковым номером заявки 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе: «В соответствии с пунктом 22 информационной карты первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать следующие документы и информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в приложении № 1 к информационной карте «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Участником закупки не указано наименование страны происхождения товара».

В пункте 22 информационной карты документации об электронном аукционе указаны требования к содержанию и составу заявки, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать следующие документы и информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в приложение № 1 к информационной карте «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно приложению № 1 к информационной карте, заказчиком предъявляются технические требования к следующему товару: трубе, задвижке, фланцу, вентилю, люку чугунному, скобам, заглушке, тройнику, муфте, крану, приставке сборной, кронштейну, опоре, проводам, счетчику, щитку, включателю, светильнику.

Заявка участника закупки с порядковым номером 2 содержала сведения о предложенном товаре, а также следующее указание: «Страна поставки: Россия».

Таким образом, несмотря на то, что характеристики товара, указанные участником закупки соответствуют установленным заказчиком требованиям, формально заявка ООО «ГДСК - Урал» не содержит наименование страны происхождения товара в отношении предлагаемой к поставке продукции, что не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, следовательно, действия аукционной комиссии правомерны, заявке участника закупки с порядковым номером 3 отказано в допуске к участию в аукционе в соответствии с частью 1, пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно приложению № 1 к информационной карте, заказчику требуется: «Счетчик электрической энергии электронный, трехфазный Меркурий 230АRT-02 Р(Q) С(R) SIN, 10 (100) А (многотарифный)».

Вместе с тем, подобное требование к товару указывает на производителя, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и свидетельствует о неправомерном описании объекта закупки.

2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.

Пункт 16 информационной карты документации о закупке содержит требования к участникам закупки. Так, заказчиком установлено следующее: «…10)выписка из реестра членов региональной саморегулируемой организации (Федеральный закон №372 от 03.07.2016г «о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признание утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства); 11) наличие в составе предприятия специалистов, входящих в состав национального реестра специалистов по организации строительства с 01.07.2017г., соответствующих требованиям установленным статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ».

Таким образом, заказчиком некорректно установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование о наличии в составе предприятия специалистов по организации строительства, поскольку указанное требование в силу Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», ГрК РФ, является условием, позволяющим физическому лицу, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в национальном реестре специалистов.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Начальная (максимальная) цене контракта рассматриваемой закупки составляет 4 781 352,00 рублей. На момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки. Следовательно, если участники закупки предложат цену контракта менее 3 млн. рублей, требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки не может быть применено, что обязывает заказчика предусмотреть в документации об аукционе отсутствие необходимости соответствия участника закупки требованию по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае, если предложенная цена контракта не превышает трех миллионов рублей.

3. Приложение № 1 к информационной карте содержит следующее условие исполнения контракта: «перед началом производства работ Подрядчик обязан согласовать используемые материалы с заказчиком.

Подрядчик обязан выполнить все работы по строительству с надлежащим качеством в соответствии с условиями муниципального контракта.

Наличие Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, согласно Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Вместе с тем, подобное указание не соответствует пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку содержит положения законодательства о контрактной системе, которые утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ГДСК - Урал» на действия аукционной комиссии необоснованной.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны