Решение б/н Решение №51-ВП/2018 по обращениям ООО «ПАРИТЕТ ПЛЮС», ООО «Ю... от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

              • делу №51-ВП/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

 

 

Членов Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращения ООО «ПАРИТЕТ ПЛЮС», ООО «ЮГРАЭНЕРГО» (далее - заявители) и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области, расположенного по адресу г. Магнитогорск, ул. Советская 82 (извещение № 0369100050818000012) в присутствии:

- представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магнитогорску Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 28.04.2018 № 65/28-661;

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 23.04.2018 поступили жалобы заявителей на действия заказчика и аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области, расположенного по адресу г. Магнитогорск, ул. Советская 82 (извещение № 0369100050818000012) (далее - закупка).

Решениями Комиссии от 25.04.2018 исх. № 5443/09, от 25.04.2018 исх. № 5442/09 жалобы возвращены заявителям по причине их несоответствия требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе и назначена внеплановая проверка действий по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки.

Согласно представленным документам заказчиком 22.02.2018 объявлено о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области, расположенного по адресу г. Магнитогорск, ул. Советская 82 путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0369100050818000012 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 899 758 рубля 98 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 19.04.2018 в 09 часов 00 минут.

На дату рассмотрения обращений контракт по итогам закупки заключен.

Заявители в обращениях указывают на следующее.

1. Аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки № 6 в связи с не предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами, изложенными в обращениях, не согласились и пояснили, что работы, выполняемые в рамках исполнения государственного контракта, указанные в аукционной документации, на безопасность объекта капитального строительства влияния не оказывают. В связи с чем, в целях недопущения действий, приводящих к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупки, государственным заказчиком не предусмотрено предоставление в составе заявок на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Участник закупки с порядковым номером заявки № 6 обосновано не допущен аукционной комиссией к процедуре аукциона, поскольку конкретные показатели, предоставленные участником закупки в содержании первой части заявки, не соответствуют требованиям аукционной документации.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации наименованием объекта закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области, расположенного по адресу г. Магнитогорск, ул. Советская 82.

При этом, как следует из извещения и пункта 15 аукционной документации требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, не установлено.

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В случае, если в качестве объекта закупки заказчиком определено выполнение работ по строительству или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом случаев, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Заказчиком при осуществлении закупки самостоятельно определен объект закупки и предмет контракта, а именно работы по капитальному ремонту объекта УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области, расположенного по адресу г. Магнитогорск, ул. Советская 82, в объеме локально-сметного расчета, при этом предлагаемый размер обязательств по контракту составляет 7 899 758 рубля 98 копеек.

Локально-сметный расчет, утвержденный заказчиком, является единым документом, определяющим объем, состав и стоимость работ по предмету контракта, который определен аукционной документацией.

На основании изложенного, для выполнения работ по государственному контракту, заключаемому по итогам рассматриваемой закупки, требуется наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Дополнительно сообщаем, позиция Комиссии Челябинского УФАС России подтверждается письмами Союза строительных компаний Урала и Сибири (от 11.05.2018 исх. № 01/302/0432), Союза СРО «УралЖилКомСтрой» (от 10.05.2018 исх. № 03-2-231).

При этом, позиция, изложенная в письмах ООО «Магнитогорская Строительная компания» (от 12.02.2018 исх. № 20180212), ООО СМК «ЭВЕРЕСТ» (от 12.02.2018), представленных заказчиком в материалы дела, не принимается Комиссией во внимание, поскольку данные общества не являются саморегулируемыми организациями в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, а также в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

 

2. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В подпункте 1 пункта 3 аукционной документации в требованиях к содержанию и составу первой части заявки указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную информацию:

а) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;

б) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом, требования к показателям материалам, используемым при выполнении работ, установлены в Приложении № 2 к документации об электронном аукционе.

В соответствии с Протоколом № 22 ЭА-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.04.2018 аукционной комиссией отказано в допуске к участию в электронном аукционе заявителю (участник закупки с порядковым номером заявки № 6) в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям аукционной документации, а именно:

- позиция 3 «Катанка горячекатаная в мотках» заявки участника закупки не содержит такие показатели и их значения, как «Временное сопротивление», «Соответствие нормативным документам», предусмотренные позицией 2 Перечня материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе (в ред. от 20.03.2018);

- позиция 1 Перечня материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе (в ред. от 20.03.2018) «Сталь горячекатаная арматурная (пункт ЛСР 26). Тип 1: Класс: должен быть А300», тогда как в заявке участника аукциона по позиции 1 указано «Сталь горячекатаная арматурная. Тип 1: Класс: А 240»;

- позиция 1 Перечня материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе (в ред. от 20.03.2018) «Сталь горячекатаная арматурная (пункт ЛСР 26). Тип 1: Предельное отклонение по диаметру диапазон значения», тогда как в заявке участника аукциона по позиции 1 указано «Сталь горячекатаная арматурная. Тип 1: Предельное отклонение по диаметру + 0,3»;

- позиция 1 Перечня материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе (в ред. от 20.03.2018) «Сталь горячекатаная арматурная (пункт ЛСР 26). Тип 1: Сталь: Ст5сп / Ст5пс / 1НГ2С», в заявке участника аукциона - «Сталь горячекатаная арматурная. Тип 1: Сталь: углеродистая, Ст3кп»;

- позиция 1 Перечня материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе (в ред. от 20.03.2018) «Сталь горячекатаная арматурная (пункт ЛСР 26). Тип 1: Соответствие нормативным документам ГОСТ 5781-82», в заявке участника аукциона - «Сталь горячекатаная арматурная. Тип 1: Соответствие нормативным документам ГОСТ 5781и ГОСТ 2590».

Таким образом, участник закупки с порядковым номером заявки № 6 (заявитель) представил информацию в первой части заявки не в соответствии с требованиями аукционной документации, следовательно, аукционной комиссией правомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе данному участнику.

Следует отметить, что Комиссия, проанализировав положения аукционной документации, а именно Перечень материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе) в редакциях от 22.02.2018 и от 20.03.2018, а также первые части заявок участников закупки с порядковыми номерами №№ 4, 6, пришла к следующим выводам.

Пункт 1 аукционной документации содержит информацию относительно наименования и описания объекта закупки и условий государственного контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. При этом, данный пункт предусматривает, в том числе указание на Перечень материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе).

Следовательно, Перечень материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе) включает в себя описание объекта закупки в соответствие со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.

Вместе с тем, заказчиком 20.03.2018 в единой информационной системе в сфере закупок размещена аукционная документация с изменениями, в том числе касающимися описания объекта закупки, а именно внесены изменения в Перечень материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе).

Так, например, изменены позиции 1, 2, 3 Перечня материалов (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе) «Сталь горячекатаная арматурная», «Смеси бетонные», «Катанка горячекатаная в мотках»:

- позиция 2 «Смеси бетонные» исключена;

- по позиции 1 исключен параметр «Тип 2», внесены изменения в параметр «Тип 1» в части значений показателей «Класс», «Предельное отклонение по диаметру диапазон значения», «Сталь»;

- позиция 3 «Катанка горячекатаная в мотках» дополнена такими показателями и их значениями, как «Временное сопротивление», «Соответствие нормативным документам».

Данные изменения объекта закупки привели к ошибочному заполнению первой части заявки участниками закупки с порядковыми номерами заявок №№ 4, 6, что послужило основание для принятия аукционной комиссией решения об отказе в допуске к участию в аукционе данным участникам.

На основании изложенного, заказчиком в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе внесены изменения в объект закупки.

 

3. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

3.1. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, в нарушение частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует пеня на заказчика.

3.2. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Так, проект контракта, представленный в составе аукционной документации, содержит такие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, как:

- заменить проведение шумных работ (работ дрелью, перфоратором, молотком) бесшумными в период проведения Государственным заказчиком заседаний, видеоконференций и т.п. (пункт 3.1.5 проекта контракта);

- соблюдать требования пропускного режима, установленного на объекте Государственного заказчика (пункт 3.1.3 проекта контракта);

- до заключения настоящего контракта представить Государственному заказчику подписанный руководителем список работников и контролирующего звена Подрядчика, которые будут задействованы на объекте (с указанием ФИО и паспортных данных (место рождения, дата рождения, место прописки), с приложением копий документов, удостоверяющих личность – паспортов) для проведения специальной проверки на наличие компрометирующих материалов (судимость, привлечение к уголовной ответственности и т. д.) с последующим оформлением допуска на территорию объекта. Также представить номера транспортных средств, осуществляющих доставку на объект материалов и других грузов для выполнения работ (пункт 3.1.6. проекта контракта).

Следовательно, заказчиком в нарушение пункта 6 Правил в проект контракта не включена ответственность подрядчика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

3.3. В соответствии частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Пункт 5.3 проекта контракта предусматривает, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Головной исполнитель уплачивает Государственному заказчику штраф в размере __________ рублей (2% от цены контракта).

Однако на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта, в том числе менее 3 млн. рублей.

Таким образом, указанные положения контракта не в полной мере соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Кроме того, в проект контракта заказчиком не включены положения, предусмотренные пунктами 11, 12 Правил.

 

Дополнительно Комиссия сообщает, что в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдается, поскольку контракт по итогам закупки заключен.

 

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

1. Доводы, изложенные в обращении ООО «ПАРИТЕТ ПЛЮС», обоснованными.

2. Доводы, изложенные в обращении ООО «ЮГРАЭНЕРГО», не нашли своего подтверждения.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, частей 4, 5 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны