Решение б/н Решение по делу № 51-03/13 в отношении МП трест «Теплофикаци... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 9 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…>– начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев дело № 51-03/13 по признакам нарушения МП трест «Теплофикация» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ЗАО ТПО «Сервис» на действия МП трест «Теплофикация», выразившиеся в несоблюдении процедуры прекращения подачи тепловой энергии нежилого здания № 10, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная (далее - Объект).

Согласно материалам дела ЗАО ТПО «Сервис» владеет нежилым зданием, расположенным по адресу: ул. Профсоюзная.

Между ЗАО ТПО «Сервис» и МП трест «Теплофикация» заключен договор снабжения тепловой энергии от 26.12.2009 № 556 (далее - Договор).

Согласно предмету договора снабжения тепловой энергией от 26.12.2002 между МП трест «Теплофикация» («Теплоснабжающая организация») и ЗАО ТПО «Сервис» («Абонент») «Теплоснабжающая организация» обязуется подавать «Абоненту» через присоединенную сеть тепловую энергию, а «Абонент» обязуется оплачивать принятую энергию.

Теплоснабжающая организация обязуется подавать тепловую энергию согласно максимальной расчетной тепловой нагрузке:

а) на отопление 0,541517 Гкал/час, в том числе от собственного теплового пункта 0,352750;

б) на горячее водоснабжение 0,028589 Гкал/час.

14.01.2013 МП трест «Теплофикация» направило в адрес ЗАО ТПО «Сервис» претензию на оплату образовавшейся задолженности по Договору на сумму 187 586, 30 рублей

11.06.2013 в письме исх. № 34 ЗАО ТПО «Сервис» направило возражения на указанную претензию.

06.06.2013 МП трест «Теплофикация» уведомило о необходимости оплатить задолженность до 14.06.2014 и о приостановлении услуг теплоснабжения Объекта с 15.06.2013.

Кроме того, в письме теплоснабжающая организация указала, что мероприятия по ограничению, прекращению подачи считаются согласованными с должником. Все риски и убытки, в том числе перед третьими лицами, возлагаются на ЗАО ТПО «Сервис».

01.07.2013 услуги теплоснабжения в отношении Объекта были прекращены путем закрытия и опломбировки задвижек прямого и обратного теплоносителей.

12.08.2013 МП трест «Теплофикация» возобновлена подача тепловой энергии в отношении Объекта.

Изучив материалы дела, в том числе доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МП трест «Теплофикация» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Рынок поставки тепловой энергии на территории Магнитогорского городского округа Челябинской области в пределах территории пролегания сетей МП трест «Теплофикация» в период с 2012 года по 1 полугодие 2013 года характеризуется высоким уровнем рыночной концентрацией и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Отсутствие в границах территории пролегания сетей МП трест «Теплофикация» иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке поставки тепловой энергии на территории Магнитогорского городского округа Челябинской области, кроме МП трест «Теплофикация», т.е. отсутствие экономической, технической и иной возможности у покупателей, находящихся в пределах территории пролегания сетей МП трест «Теплофикация», получения тепловой энергии от иных хозяйствующих субъектов, кроме МП трест «Теплофикация» является доказательством доминирующего положения МП трест «Теплофикация» на указанном товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Учитывая, что доля МП трест «Теплофикация» на рынке поставки тепловой энергии на территории Магнитогорского городского округа Челябинской области в пределах территории пролегания сетей МП трест «Теплофикация» в период с 2012 года по 1 полугодие 2013 года составляет более 50%, положение МП трест «Теплофикация» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на соответствующем товарном рынке МП трест «Теплофикация» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий (бездействия), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

2. В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Закона «О защите конкуренции» сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно материалам дела МП трест «Теплофикация» осуществляет деятельность по поставке физическим и юридическим лицам коммунальных ресурсов: тепловой энергии и горячей воды на территории Магнитогорского городского округа в пределах пролегания сетей МП трест «Теплофикация», так как имеет на своем балансе следующие источники тепловой энергии: пиковая котельная МП трест «Теплофикация»; центральная котельная МП трест «Теплофикация»; западная котельная МП трест «Теплофикация»; котельная пос. Поля Орошения МП трест «Теплофикация»; котельная в 71 квартале МП трест «Теплофикация»; котельная пос. Приуральский МП трест «Теплофикация»; котельная на Правобережных очистных сооружениях МП трест «Теплофикация»; котельная пос. Цементный МП трест «Теплофикация»; котельная Железнодорожников МП трест «Теплофикация».

Согласно письму Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 14.08.2013 № 07/2037 МП трест «Теплофикация» входит в перечень теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность по отпуску тепловой энергии потребителям на территории Магнитогорского городского округа, которым Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» утвердил тарифы на отпуск (поставку) тепловой энергии на 2012 год и 1 полугодие 2013 года.

ЗАО ТПО «Сервис» владеет нежилым зданием, расположенным по адресу: ул. Профсоюзная.

Между ЗАО ТПО «Сервис» и МП трест «Теплофикация» заключен договор снабжения тепловой энергии от 26.12.2009 № 556 (далее - Договор).

14.01.2013 МП трест «Теплофикация» направило в адрес ЗАО ТПО «Сервис» претензию об оплате образовавшейся задолженности по Договору на сумму 187 586, 30 рублей

11.06.2013 в письме (исх. № 34) ЗАО ТПО «Сервис» направило возражения на указанную претензию.

06.06.2013 МП трест «Теплофикация» уведомило о приостановлении услуг теплоснабжения Объекта с 15.06.2013.

07.07.2013 услуги теплоснабжения в отношении Объекта были прекращены.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — ФЗ «О теплоснабжении»).

Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии закреплен в статье 22 ФЗ «О теплоснабжении».

В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность или не устранены нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Однако, в нарушение указанного порядка ограничения подачи тепловой энергии в связи с имеющейся задолженностью абонента по оплате услуг, МП трест «Теплофикация» прекратило теплоснабжение в отношении Объекта, принадлежащего ЗАО ТПО «Сервис».

У МП трест «Теплофикация» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Однако МП трест «Теплофикация» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности МП трест «Теплофикация» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В рамках рассмотрения дела МП трест «Теплофикация» устранило нарушение антимонопольного законодательства, а именно: возобновило услуги теплоснабжения в отношении Объекта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Таким образом, учитывая добровольное устранение со стороны МП трест «Теплофикация» нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к выводам об отсутствии оснований для выдачи предписания в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции, а также о прекращении рассмотрения дела № 51-03/13 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение МП трест «Теплофикация» на рынке поставки тепловой энергии на территории Магнитогорского городского округа Челябинской области в пределах территории пролегания сетей МП трест «Теплофикация» в период с 2012 года по 1 полугодие 2013 года доминирующим.

2. Признать действия МП трест «Теплофикация», выразившиеся в несоблюдении порядка введения ограничения, а также прекращения подачи тепловой энергии нежилого здания № 10, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Прекратить производство по делу № 51-03/13 о нарушении МП трест «Теплофикация» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны