Решение б/н Решение от 24 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 решение.pdf (2558.69 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-716/2021 24 марта 2021 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель Комиссии: Рысева Елена Григорьевна – заместитель руководителя управления; Члены Комиссии: Ермишина Ирина Евгеньевна – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; Гузаирова Регина Ураловна – специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; рассмотрев жалобу № 074/07/3-716/2021 ООО «УралДрагРесурс» (далее – Заявитель) вх. № 3343-ЭП/21 от 09.03.2021 на действия ГАУЗ «Городская Больница № 1 ИМ. Г.И. Дробышева г. Магнитогорск» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по утилизации (сбор, транспортировка, обезвреживание) медицинских отходов класса "Б" (эпидемически опасные отходы), "В" (чрезвычайно эпидемиологически опасные), согласно техническому заданию (извещение № 32109980239), 1 2021-4113 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «УралДрагРесурс» (далее – Заявитель) вх. № 3343-ЭП/21 от 09.03.2021 на действия ГАУЗ «Городская Больница № 1 ИМ. Г.И. Дробышева г. Магнитогорск» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по утилизации (сбор, транспортировка, обезвреживание) медицинских отходов класса "Б" (эпидемически опасные отходы), "В" (чрезвычайно эпидемиологически опасные), согласно техническому заданию (извещение № 32109980239). Доводы жалобы: 1 Закупочная комиссия должна была отклонить заявки участников, у которых отсутствуют документы, подтверждающие возможность оказывать услуги по утилизации (сбор, транспортировка, обезвреживание) медицинских отходов класса «Б» (эпидемически опасные отходы), «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасные), а именно экспертное заключение. 2 Закупочная комиссия была обязана признать закупку несостоявшейся, поскольку победитель аукциона предложил цену на 98% ниже начальной (максимальной) цены договора. 3 В Документации о закупке в соответствии с пунктом 1.7.7 Положения о закупке заказчик не установил сроки и порядок внесения обеспечения заявки, порядок, сроки и случаи возврата обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии. 4 Заказчиком в Документации о закупке установлены требования, которые не позволяют просчитать срок действия банковской гарантии, противоречат друг другу и ограничивают право победителя предоставить гарантии на срок свыше 28 февраля 2022 года. 5 Заявитель утверждает, что подпунктом 5 пункта 27 Документации о закупке установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в пункте 10 Документации о закупке, по форме в соответствии с Приложением 3 к настоящей Документации о закупке. При этом пунктом 10 документации о закупке предусмотрены срок, место и порядок представления документации и ее разъяснений, а Приложение 3 к документации отсутствует. На основании изложенного Заявитель просит приостановить закупку до рассмотрения жалобы по существу, признать жалобу ООО «УралДрагРесурс» обоснованной, отменить закупку или признать ее несостоявшейся, выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ, провести проверку закупки. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является 2 2021-4113 обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке. Жалоба ООО «УралДрагРесурс» поступила в Челябинское УФАС России 09.03.2021. Датой окончания срока подачи заявок является 19.02.2021 в 09:00 (МСК+2). Таким образом, Челябинское УФАС России не имеет правовых оснований для рассмотрения доводов жалобы на положения документации о закупке в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Дата размещения итогового протокола Закупки является 26.02.2021 14:27 (МСК+2). Заявитель является участником Закупки. Таким образом, Заявителем правомерно подана жалоба в антимонопольный орган на действия закупочной комиссии Заказчика. 2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). 1. Заявитель утверждает, что закупочная комиссия должна была отклонить заявки участников, у которых отсутствуют документы, подтверждающие возможность оказывать услуги по утилизации (сбор, транспортировка, обезвреживание) медицинских отходов класса «Б» (эпидемически опасные отходы), «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасные), а именно экспертное заключение. В соответствии с Техническим заданием на оказание услуг по утилизации 3 2021-4113 медицинских отходов класса «Б», «В» исполнитель оказывает услугу по вывозу и утилизации медицинских отходов с соблюдением требований следующих правовых актов: - Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; - Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; - Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; - Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарноэпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; - ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». - Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», - Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», - Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарноэпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Согласно Приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарноэпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний н токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть: - предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; - заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз. Согласно Приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарноэпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламенгами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно - эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических 4 2021-4113 и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам. Заказчик пояснил, что при подготовке аукционной документации Заказчиком был проведен мониторинг на предмет наличия санитарно-эпидемиологического заключения у Исполнителей, оказываемых данные услуги по Челябинской области, Башкирии, Свердловской области. На сегодняшний день по Челябинской области заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, выданное специализированным органом в соответствии с Приказом от 19.07.2007 № 224, не имеет ни один Исполнитель данного вида услуг. Заказчик пояснил, что в составе заявки Заявителя жалобы приложено экспертное заключение, выданное ООО «Альфа Экспертиза», которое нельзя рассматривать как заключение, выданное в соответствие с Приказом от 19.07.2007 № 224, так как ООО «Альфа Экспертиза» не является компанией, аккредитованной в соответствии с данным Приказом. Статьей 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: -медицинская и фармацевтическая деятельность; -деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами; -деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности; -образовательная деятельность. Отходы производства и потребления, указанные в статье 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определены Федеральным законом от «Об отходах производства и потребления», в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого, отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Получение лицензии на указанные виды деятельности предполагает обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения, которое выдается на основании экспертного заключения. Экспертное заключение выдается на основании санитарноэпидемиологического обследования с оформлением акта. (Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224). До 01.03.2021 порядок сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов осуществлялся в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». 5 2021-4113 СанПиН 2.1.7.2790-10 не содержали требования к документарному подтверждению права на обращение с медицинскими отходами классов А, Б, В. При этом, так как требования к способам и методам обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В, к организации транспортирования медицинских отходов, к организации участка по обращению с медицинскими отходами классов Б и В, содержались в СанПиН 2.1.7.2790-10, а в соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 контроль (надзор) за соблюдением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении предприятий осуществляющих деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов с оформлением актов санитарно-эпидемиологического обследования и экспертных заключений, могли проводится в рамках контрольно-надзорной деятельности РПН. С 01.03.2021 требования к обращению с отходами регламентируются разделом X СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Требований к наличию актов обследования, экспертных заключений, подтверждающих соответствие зданий, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества для осуществления деятельности по обращению с медицинскими отходами классов Б, В в СанПиН 2.1.3684-21, не содержится. Требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не распространяются на отношения в области обращения с медицинскими отходами, а регулируются Федеральным законом от «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и действующими санитарными правилами. В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 «О санитарно - эпидемнологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» обязательное проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках осуществления лицензируемых видов деятельности с последующим получением экспертного заключения (акта обследования) на соответствие санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества для осуществления деятельности по обращению с медицинскими отходами класса «Б» и «В» не предусмотрено. Аналогичные вопросы рассматривались территориальным антимонопольным органом. Так, согласно решению Омского УФАС России № 03-10.1/31-2018 от 01.02.2018 отношения в области обращения с медицинскими отходами классов А,Б,В исключены из сферы действия Федерального закона об отходах производства и потребления и не являются отходами I-IV классов опасности, следовательно, для осуществления являющейся объектом закупки деятельности, не подлежащей лицензированию, в настоящее время не требуется обязательное получение санитарно-эпидемилогического заключения. Следовательно, требование к наличию экспертного заключения для осуществления деятельности по обращению с медицинскими отходами классов Б, В 6 2021-4113 отсутствует. Следовательно, Закупочная Комиссия правомерно допустила участников, у которых отсутствуют документы, подтверждающие возможность оказывать услуги по утилизации (сбор, транспортировка, обезвреживание) медицинских отходов класса «Б» (эпидемически опасные отходы), «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасные), а именно экспертное заключение. В действиях закупочной комиссии отсутствует нарушения пункта 4 части 10 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Дополнительно Комиссия Челябинского УФАС отмечает, что в данном случае спор возник при толковании специального законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), которая также вправе давать официальные разъяснения по применению санитарных норм и правил. 2. Заявитель утверждает, что закупочная комиссия была обязана признать закупку несостоявшейся, поскольку победитель аукциона предложил цену на 98% ниже начальной (максимальной) цены договора. Заказчик пояснил, что НМЦД данной закупки была сформирована методом сопоставимых рыночных цен и на основании коммерческих предложений, полученных по запросу Заказчика. В аукционе участие принимали пять участников, и цена с 9 600 000,00 рублей снизилась до 240 000,00 рублей. Закон о закупках не ограничивает заказчиков в применении антидемпинговых мер. Антидемпинговые меры - это меры, которые направлены на защиту заказчика и участников закупки от недобросовестной конкуренции. Такие меры позволяют снизить риск необоснованного снижения цены участником, который не имеет реальной возможности исполнить договор на предложенных условиях. В документации Заказчика отсутствуют антидемпинговые меры, следовательно, данное понижение начальной (максимальной) цены договора правомерно. В действиях закупочной комиссии отсутствует нарушения части 3 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Таким образом, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что в действиях Заявителя отсутствует нарушения пункта 4 части 10 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3 Закона о закупках. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «УралДрагРесурс» (далее – Заявитель) вх. № 3343-ЭП/21 от 09.03.2021 на действия ГАУЗ «Городская Больница № 1 ИМ. Г.И. Дробышева г. Магнитогорск» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по утилизации (сбор, транспортировка, обезвреживание) медицинских отходов класса "Б" (эпидемически опасные отходы), "В" (чрезвычайно эпидемиологически опасные), согласно техническому заданию (извещение № 32109980239), необоснованной. 7 2021-4113 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны