Решение б/н РЕШЕНИЕ от 30 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Уралсервис»

456584, Челябинская область,

г. Еманжелинск, ул. Вахрушева, 1

Администрация Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области

456580, Челябинская область,

г. Еманжелинск, ул. Чайковского, 8

ОАО «МРСК Урала»

620026, Свердловская область,

г. Екатеринбург,

ул. Мамина-Сибиряка, 140

454000, г. Челябинск, пл. Революции, 5

ООО «Урал-Ресурс»

456602, Челябинская область,

г. Копейск, ул. Меховова, д. 3, оф. 1

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

454080, г. Челябинск,

ул. Сони Кривой, 75

Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…> – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело 074/01/10-1798/2019 по признакам нарушения ООО «Уралсервис» пункта 4 части 1 статьи 10, в том числе части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение Администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области на действия ООО «Уралсервис» по вопросу прекращения горячего водоснабжения жителям Еманжелинского городского поселения.

Челябинским УФАС России установлено, что в собственности ООО «35 квартал» находится котельная, расположенная по адресу: г. Еманжелинск, пер. Лермонтова, 28. Услуги теплоснабжения в зоне действия данной котельной осуществляет ООО «Уралсервис» на основании заключенного договора аренды котельной с ООО «35 квартал».

Также в соответствии с постановлением администрации Еманжелинского городского поселения от 04.02.2014 № 16 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории Еманжелинского городского поселения» ООО «Уралсервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне действия источников тепловой энергии котельной и обслуживаемых тепловых сетей.

По состоянию на 04.06.2019 гарантирующим поставщиком электрической энергии ОАО «МРСК Урала» осуществлено отключение котельной от электроснабжения в связи с тем, что ООО «Уралсервис» как теплоснабжающая организация или ООО «35 квартал» как собственник котельной не заключили договоры энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии на данную котельную.

В связи с отключением от энергоснабжения услуга по поставке горячего водоснабжения потребителям, проживающим в зоне действия котельной, не осуществляется и не будет осуществляться до погашения задолженности за потребленную электрическую энергию ООО «Уралсервис».

В адрес Заявителя уведомления от ООО «Уралсервис» о прекращении подачи коммунального ресурса горячего водоснабжения не поступало.

Челябинским УФАС России установлено, что с 28.03.2019 ООО «Уралсервис» осуществляет подачу тепловой энергии жителям многоквартирных домов района 35 квартала от газовой модульной котельной, расположенной по адресу: пер. Лермонтова, д. 28, на основании распоряжения главы Еманжелинского городского поселения от 10.04.2019 № 87-р и распоряжения главы Еманжелинского городского поселения от 12.04.2019 № 90-р.

Модульная котельная передана во временное владение и пользование на основании договора аренды. Договор аренды котельной между ООО «Уралсервис» и ООО «35 квартал» заключен 11.04.2019.

Согласно пояснениям ООО «Уралсервис», прекращение подачи горячего водоснабжения населению в районе действия котельной вызвано отключением электроснабжения котельной 30.05.2019.

ООО «Урал-Ресурс» является сетевой организацией, осуществляющей передачу электроэнергии по электрическим сетям на территории Еманжелинского городского поселения.

ООО «Урал-Ресурс» письмом от 07.05.2019 уведомило ООО «Уралсервис» о введении в отношении котельной полного ограничения режима потребления электроэнергии c 30.05.2019 в связи с бездоговорным потреблением электроэнергии.

30.05.2019 ООО «Урал-Ресурс» осуществлено полное ограничение режима потребления электроэнергии котельной, что установлено актом ограничения режима потребления электрической энергии от 30.05.2019

Согласно пояснениям ООО «Уралсервис», общество обратилось за установлением тарифа в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) после получения информации о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действия эксплуатируемой котельной.

После получения 17.07.2019 постановления Министерства «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Уралсервис» в зоне действия источника тепловой энергии котельная 35 квартала и обслуживаемых ей тепловых сетей» от 11.07.2019 горячее водоснабжение в 35 квартал возобновлено 19.07.2019.

По вопросу заключения договора энергоснабжения ООО «Уралсервис» в адрес ОАО «МРСК Урала» направлен пакет документов для заключения договора 04.01.2019.

Повторно после расторжения концессионных соглашений и передачи объектов концессии Заявителю ООО «Уралсервис» обратилось 29.04.2019 в адрес ОАО «МРСК Урала». Подписанный ОАО «МРСК Урала» договор энергоснабжения поступил в адрес ООО «Уралсервис» 17.06.2019, после чего договор подписан ООО «Уралсервис» и 20.06.2019 направлен в адрес гарантирующего поставщика.

25.06.2019 по устному запросу ООО «Уралсервис» поступила информация от начальника Еманжелинского участка о том, что заявка на подключение котельной 35 квартала своевременно направлена в ООО «Урал-Ресурс».

Челябинское УФАС России, изучив представленные документы и информацию, приходит к выводу, что ООО «Уралсервис» не представлено объективных доказательств того, что ограничение режима потребления электроэнергии возникло не по вине ООО «Уралсервис».

Челябинским УФАС России установлено, что прекращение горячего водоснабжения потребителей осуществлено 30.05.2019, возобновлено – 19.07.2019. Таким образом, отсутствие горячего водоснабжения потребителей составило 49 дней.

Челябинским УФАС России установлено, что горячее водоснабжение не возобновлялось до 19.07.2019 в связи с отсутствием у ООО «Уралсервис» тарифа на тепловую энергию. Согласно пояснениям ООО «Уралсервис» процесс установления тарифа продлевался Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Иных причин для прекращения оказания услуг горячего водоснабжения не установлено, обществом не заявлено.

Материалами дела установлено, что ООО «Уралсервис» было наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории Еманжелинского городского поселения в зоне действия десяти котельных, в том числе газовой котельной в 35 квартале, и тепловых сетей. В связи с чем, 18.12.2018 в отношении общества установлены тарифы на тепловую энергию постановлением от 18.12.2018 № 85/3.

28.03.2019 Администрация Еманжелинского городского поселения присвоила статус единой теплоснабжающей организации в зоне действия девяти котельных другой теплоснабжающей организации АО «Челябоблкоммунэнерго», сохранив статус единой теплоснабжающей организации за ООО «Уралсервис» только в отношении котельной в 35 квартале.

АО «Челябоблкоммунэнерго» 29.03.2019 обратилось в Министерство за установлением тарифа, 11.04.2019 открыто тарифное дело, 26.04.2019 пересмотрен тариф на потребителей в зоне обслуживания девяти котельных. Постановление Министерства от 18.12.2019 № 85/3 отменено.

В связи с тем, что заявления на установление тарифов от ООО «Уралсервис» не поступало, 24.04.2019 Министерство проинформировало организацию о правовых последствиях и необходимости представления в Министерство заявления об установлении тарифов и необходимых материалов.

Заявление на установление тарифов от ООО «Уралсервис» поступило в Министерство только 20.05.2019. Тарифное дело открыто Министерством 31.05.2019. Министерством 03.06.2019 запрошены дополнительные документы, уточняющие расчеты организации. В связи с непредставлением документов, 18.06.2019 срок рассмотрения тарифного дела продлен Министерством на 30 календарных дней.

Министерством 11.07.2019 установлены тарифы в отношении ООО «Уралсервис» в зоне действия газовой котельной в 35 квартале в соответствии с регламентированными сроками.

Таким образом, ООО «Уралсервис» обратилось в Министерство за установлением тарифов не после получения информации о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации, а после получения запроса от Министерства.

Кроме того, Челябинским УФАС России установлено, что администрацией Еманжелинского городского поселения в адрес ООО «Уралсервис» направлялись письма от 05.06.2019, 26.06.2019 о необходимости принятия мер по восстановлению горячего водоснабжения потребителей 35 квартала.

В ответ на указанные письма ООО «Уралсервис» сообщило, что документы по заключению договора энергоснабжения направлены в адрес ОАО «МРСК Урала» (ответное письмо от 06.06.2019 исх. № 383 на обращение администрации от 05.06.2019 исх. № 2014/4), что возобновление горячего водоснабжения потребителей 35 квартала будет осуществлено после утверждения тарифа на тепловую энергию (ответное письмо от 26.06.2019 исх. № 420 на обращение администрации от 26.06.2019 исх. № 2315/4).

Вместе с тем, ООО «Уралсервис» в материалы дела не представлено доказательств того, что отсутствие заключенного договора энергоснабжения явилось препятствием для возобновления горячего водоснабжения потребителям 35 квартала.

Более того, Министерство сообщает, что отсутствие тарифа на поставку тепловой энергии не является основанием прекращения горячего водоснабжения потребителям.

Временной интервал исследования товарного рынка – 2018 год и 8 месяцев 2019 года.

Географические границы товарного рынка: Еманжелинское городское поселение.

Продуктовые границы – услуги теплоснабжения, в том числе в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Челябинским УФАС России установлено, что в соответствии с постановлением администрации Еманжелинского городского поселения от 04.02.2014 № 16 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории Еманжелинского городского поселения» ООО «Уралсервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне действия источников тепловой энергии котельной и обслуживаемых тепловых сетей.

Постановлением администрации Еманжелинского городского поселения от 28.03.2019 № 80 «О внесении изменений в постановление администрации Еманжелинского городского поселения от 04.02.2014 № 16 установлен статус ООО «Уралсервис» как единой теплоснабжающей организации в зоне действия источников тепловой энергии котельной 35 квартала и обслуживаемых ей сетей.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции, пункта 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении положение ООО «Уралсервис» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения ООО «Уралсервис» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Уралсервис» допущено бездействие, выразившееся в невозобновлении горячего водоснабжения потребителей 35 квартала Еманжелинского городского поселения в период с 30.05.2019 по 18.07.2019 при отсутствии объективных причин.

В связи с чем, в бездействии ООО «Уралсервис» усматривается нарушение пункта 4 части 1 статьи 10, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из материалов дела ООО «Уралсервис» не предприняло необходимых и достаточных мер и действий для недопущения нарушения законодательства, хотя сознавало противоправный характер своего бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

У ООО «Уралсервис» отсутствовали препятствия, и имелась возможность для соблюдения положений законодательства, а именно: возобновить горячее водоснабжения потребителей 35 квартала Еманжелинского городского поселения в кратчайшие сроки. Однако ООО «Уралсервис» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение Закона о защите конкуренции.

ООО «Уралсервис» не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Челябинским УФАС России установлено, что ООО «Уралсервис» допущено нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, соответственно, доказывания в настоящем случае наличия либо угрозы наступления последствий не требуется.

Рассмотрев доводы обращения и изучив представленные в материалы обращения документы и информацию, Челябинским УФАС России установлено, что ООО «Уралсервис» злоупотребило своим доминирующим положением в части невозобновления горячего водоснабжения потребителей 35 квартала Еманжелинского городского поселения с 30.05.2019 по 18.07.2019, поскольку отсутствие тарифа на поставку тепловой энергии, заключенного договора энергоснабжения не является основанием для невозобновления горячего водоснабжения потребителям.

Таким образом, бездействие ООО «Уралсервис», выразившееся в невозобновлении горячего водоснабжения потребителей 35 квартала Еманжелинского городского поселения в период с 30.05.2019 по 18.07.2019, является нарушением пункта 4 части 1, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что горячее водоснабжение потребителей 35 квартала Еманжелинского городского поселения к настоящему моменту возобновлено, у Челябинского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках приоритетного проекта «Реформа контрольно-надзорной деятельности» и исполнения Сводного плана Приоритетного проекта «Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 года № 13(2), для оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности антимонопольным органом рассчитывается показатель группы «А» «Показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в величине причинения им вреда (ущерба)».

Показатель группы «А» «Причиненный ущерб, в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений (картелей) и согласованных действий, сговоров на торгах, фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа» (далее — показатель «А») рассчитывается следующим образом:

- E – причиненный ущерб, в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений (картелей) и согласованных действий, сговоров на торгах, фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и

пресеченных в результате действий антимонопольного органа, млн. руб.;

- 0.1 - снижение цены в результате вмешательства антимонопольного органа;

- Q - объем выручки хозяйствующего субъекта, в действиях (бездействии) которого установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо объем закупки (начальная максимальная цена, для нарушений, связанных со сговором на торгах или порядком их проведения), млн. руб.;

- t - временной интервал существования нарушения, (должен составлять не менее одного года или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год).

Учитывая, что временной интервал исследования товарного рынка – 2018 год и 8 месяцев 2019 года, за основу возьмем объем выручки ООО «Уралсервис» за 2018 год.

Объем выручки ООО «Уралсервис» за 2018 год составил 196 700 000 руб.

А = 0.1 * 196 700 000*1= 19 670 000 тысяч рублей.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать бездействие ООО «Уралсервис», выразившееся в невозобновлении горячего водоснабжения потребителей 35 квартала Еманжелинского городского поселения в период с 30.05.2019 по 18.07.2019, является нарушением пункта 4 части 1, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
  2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны