Предупреждение б/н Предупреждение № 51-07/17 Администрации Юрюзанского городско... от 24 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 51-07/17

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«21» июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление Союза похоронных организаций Челябинской области «Харон» о неправомерных действиях Администрации Юрюзанского городского поселения (далее – Администрация), выразившихся в создании преимуществ <…> в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг на территории Юрюзанского городского округа.

При рассмотрении представленных документов установлено следующее.

 

1. Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения прямо отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии со статьей 2 Закона о местном самоуправлении.

Из части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений.

Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.

В силу части 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о погребении указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В силу статьи 10 Закона о погребении и похоронном деле родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Тем самым, Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Согласно частям 1 и 2 статьи 25 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Названная норма не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206 также указано, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).

Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, в том числе определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

Действующим законодательством не предусмотрено наделение статусом специализированной службы хозяйствующих субъектов на конкурсной основе.

Решением Совета депутатов Юрюзанского городского поселения от 29.10.2008 № 417 утверждено Положение о хозяйствующих субъектах, оказывающих ритуальные услуги в Юрюзанском городском поселении (далее – Положение о хозяйствующих субъектах).

Согласно пункту 1.2 Положения о хозяйствующих субъектах ритуальные услуги в Юрюзанском городском поселении могут предоставлять хозяйствующие субъекты – юридические лица (ритуальные организации) и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в установленном порядке и получившие статус специализированной службы Юрюзанского городского поселения.

К ритуальным услугам в соответствии с пунктом 2.1 Положения о хозяйствующих субъектах относятся следующие виды услуг:

- прием заказа и заключение договора на организацию похорон (в том числе агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон);

- захоронение и перезахоронение;

- транспортировка тел (останков) умерших (погибших);

- изготовление и опайка цинковых гробов могут предоставляться только теми ритуальными организациями, которые в установленном порядке получили статус специализированной службы Юрюзанского городского поселения по вопросам похоронного дела. Статус специализированной службы может быть предоставлен государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также хозяйствующим субъектам различных организационно-правовых форм.

Пунктами 2.2, 3.1 Положения о хозяйствующих субъектах установлено, что решение о предоставлении ритуальной организации статуса специализированной службы принимается по результатам закрытого конкурса, организатором которого является Администрация.

К участию в закрытом конкурсе организатором приглашаются организации, занимающиеся или имеющие намерение заниматься оказанием ритуальных услуг населению на территории Юрюзанского городского поселения (пункт 3.3 Положения о хозяйствующих субъектах).

Порядок проведения закрытого конкурса определен пунктами 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 Положения о хозяйствующих субъектах.

17.11.2008 Администрацией <…>, <…> направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе на право получения статуса специализированной службы Юрюзанского городского поселения по вопросам похоронного дела (далее - Конкурс).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 19.12.2008 принято решение о наделении статусом специализированной службы Юрюзанского городского поселения по вопросам похоронного дела и заключении договора об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения с единственным участником Конкурса – <…>

Распоряжением Главы Юрюзанского городского поселения от 22.12.2008 № 148 <…> наделен статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Между Администрацией и <…> заключен договор от 25.12.2008 № 467 об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Юрюзанском городском поселении на неопределенный срок (далее – договор от 25.12.2008 № 467).

1. Согласно пункту 1.1.1 договора от 25.12.2008 № 467 <…> обязуется оказывать гражданам Юрюзанского городского поселения гарантированный перечень услуг на основании статьи 9 Закона о погребении.

Наделение Администрацией статусом специализированной службы <…> путем проведения закрытого Конкурса, принятия Распоряжения Главы Юрюзанского городского поселения от 22.12.2008 № 148, заключения договора от 25.12.2008 № 467 на неопределенный срок не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку присвоение индивидуальному предпринимателю указанного статуса, в том числе на конкурсной основе, не является созданием органом местного самоуправления специализированной службой по вопросам похоронного дела и может привести к созданию индивидуальному предпринимателю необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке оказания ритуальных услуг путем обеспечения возможности предоставления комплекса услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

2. Согласно пункту 1.1.3 договора от 25.12.2008 № 467 <…> обязуется по заданию Администрации, МУ «Комитета городского хозяйства» либо органов внутренних дел осуществлять доставку тел умерших, обнаруженных на территории Юрюзанского городского поселения, в морг Катав-Ивановской ЦРБ.

Исходя из системного анализа норм Закона о погребении такая услуга, как доставка тел умерших в морг, не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункты 1, 2 статьи 9 Закона о погребении).

Следовательно, не относится к исключительным полномочиям и компетенции специализированной службы и может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Вместе с тем, вопросы транспортирования трупа для проведения судебно-медицинской экспертизы имеют специальное законодательное регулирование.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 года № 516-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2010 г. национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения».

Подпунктом 2.5.12 пункта 2.5 статьи 2 стандарта определено: «останкохранилище (трупохранилище): объект похоронного назначения, помещение или группа помещений в его составе, в которых осуществляется хранение останков умерших или погибших, причина смерти которых установлена, и подготовка их к погребению. Примечание - Причину смерти устанавливают в специализированных медицинских учреждениях: патолого-анатомическом отделе лечебно-профилактического учреждения, судебно-медицинских моргах и т.д.».

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить причины смерти. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК РФ, возбуждает перед судом ходатайство (часть 1 статьи 195 УПК РФ). Суммы, израсходованные на перевозку (транспортировку) трупов и их частей отнесены пунктом 6 части 2 статьи 131 УПК РФ к процессуальным издержкам. Данные процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 3 статьи 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ патолого-анатомические вскрытия проводятся, в том числе, в случае подозрения на насильственную смерть и необходимости судебно-медицинского исследования.

В соответствии с Порядком проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 354н, патолого-анатомические вскрытия проводятся в патолого-анатомических бюро или патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, в целях получения данных о причине смерти человека, при подозрении на наличие признаков насильственной смерти тело умершего направляется на судебно-медицинскую экспертизу в соответствии с порядком проведения судебно-медицинских экспертиз, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н).

Решение вопросов по транспортированию трупов в морг (для экспертизы в учреждения здравоохранения) не отнесено законодательством к вопросам местного значения и, соответственно, к полномочиям органа местного самоуправления.

Предоставление услуг по эвакуации умерших в морг может осуществляться любыми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. При этом функции по определению таких субъектов лежат на органах, в целях обеспечения деятельности которых осуществляется предоставление услуги (следственных и иных правоохранительных органах), либо на лицах, которые взяли на себя обязательства по погребению (в том числе родственники), либо на лечебных учреждениях, которые нуждаются в получении данных услуг.

С учетом приведенных выше норм, доставка тел умерших в морг для сохранения (не связанное с проведением судебно-медицинской экспертизы) должно осуществляться на конкурентном рынке.

Наделение Администрацией специализированной службы - <…> путем заключения договора от 25.12.2008 № 467 обязанностью по заданию Администрации, МУ «Комитета городского хозяйства» либо органов внутренних дел осуществлять доставку тел умерших, обнаруженных на территории Юрюзанского городского поселения, в морг Катав-Ивановской ЦРБ может привести к получению информации о фактах смерти в приоритетном порядке, что может создать данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления деятельности на рынке предоставления ритуальных услуг, а также дискриминационные условия на указанном рынке, что противоречит пунктам 6, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Пунктом 1.1.4 договора от 25.12.2008 № 467 установлено, что <…> обязуется производить содержание и обслуживание городских кладбищ.

Решением Совета депутатов Юрюзанского городского поселения от 29.10.2008 № 416 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Юрюзанского городского поселения (далее - Положение).

3.1. Разделом IV Положения определен порядок содержания мест захоронения, в том числе:

- территория кладбища ограждается и разделяется дорожками на участки. На дорожках устанавливаются указатели номеров участков. При главном входе на кладбище вывешивается его схематический план (пункт 4.1 Положения);

- прилегающая к кладбищу территория должна быть благоустроена и иметь место для стоянки автотранспорта (пункт 4.2 Положения).

В соответствии с пунктом 5.17 Положения выполнение работ по содержанию мест захоронений (кладбищ), включающих в себя:

- содержание в исправном состоянии зданий, оборудования, территории кладбища, ограды территории кладбища, дорог, площадок и их текущий и капитальный ремонт;

- систематическая уборка всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора на городскую свалку или в специально отведенные места;

- содержание в надлежащем порядке аллей почетных захоронений, а также содержание мемориальных комплексов.

Согласно пункту 6.1 Положения источником финансирования работ по содержанию мест захоронения являются средства бюджета Юрюзанского городского поселения, а также целевые фонды, предназначенные для похоронного дела.

Исходя из системного анализа норм Закона о погребении услуги по содержанию кладбищ не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункты 1, 2 статьи 9 Закона о погребении).

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится содержание мест захоронения.

Выполнение работ по содержанию кладбищ является функциональной задачей органа местного самоуправления, обеспечивает интересы неопределённого круга лиц, осуществляется за счёт средств местного бюджета, то есть имеет признаки муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исходя из системного толкования действующего законодательства, выполнение работ по содержанию кладбищ должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур.

Заключение договора от 25.12.2008 № 467, предусматривающего содержание специализированной службой – <…> городских кладбищ, направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных работ необходимо для муниципальных нужд и выбор хозяйствующего субъекта, выполняющего данные работы, должен производиться в соответствии с Законом о контрактной системе.

Заключение договора от 25.12.2008 № 467, предусматривающего содержание специализированной службой – <…> городских кладбищ, без учета положений законодательства о контрактной системе, ведет к установлению на территории Юрюзанского городского поселения безальтернативного порядка осуществления содержания кладбищ, обеспечивает <…> доступ к выполнению рассматриваемых работ для обеспечения муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур, а также препятствует доступу к выполнению указанных работ, иным хозяйствующим субъектам, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3.2. Разделом IV Положения определен порядок содержания мест захоронения, в том числе:

- специализированная служба должна быть извещена о предстоящих похоронах за сутки по заявлению родственника (пункт 4.3 Положения);

- ограждение могил допускается только с разрешения специализированной службы (пункт 4.6 Положения).

Пунктом 5.2 Положения установлено, что заказы на захоронения в существующие могилы по истечении санитарного срока принимает специализированная служба по заявлению лица (организации), на имя которого зарегистрировано захоронение, по предъявлении документа, подтверждающего личность заявителя, и подлинного свидетельства о смерти на умершего.

Согласно пункту 5.3 Положения вопрос о принятии заказа решается специализированной службой на основании архивных документов, наличия могилы с соответствующими надписями и установленными надгробиями.

Согласно пункту 5.10 Положения надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. При нарушении пределов участка по требованию специализированной службы, надмогильное сооружение сносится за счет лица, за которым зарегистрировано данное место захоронения.

Пунктом 5.14 Положения установлено, что на кладбищах поселения предоставляются услуги по установке, уходу за надмогильными сооружениями и местами захоронений. Специализированная служба обязана сообщать родственникам умерших о пришедших в ветхость надмогильных сооружениях и требовать их ремонта, замены.

Согласно пункту 5.15 Положения места захоронений (кладбища) являются муниципальной собственностью. Хозяйственную деятельность на кладбище осуществляет специализированная служба, в ведении которой оно находится.

Пунктом 5.16 Положения определено, что ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища, кроме случаев организации похоронного обслуживания организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги в поселении, благоустройство мест погребения и санитарное состояние кладбища, возлагается на специализированную службу, в ведении которой находится кладбище.

В соответствии с пунктом 5.17 Положения выполнение работ по содержанию мест захоронений (кладбищ), включающих в себя:

- своевременную подготовку могил для захоронения умерших, установку надмогильных сооружений и контроль по уходу за могилами;

- соблюдение и контроль установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил.

Пунктом 5.19 Положения установлено, что все работы на кладбище, связанные с установкой надгробных сооружений, оград могут производится только с разрешения специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг.

Согласно частям 1, 4 статьи 18 Закона о погребении ведение общественными кладбищами и определение порядка деятельности общественных кладбищ относится к компетенции органов местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта действующим законодательством не предусмотрена.

Поскольку организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения органов местного самоуправления городского поселения, специализированные службы по вопросам похоронного дела, являющиеся хозяйствующими субъектами, не вправе осуществлять организацию ритуальных услуг, контролировать оказание ритуальных услуг и выполнять иные функции контрольно-распорядительного характера в соответствующей сфере деятельности, поскольку в результате выполнения указанных функций они получают возможность контролировать либо запрещать иным организациям (индивидуальным предпринимателям) осуществлять деятельность на территории кладбищ.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, делегирование ему полномочий по решению вопросов местного значения не только не предусмотрено действующим законодательством, но и прямо запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Норма части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержит прямой безусловный запрет на совмещение одним лицом властных полномочий и осуществление предпринимательской деятельности, то есть наличие обстоятельств, описанных в данной норме, признается нарушением статьи 15 названного закона вне зависимости от каких-либо последствий, наступивших либо возможных вследствие таких обстоятельств (ущемление чьих-либо интересов, ограничение, недопущение или устранение конкуренции и т.д.).

Таким образом, действия Администрации по наделению хозяйствующего субъекта - специализированной службы - <…> путем заключения договора от 25.12.2008 № 467 функциями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и ведению кладбищами содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

3.3. В соответствии с пунктом 5.17 Положения выполнение работ по содержанию мест захоронений (кладбищ) включает в себя предоставление гражданам на прокат инвентаря для ухода за могилами.

Согласно пункту 5.18 Положения работы по эксгумации и перезахоронению производятся только специализированной службой.

Пунктом 11 Положения установлено, что захоронение малоимущих граждан или граждан, не имеющих родственников, производит специализированная служба в соответствии с действующим законодательством.

Исходя из системного анализа норм Закона о погребении, услуги по предоставлению гражданам на прокат инвентаря для ухода за могилами, работы по эксгумации и перезахоронению, захоронение малоимущих граждан не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункты 1, 2 статьи 9 Закона о погребении).

Следовательно, указанные услуги и работы не относятся к исключительным полномочиям и компетенции специализированной службы и могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере.

Тогда как из содержания Положения следует, что работы по эксгумации и перезахоронению, захоронению малоимущих граждан производятся только специализированной службой.

В результате чего для граждан (приобретателей услуг, работ) создаются ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые выполняют указанные работы, услуги.

Таким образом, действия Администрации по наделению статусом специализированной службы <…> путем заключения договора от 25.12.2008 № 467, в том числе предусматривающего содержание городских кладбищ, могут создать преимущественные условия осуществления деятельности индивидуальному предпринимателю на рынке оказания ритуальных услуг, что повлияет на круг потребителей услуг, оказываемых именно этим хозяйствующим субъектом, и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частями 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения в срок до 03 сентября 2017 года действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

1) отмены Распоряжения Главы Юрюзанского городского поселения от 22.12.2008 № 148 «О наделении статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела»;

2) информирования <…>. о прекращении с 03.11.2017 договора № 467 об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Юрюзанском городском поселении от 25.12.2008.

 

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих отмену Распоряжения Главы Юрюзанского городского поселения от 22.12.2008 № 148 «О наделении статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела», в том числе опубликование данной информации на официальном сайте Администрации; надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих направление и получение адресатом письма, указанного в пункте 2 настоящего предупреждения).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны