Решение б/н Решение по делу № 51-04-18.1/14 по жалобе ООО «Росгосстрах» ... от 8 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Аристархова Н.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

рассмотрев жалобу № 51-04-18.1/14 ООО «Росгосстрах» на действия (бездействие) Муниципального предприятия «Горэлектросеть» г. Магнитогорска (далее — заказчик, МП «Горэлектросеть») при проведении одноэтапного открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор ОСАГО) (извещение № 31401337000), в присутствии представителей: ООО «Росгосстрах», МП «Горэлектросеть»,  

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» (от 31.07.2014 вх. № 11716) на действия МП «Горэлектросеть», выразившиеся в неправильном формировании конкурсной документации и включении показателя оценки заявок участников конкурса, ограничивающие права других участников при проведении одноэтапного конкурса на право заключения договора ОСАГО (извещение № 31401337000), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.

11.07.2014 МП «Горэлектросеть» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401337000) разместило извещение о проведении одноэтапного конкурса на право заключения договора ОСАГО (извещение  № 31401337000).

Дата, время окончания срока подачи заявок: 31.07.2014 в 17:00 (МСК+2).

Дата, время рассмотрения заявок: 01.08.2014 в 13:00 (МСК+2).

Дата, время  подведения итогов: 01.08.2014 в 14:00 по местному времени заказчика.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 329 940, 38 руб. Объявленная стоимость включает в себя стоимость работ и все расходные материалы, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

В МП «Горэлектросеть» действует Положение о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденное директором МП «Горэлектросеть»  от 16.04.2014. (далее  — Положение о закупках).

Из материалов жалобы от 31.07.2014 вх. № 11716 и пояснений представителя ООО «Росгосстрах» следует, что 11.07.2014  МП «Горэлектросеть» опубликовало на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение (№ 31401337000) о проведении открытого конкурса на право заключения договора ОСАГО.

В конкурсной документации по открытому одноэтапному конкурсу на право заключения договора ОСАГО установлен порядок оценки и сопоставления заявок на основании стоимостных и нестоимостных критериев. Одним из критериев в конкурсной документации в пункте 2.11.2 установлено «качество услуг и квалификация участника конкурса», значимость данного критерия — 20 %.

Показатель «качество услуг и квалификация участника конкурса» состоит из 9 подкритериев, одним из которых установлено: количество дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба, которые оцениваются конкурсной комиссией:

          Отсутствие — 0 баллов,

          От 1 до 3 — 3 баллов,

          От 4 до 5 — 5 баллов,

          От 6 и более — 10 баллов.

Как отмечает заявитель, исходя из данного подкритерия максимальное количество баллов наберет только одна страховая компания,  находящаяся в г. Магнитогорске — ОАО САК «Энергогарант». Данная позиция основана на исследовании официальных сайтов (официальных источников в открытом доступе) страховых компаний имеющих офисы в г. Магнитогорске, согласно которой только у компании ОАО САК «Энергогарант» в г. Магнитогорске имеется 7 офисов. Данное количество офисов страховой компании ОАО САК «Энергогарант» дает явное преимущество перед другими страховыми компаниями, находящимися в г. Магнитогорске, которые имеют максимум 2 офиса, а в большинстве не имеют совсем офисов.

ООО «Росгосстрах» также указывает, что в конкурсной документации, а именно в разделе 2.7.2 установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным требованиям и перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки, где среди иных документов требуется коммерческое предложение по форме 3 и в соответствии с инструкциями, приведенными в конкурсной документации (подраздел 4.3).

Однако в конкурсной документации отсутствует форма 3 коммерческое предложение и инструкции, которые должны быть в разделе 4.3 документации, так и отсутствует указанный раздел.

ООО «Росгосстрах» считает, что МП «Горэлектросеть» открытый конкурс на право заключения договора ОСАГО проведен с нарушением действующего законодательства, в связи с частично сформированной конкурсной документацией, отсутствием в ней сведений, инструкций необходимых участникам для формирования предложения, являющегося предметом закупки, его функциональных, количественных и качественных характеристик.

Представители МП «Горэлектросеть» пояснили, что для проведения конкурса на право заключения договора ОСАГО, 11.07.2014 на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса с приложением документов (конкурсная документация, проект договора). 14.07.2014 опубликовано внесение изменений (представлено приложение № 2 к договору с указанием перечня автотранспорта подлежащего страхованию).

      В закупке приняли участие три страховые компании: ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «САК «Энергогарант», СОАО «ВСК». Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществлялась конкурсной комиссией в соответствии с пунктом 2.11.2 конкурсной документации и порядком, установленным Положением о закупках, по степени предпочтительности, исходя из указанных критериев. Участники конкурса могли присутствовать на процедуре вскрытия конвертов, которая состоялось 01 августа 2014 года в 10 часов 00 минут по местному времени.

    По результатам проведенного конкурса 01.08.2014 составлен протокол № 40 об оценки и сопоставления конкурсных заявок на право заключения договора ОСАГО. Победителем конкурса признано ОАО «САК «Энергогарант». В соответствии с конкурсной документацией 01.08.2014 между МП «Горэлектросеть» и ОАО «САК «Энергогарант» заключен договор ОСАГО № юр-230. Страховщиком 01.08.2014 оформлены страховые полиса, действия которых прекратились 02.08.2014 и выданы страхователю. Процедура проведения закупки по заключению договора ОСАГО сторонами выполнена в рамках действующего законодательства.

      Как указывает МП «Горэлектросеть», размер страхового тарифа по ОСАГО, его структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», поэтому цена контракта не может быть критерием отбора победителя конкурса. В связи с чем, комиссией были установлены иные критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

      Утверждения ООО «Росгосстрах» по второму подкритерию показателя «качество услуг и квалификация участника конкурса», что количество баллов наберет только одна страховая компания г. Магнитогорска, являются неверными, поскольку два участника (ОАО «САК «Энергогарант», СОАО «ВСК») конкурса по указанному подкритерию набрали максимальное количество баллов.

   По второму доводу жалобы заявителя, МП «Горэлектросеть» были даны разъяснения конкурсной документации в адрес участников ОАО «АльфаСтрахование»; ОАО «САК «Энергогарант», СОАО «ВСК», которые были направлены по факсу, а также вручены официальным представителям указанных организаций.

       МП «Горэлектросеть» указывает, что комиссией рассматривалась свободная форма коммерческого предложения участников и ни один из них не была отклонена по данному признаку.

 Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

  В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)                       информационная открытость закупки;

2)                       равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)                       целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение  товаров,  работ,  услуг   (с   учетом   при   необходимости   стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)                       отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

   Содержание принципа информационной открытости закупки в деятельности заказчика включает такие требования как доступность для потенциальных участников закупки положения о закупке (часть 1 статьи 4 Закона о закупках); доступность для потенциальных участников закупки информации, как об актуальных, так и планируемых закупках (часть 2 статьи 3, части 2 - 3, 5, 11 - 12 статьи 4 Закона о закупках); доступность информации о закупках для контролирующих органов  (часть 19 статьи 4 Закона о закупках); бесплатность информации о закупках (часть 14, 18 статьи 4 Закона о закупках).

   Принцип равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для  всех  участников  закупки  (равный   доступ   к   информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки,  указывает  на  недопустимость избирательного подхода к  тем или иным участникам закупки.

Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации.

 Согласно пункту 2.10 конкурсной документации оценка конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией и иными лицами (экспертами и специалистами), привлеченными конкурсной комиссией. Оценка конкурсных заявок включает отборочную стадию и оценочную стадию.

    В соответствии с пунктом 2.11 конкурсной документации конкурсная комиссия на своем заседании определяет победителя конкурса, как участника конкурса, конкурсная заявка которого заняла первое место в ранжировке конкурсных заявок.

Пунктом 2.11.2 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1.            «Время прибытия бесплатного аварийного комиссара на место ДТП с момента сообщения страхователем о страховом случае страховщику». Значимость -  35 %;

2.            «Качество услуг и квалификация участника конкурса». Значимость - 20 %;

3.            «Срок осуществления страховых выплат по ОСАГО». Значимость — 45 %.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляются до двух десятизначных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных  в конкурсной документации, составляет  100 %.

  Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.

       Одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе является «качество услуг и квалификация участника конкурса». Значимость - 20 %. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «качество услуг и квалификация участника конкурса», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию, по формуле: Rc=C i+Ci+...+Ci, где:

                    i      1    2         k

     Rci - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

  Cik-значение в баллах (среднее арифметическая оценка в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю,где k-количество установленных показателей.

    Для получения итогового рейтинга по каждой заявке, рейтинг, присуждаемый i-й заявке умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

   Для оценки заявок по критерию «качество услуг и квалификация участника конкурса» каждой заявке будет присвоено значение от 0 до 100 баллов. По критерию «качество услуг и квалификация участника конкурса» оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе будет осуществляться по показателям приведенным ниже. Сумма максимальных значений всех показателей данного критерия составляет 100 баллов.

      В конкурсной документации установлены 9 показателей  критерия «качество услуг и квалификация участника конкурса», в том числе одним из которых является количество дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба.

     Комиссия приходит к выводу, что установленный в конкурсной документации показатель критерия «квалификация участника закупочной процедуры» количество дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба не противоречит принципам, изложенным в Законе о закупках, по следующим основаниям.

     В соответствии с Законам о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

   Само по себе указание в конкурсной документации показателя о количестве дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в                           г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба не запрещено действующим законодательством и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки, нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данного показателя определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.

        МП «Горэлектросеть» г. Магнитогорска и заявитель подтвердили, что в  данной закупке могут принять участие страховые компании, которые не имеют дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба.

   Установленный в конкурсной документации показатель критерия «квалификация участника закупочной процедуры» о наличии дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба не является основным, единственным показателем, поскольку в данный критерий входит 9 показателей, которые оцениваются конкурсной комиссией в совокупности.

       Необходимо отменить, что два участника конкурса ОАО «САК «Энергогарант» и СОАО «ВСК»  по указанному показателю набрали максимальное количество баллов - 20. Согласно протоколу от 01.08.2014 № 40 об оценки и сопоставления конкурсных заявок на право заключения договора ОСАГО СОАО «ВСК» имеет 6  дополнительных офисов, страховых центров в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба, что подтверждается представленными ОСАГО СОАО «ВСК» документами в составе заявки на участие в открытом конкурсе, а ОАО «САК «Энергогарант»  имеет 7 дополнительных офисов.

       Учитывая изложенное, наличие у ОАО «САК «Энергогарант» 7 дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба, не может ставить его в преимущественное положение перед другими участниками открытого конкурса, и не исключает возможности участия в конкурсе других страховых компаний, в том числе возможность страховых компаний открыть дополнительные офисы в г. Магнитогорске.

    Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением положений Закона о закупках, что подтверждено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11017/10 от 28.12.2010, а также судебными актами по делам № А71-11453/12, А60-8616/13, А07-6377/13.

 Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения  закупок, является  не  столько  обеспечение  максимально  широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный в конкурсной документации показатель наличия дополнительных офисов, страховых центров (центров приема документов) в г. Магнитогорске, осуществляющих прием документов о страховой выплате и прямого возмещения ущерба критерия «качество услуг и квалификация участника конкурса» не противоречит  Закону о закупках.

      По второму доводу жалобы Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-        требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-        требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его  функциональных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественные и качественных характеристик.

     Пунктом 2.7.1 конкурсной документации установлены требования к участникам конкурса. Согласно 2.7.1.1 участвовать в конкурсе может любое юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель).

     Пункт 2.7.1.2 конкурсной документации устанавливает требования к участникам конкурса, которые могут претендовать на победу в конкурсе и получить право заключить с заказчиком договор.

В соответствии с пунктом 2.7.2 конкурсной документации установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным требованиям. Так, участник конкурса должен включить в составе конкурсной заявки необходимые документы, подтверждающие его соответствие требованиям, указанным в конкурсной документации в том числе пункт 2.7.2.3. устанавливает наличие коммерческого предложения по форме 3 и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей конкурсной документации (подраздел 4.3.).

   Однако в конкурсной документации отсутствует форма 3 коммерческое предложение и инструкции, которые должны быть в разделе 4.3 документации, так и отсутствует указанный раздел.

   МП «Горэлектросеть» не представило доказательств внесения изменений в конкурсную документацию, а именно размещения формы 3 коммерческое предложение и инструкций, находящихся в разделе 4.3 документации, в том числе самого раздела 4.3.

    Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, действия МП «Горэлектросеть», выразившиеся  в  размещении  конкурсной документации без обязательных документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, изложенным в пункте 2.7 конкурсной документации, а именно формы 3 коммерческое предложение и раздела 4.3 документации, повлекшие невозможность ООО «Росгосстрах» принять участие в открытом конкурсе на право заключения договора ОСАГО, являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку не позволили обеспечить принцип информационной открытости закупки, изложенный в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

    Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

     В связи с тем, что  по результатам проведенного конкурса 01.08.2014 между МП «Горэлектросеть» и ОАО «САК «Энергогарант» заключен договор ОСАГО № юр-230. Страховщиком 01.08.2014 оформлены страховые полиса, действия которых прекратились 02.08.2014 и выданы страхователю, предписание не выдается.

            Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона  о защите конкуренции, Комиссия

 

     РЕШИЛА:

1.      Признать жалобу ООО «Росгосстрах» на действия Муниципального предприятия «Горэлектросеть» г. Магнитогорска при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора ОСАГО (извещение № 31401337000) обоснованной в части размещении конкурсной документации без обязательных документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, изложенных в конкурсной документации.

2.      Признать действия Муниципального предприятия «Горэлектросеть» г. Магнитогорска, выразившиеся в размещении конкурсной документации без обязательных документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, изложенных в конкурсной документации, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» и части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.      Предписание Муниципальному предприятию «Горэлектросеть» г. Магнитогорска не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                   

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                                              

О.В. Конькова

Н.А. Аристархова 

Связанные организации

Связанные организации не указаны