Решение б/н Решение по делу № 51-ВП/2016 от 7 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

24 марта 2016 года                                                             г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:    <…>    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    <…>    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в обращении гражданина (далее – Заявитель), провела внеплановую проверку действий Администраций города Челябинска (далее - Заказчик) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию здания Администрации города Челябинска (извещение № 0169300000115006761) (далее – Аукцион), в присутствии:
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее – Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 22.01.2016 № 2;
- представителей Заказчика, действующих на основании доверенностей от 29.09.2015 № 01-1166, от 24.03.2016 № 05-258,
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 15.03.2016 поступило обращение гражданина о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении Аукциона, объявленного Заказчиком и Уполномоченным органом путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» www. zakupki.gov.ru 30.11.2015 извещения о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону – 9 200 000 рубля 00 копеек.
Контракт по итогам Аукциона заключен.
В соответствии с доводами обращения Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги технологически, функционально не связанные между собой.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились и пояснили, что действия Заказчика при проведении электронного аукциона являются правомерными и не влекут за собой нарушений законодательства о контрактной системе.

Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частями 1-3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничение доступа к участию в торгах, ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Таким образом, из диспозиций частей 1-3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что изложенные в них требования распространяются и на отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действительно, формирование лотов, а также определение их содержания с обязательным указанием соответствующих условий выполнения работ, оказания услуг является правом заказчика. При этом допускается возможность включения в один лот работ и услуг технологически и функционально взаимосвязанных между собой.
Вместе с тем, формирование в один лот тех или иных работ не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств, в том числе путем обеспечения конкуренции хозяйствующих субъектов в целях формирования рыночной цены контракта.
При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки оказать тот или иной объем услуг и принять участие в Аукционе.
Как следует из пункта 3.2 части 2 Информационной карты документации об Аукционе описание объекта закупки указано в Приложении № 1 к документации об Аукционе (далее – Техническое задание).
Согласно Техническому заданию Заказчику требуется выполнение различных работ и услуг в отношении здания Администрация города Челябинска. Например, в том числе:
-Уборка помещений в административном здании;
-Предоставление ковровых напольных грязезащитных, резиновых, влаговпитывающих покрытий;
-Выполнение работ:
•    - Побелка стволов деревьев, окраска бордюров, окраска металлического ограждения территории;
•     Уборка от снега и льда, подметание (прилегающая территория – 2000 кв.м.);
•     Обработка прилегающей территории спец. средствами (соль, песок) (прилегающая территория – 2000 кв.м.);
•     Механизированная уборка территории от снега, льда до асфальтного покрытия (прилегающая территория – 2000 кв.м.);
•     Уборка территории (тротуаров, проезжей части дорог и проездов) от снега и наледи в зимний период (до асфальтового покрытия, с применением противогололедного материала) (прилегающая территория – 2000 кв.м.);
•     Вывоз снега (в объеме 10 куб.м.).
-Мытье наружного и внутреннего остекления административного здания;
-Выполнение работ по отоплению, канализации, электроснабжению;
-Столярные работы;
-Противопожарные мероприятия;
-Обеспечение дезинфекции и дератизации помещений в здании;
-Обслуживание лифтов;
-Обслуживание телефонного оборудования;
-Услуги работника гардероба, вахтера;
-Прочие работы (функции разнорабочих);
-Административные работы.
Вместе с тем, деятельность по обслуживанию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения технологически и функционально не связана с деятельностью по обслуживанию электрических систем, систем пожарной сигнализации, деятельностью по уборке помещений и благоустройству территорий, вывозом мусора, дератизации и дезинсекции, обслуживанием лифтов и телефонного оборудования.
Указанные виды деятельности выполняются с различной периодичностью, различными специалистами и организациями.
Более того, для оказания таких услуг и выполнения таких работ, как столярные работы, обслуживание лифтов, обслуживание телефонного оборудования, согласно Техническому заданию, исполнитель должен обладать обученным персоналом.
Следовательно, объединение заказчиком в один лот услуг различных по функциональным, техническим характеристикам требует от потенциальных участников Аукциона наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, что может привести к отказу хозяйствующих субъектов от участия в торгах.
С учетом изложенного, объединение при проведении Аукциона в один лот функционально и технологически не связанных между собой видов услуг, может привести к ограничению количества участников закупки, что запрещено частями 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
При этом доказательств необходимости объединения в один лот услуг различных по функциональным, техническим характеристикам на заседании Комиссии заказчиком не представлено.
Между тем, согласно документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 200 000, 00 рублей.
Документацией установлено требование обеспечения заявки на участие в Аукционе в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 460 000, 00 рублей, и требование обеспечения исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 920 000, 00 рублей.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об укрупнении лота при проведении Аукциона путем включения большого количества услуг различных по функциональным, техническим характеристикам, что требует от потенциальных участников закупок наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, и может привести к ограничению конкуренции в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На данное обстоятельство указывают итоги проведенных заказчиком в 2014 и 2015 годах закупок на оказание услуг по техническому обслуживанию здания Администрации города Челябинска (извещения №№ 0169300000114006594, 0169300000115006761) на сумму 9 200 000, 00 рублей и 9 000 000, 00 рублей соответственно. Следует отметить, что единственными заявками, поданными на участие в данных закупках, являются заявки ООО "УралРемЖилСтрой".
Ко всему прочему следует отметить, что по позициям №№ 11, 12 Технического задания Заказчику требуется, в том числе замена расходных материалов, а также вышедших из строя запасных частей, однако сведений о том, на кого именно будет возложена обязанность по приобретению указанных запасных частей и расходных материалов, аукционная документация не содержит.
Кроме того, в аукционной документации отсутствует информация относительно периодичности услуг, оказываемых в рамках обслуживания, поскольку по позициям №№ 11, 19 Технического задания Заказчиком такая периодичность определена лишь в виде «по мере необходимости».
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на момент осуществления закупки определить указанную информацию не представляется возможным, так как условия исполнения контракта, в данной части, будут определены в ходе исполнения контракта с помощью указаний заказчика.
Между тем, именно документация о закупке должна содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Более того, в случае, если существенные условия исполнения контракта будут определены в ходе его исполнения, то это не позволит участникам закупки, которые не располагают такой информацией, принять участие в закупке. Соответственно, отсутствие в аукционной документации указанной информации может привести к созданию преимущественных условий тем участникам закупки, которые ранее оказывали данные услуги Заказчику, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт по итогам закупки заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                      <…>

Члены Комиссии                                                                                               <…>

                                                                                                                               <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны