Решение б/н Решение по делу № 52-08/2018 от 10 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

09 ноября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии: <…> – заместитель

руководителя Управления -

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

<…> , специалист-

эксперт отдела контроля за рекламой

и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев (после перерыва) дело № 52-08/2018, возбужденное в отношении ИП <…>, ООО «БОВИД АВТО», ИП <…>, ООО «ОтельСтрой», ИП <…>, ООО «Бабор Челябинск» по факту распространения в журнале «План Б» № 50 (апреля) 2017 рекламной публикации «Ближе к телу» с признаками нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в присутствии представителя ООО «Бовид авто» по доверенности б/н от 22.05.2018 <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) выявлен факт распространения в журнале «План Б» № 50 (апреля) 2017 рекламной публикации «Ближе к телу» с признаками нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Издатель журнала «План Б» ООО «Информационно-выставочный альянс» по запросу Челябинского УФАС России в письменных пояснениях вх. № 7782 от 06.06.2018 указало, что правоотношения с физическими или юридическими лицами по вопросу размещения в журнале «План Б» № 50 (апреля) 2017 публикации «Ближе к телу» с рекламой услуг и товаров объектов с коммерческими обозначениями «Buta-spa», «Бовид», «Beauty», «RadissonBlu», «Babor» отсутствуют. Договоры на размещение данной публикации не заключались, макеты рекламы не согласовывались, оплата не производилась. Необходимость размещения публикации возникла в связи с частичным отсутствием на момент выхода в печать журнала редакционных материалов при обязательном техническом условии выдать определенный объем (типографский шаг- 4 полосы). Фотосьемка и текст созданы редакцией журнала «План Б». От указанных организаций было получено устное соглашение на кратковременное предоставление площадки и создание образа героя публикации для проведения фотосьемки. Спа-комплекс для мужчин и женщин «Buta-spa», салон одежды «Beauty», компании «Бовид», «RadissonBlu», «Babor» не были осведомлены о персоналии героя публикации, а также о тексте, который будет размещен в публикации.

В дополнительных пояснениях вх. № 11754 от 28.08.2018 ООО «Информационно-выставочный альянс» указало, что:

14.04.2017 общество у управляющей спа-комплекса для мужчин и женщин «Buta-spa» (ул. Братьев Кашириных, д. 140, телефон <…>) по телефону запросило разрешение на десятиминутную сьемку 15.04.2018. Разрешение было получено на съемку за 15 минут до открытия комплекса, в комплекс сотрудников ООО «Информационно-выставочный альянс» пропустил администратор. Во время сьемки присутствовал парильщик, который помогал делать пену;

14.04.2017 общество у маркетолога салона «Babor» (ул. Лесопарковая, д. 7, телефон <…>) по телефону запросило разрешение на десятиминутную сьемку 15.04.2018. Разрешение было получено на съемку на 15 минут;

14.04.2017 общество у маркетолога отеля «RadissonBlu» (ул. Труда, д. 179, телефон <…>) по телефону запросило разрешение на десятиминутную минутную сьемку 15.04.2018 в спа-зоне отеля. Разрешение было получено, съемочную группу встретил администратор;

14.04.2017 общество у салона одежды «Beauty» (пр. Ленина, д. 51, телефон <…>) попросило помочь подобрать 15.04.2018 образ для героя для съемок с автомобилем. В салоне их встретил продавец-консультант, который предоставил одежду и попросил не снимать ярлычки с ценником, записал предметы гардероба. По истечении 40 минут одежда была возвращена обратно в салон;

14.04.2017 общество у маркетолога салона «Бовид»- дилерский центр Jaguar land Rover (ул. Ленина, д.26 «А», строение 2, телефон <…>) запросило разрешение на десятиминутную сьемку 15.04.2018 на фоне автомобиля. Разрешение было получено, Их встретил консультант, который присутствовал на сьемке, привез/увез на паркинг автомобиль.

По информации, полученной Челябинским УФАС России, при обзвоне по номерам телефонов, указанным в публикации «Ближе к телу», под коммерческим обозначением спа-комплекс для мужчин и женщин «Buta-spa» осуществляет деятельность ИП <…>, под коммерческим обозначением «БОВИД» - ООО «БОВИД АВТО» (454091, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 26), под коммерческим обозначением салон-одежды «Beauty» - ИП <…> (г. Челябинск, пр. Ленина, д. 50), под коммерческим обозначением «RadissonBlu» - ООО «ОтельСтрой» (г. Челябинск, ул. Труда, д. 179), под коммерческим обозначением «Babor» - ИП <…> и ООО «Бабор Челябинск» (454080, Челябинск, ул. Лесопарковая, д. 7).

Челябинское УФАС России возбудило дело № 52-08/2018 по признакам нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении ИП <…>, ООО «БОВИД АВТО», ИП <…>, ООО «ОтельСтрой», ИП <…> и ООО «Бабор Челябинск».

ИП Маслова И.А. в письменных пояснениях вх. № 11678 от 27.08.2018 указала, что размещение рекламной публикации осуществлено по инициативе ООО «Информационно-выставочный альянс», которое устно обратилось за разрешением на проведение сьемки в салоне «Babor beautu spa». Обращение ООО «Информационно-выставочный альянс» за разрешением к ИП <…> осуществлено через сотрудника салона, который занимается вопросами маркетинга и продвижения салона на рынке услуг. Непосредственных контактов у ИП <…> с ООО «Информационно-выставочный альянс» не было. Разрешение на сьемку на территории салона также было дано устно. Как владелец салона ИП <…> с инициативой размещения данной публикации не выступала. Правоотношений по вопросу размещения данной публикации с какими-либо физическими или юридическими лицами отсутствуют. Информацией о содержании публикации ИП <…> не располагала. При проведении съемки услуги салоном «Babor beautu spa» не оказывались.

ООО «Бабор Челябинск» в письменных пояснениях вх. № 11679 от 27.08.2018, вх. № 15141 от 01.11.2018 указало, что общество не заказывало, не размещало и не оплачивало рекламную публикацию «Ближе к телу». Правоотношений с какими-либо физическими или юридическими лицами по вопросам, связанным с данной публикацией не имело. Общество не является правообладателем нежилого помещения по адресу: г. Челябинск, ул. Лесопарковая, д. 7, не использует номер телефона 272-07-40 и домен www.chl.babor-spa.ru.

ООО «Отель строй» в письменных пояснениях вх. № 11717 от 27.08.2018, вх. № 15140 от 01.11.2018 указало, что в 2017 года в общество обратилось ООО «Информационно-выставочный альянс» о краткосрочном предоставлении площадки для проведения фотосьемки по причине частичного отсутствия редакционных материалов. ООО «Отель строй» было дано устное разрешение на проведение фотосъемки в интерьере гостиницы «Radisson Blu Hotel Chelyabinsk».При этом ООО «Отель строй» не согласовывался и не уточнялся состав и содержание редакционного материала.

ИП <…> в письменных пояснениях вх. №11604 от 24.08.2018, вх. № 15089 от 31.10.2018 указала, что осуществляет торговлю одеждой, в том числе в салоне «Beauty» торгового бренда «Brunello Cucinelli». В период с 2003 по 20.04.2010 года она пользовалась нежилым помещением в городе Челябинске по пр. Ленина, д. 53. В 2003 году она заключила договор с оператором связи на предоставление услуг связи в указанном помещении. Срок договора аренды истек 30.04.2010, но по просьбе нового арендатора помещения, договор на услуги связи она не расторгла, так как новый арендатор помещения намеревался предоставить оператору связи документы на изменение абонента услуг связи. С 2010 года она осуществляла свою деятельность по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 86. Телефонным номером <…> с 2010 года не пользовалась. С мая 2017 года она арендует у ООО «СТ» помещение по ул. Ленина д. 50 в городе Челябинске, до этого осуществляла предпринимательскую деятельность в магазине по улице Кирова в городе Челябинске. В рекламе указан адрес магазина «Beauty» по ул. Ленина, д. 53, к которому ИП <…> отношения не имеет. С ООО «Информационно-выставочный альянс» правоотношения отсутствуют. Каких-либо пояснений по вопросу размещения публикации «Ближе к телу» в журнале «План Б» дать не может.

  • «Бовид авто» в письменных пояснениях вх. № 11273 от 17.08.2018, вх. №15349 от 07.11.2018 указало, что не состояло в правоотношениях с ООО «Информационно-выставочный альянс». В апреля 2017 года сотрудники журнала «План Б» обратились с просьбой предоставить для сьемки демонстрационный автомобиль для подготовки статьи, посвященной организациям города Челябинска. Со слов сотрудников, статья готовилась от имени редакции и являлась обзорной. Макет статьи с обществом не согласовывался. Возможность фотографировать автомобиль была предоставлена безвозмездно. Для фотографирования были предоставлены только автомобили, находящиеся в открытом доступе на улице. Обществу было неизвестно о том, что на фоне автомобиля будет сфотографировано должностное лицо Администрации города Челябинска – <…>. О данном факте общество узнало после выхода журнала. Договор на регистрацию доменного имени bovidavto.ru 24 был заключен между ИП <…> и ЗАО «ТД «Бовид» 24.06.2013, на момент выхода публикации «Бовид авто» отношения к указанному сайту не имело. Автосалон «Ягуар-Ландровер», являющийся обособленным подразделением «Бовид авто» расположен по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 26 А, строение 2. По адресу, указанному в публикации, пр. Ленина, д.26 «А» находится здание «Гранд отель Видгоф», к которому «Бовид авто» отношения не имеет и никакой деятельности по указанному адресу не ведет.

ИП <…> в письменных пояснениях вх. № б/н от 19.09.2018 указала, что не являлась заказчиком рекламной публикации «Ближе к телу». О размещении каких-либо рекламных материалов не была уведомлена, содержание статьи с ней не согласовывалось.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В журнале «План Б» № 50(апреля) 2017 на стр. 50-52 размещена публикация «Ближе к телу» содержащая сведения: « <…> Администрации города Челябинска <…> прогулялся по бьюти-студиям и модным салонам и теперь раскрывает все секреты весеннего преображения.

Здесь же размещены сведения об объектах, которые посетил гр. <…>, в частности:

1)спа-комплексе для мужчин и женщин с коммерческим обозначением «Buta-spa»;

2)лице с коммерческим обозначением «Бовид», официальном дилере «JAGUAR», «LAND-ROVER»;

3)салоне одежды «Beauty»;

4)отеле «RadissonBlu»;

5) спа-салоне «Babor»,

с указанием местонахождения данных объектов, контактных номеров телефонов, сведений об оказываемых в них услугах (турецкие спа-процедуры, антистресс уход за телом и лицом и т.п.), характеристиках реализуемых товаров (автомобиль «JAGUAR», торговая марка одежды Brunello Cucinelli и т.п.) и изображений гр. Березуева С. в данных объектах.

Также приводятся высказывания гр. <…>, относительно посещенных им объектов, в частности:

«В «Buta-spa» с отдельной мужской spa-зоной есть все, чтобы комфортно отдохнуть: русские парные, освежающая купель и другое. Во время процедур я расслабился физически и эмоционально. Теперь чувствую себя обновленным! Советую каждому заканчивать свой рабочий день в «Buta-spa», который работает ежедневно до 24 часов»,

«По «ездовым» качествам «JAGUAR» был на высоте, хоть управлял я им впервые, он доказал свой характер дикой кошки. Динамические характеристики меня приятно удивили. Система полного привода позволяет контролировать ситуацию на дороге и придает уверенность при использовании авто на разных типах поверхности»,

«По праву Brunello Cucinelli – «кашемировый король», уникальное качество этих вещей воспроизвести невозможно. Природная цветовая палитра поражает игрой полутонов. Я убедился: салон Beauty дарит возможность оценить премиальное качество бренда и отражает фразу «с любовью из Италии». А судя по тому, что обе примерочные были заняты, коллекции пользуются огромной популярностью»,

«Релакс –процедура в отеле «RadissonBlu» действительно заставляет отключится и забыть о каждодневных забота. Приятная расслабляющая музыка, ароматные запахи трав буквально погружают в царство Морфея. Что и говорить, я прекрасно выспался во время ритуала и заметил, что моя кожа стала намного нежнее и мягче»,

«Первое, что удивляет при посещении салона «Babor Beauty spa»- дизайнерский интерьер. Все продумано, функционально и со вкусом. Второе – очень понравилась сама процедура. И третье: работа мастеров тоже восхитила. Все было сделано на высшем уровне. Приятно, что в Челябинске есть такой сервис».

Наличие рекламных целей размещенной информации подтверждают итоги Экспертного совета по рекламе при Челябинском УФАС России от 24.05.2018, согласно которым 86% опрошенных участников посчитали данную публикацию рекламой товаров и услуг.

В силу пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

На основании статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска (далее - Управление) является органом управления Администрации города и действует в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 17.03.2009 N 1/5 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 24.05.2005 N 3/5 "Об утверждении структуры Администрации города Челябинска".

Должности руководителей и специалистов Управления относятся к должностям муниципальной службы (пункт 6 Положения об Управлении по торговле и услугам Администрации города Челябинска). Руководит деятельностью Управления начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правовым актом Администрации города по представлению заместителя Главы Администрации города по экономике и финансам (пункт 13 Положения об Управлении по торговле и услугам Администрации города Челябинска).

По данным Интернет-сайта Администрации города Челябинска https://cheladmin.ru <…> занимает должность <…> Администрации города Челябинска.

  • в рекламе одобрение должностным лицом, в данном случае <…> Администрации города Челябинска <…> услуг и товаров объектов с коммерческими обозначениями «Buta-spa», «Бовид», «Beauty», «RadissonBlu», «Babor» содержит нарушение пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (Письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В данном случае, рекламодателями надлежит признать следующих лиц по следующим основаниям.

1. ИП <…> , ООО «Бабор Челябинск» - салон «Babor».

Так, в публикации «Ближе к телу» в качестве контактных указаны сведения: <…>, телефон <…> , www.chl.babor-spa.ru.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 06.06.2014 собственником нежилого помещения № 224/1 (назначение салон красоты - бутик), площадью 220 кв.м по ул. <…> является <…>

В силу договора № 154/МГМН по предоставлению услуг междугородной и международной телефонной связи от 11.12.2013 между ООО «Новые технологии связи» и ИП <…>, последняя является абонентом телефонного номера <…>.

В соответствии с договором № 10 от 01.06.2018 между ИП <…> и ИП <…>, последний оказывает услуги по облуживанию веб-сайта Заказчика.

Из выписки из ЕГРЮЛ на ООО «Бабор Челябинск» и выписки из ЕГРИП на ИП <…> усматривается, что указанные лица являются группой лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. ООО «ОтельСтрой» - отель «RadissonBlu».

Так, в публикации «Ближе к телу» в качестве контактных указаны сведения: ул. Труда, д. 179, телефон 8 (351) 216-00-26.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от11.02.2014 собственником нежилого здания площадью 19402,2 кв.м по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, д. 179, является ООО «ОтельСтрой».

В силу договора о предоставлении телекоммуникационных услуг от 02.09.2013 между ООАО «Вымпел-коммуникации» и ООО «ОтельСтрой», последнее является абонентом телефонного номера 8 (351) 216-00-26.

Из документов, представленных ООО «ОтельСтрой», в частности договора № 324/1 от 15.02.2015 между ООО «Отель строй» и ООО «Информационно-выставочный альянс», дополнительного соглашения № 01 от 15.02.2015, актов № 799 от 14.03.2015. №01029 от 30.09.2015, договора № 324 от 21.10.2015 между ООО «Отель строй» и ООО «Информационно-выставочный альянс», дополнительного соглашения № 01/4 от 21.10.2015, актов № 001121 от 31.12.2015, № 01264 от 31.03.2016 усматривается, что между ООО «Отель строй» и ООО «Информационно-выставочный альянс» ранее существовали правоотношения по размещению рекламы в журнале «План Б».

3. ИП <…> - спа-комплекс для мужчин и женщин «Buta-spa».

Так, в публикации «Ближе к телу» в качестве контактных указаны сведения: ул. Бр.Кашириных, д. 140, телефоны <…>.

Согласно договору аренды нежилого помещения от 01.03.2017 между ИП <…> и ИП <…>, последней передано во временное владение и пользование нежилое помещение 1,2,3 по адресу: г. Челябинск. ул. <…>

Из документов, представленных ИП <…>, в частности актов № 01741 от 28.02.2017, № 01778 от 31.03.2017, № 01839 от 30.09.2017, дополнительных соглашений к договору № 661 возмездного оказания услуг от 25.01.2017, счета № 02284 от 14.04.2017 усматривается, что между ИП <…> и ООО «Информационно-выставочный альянс» ранее существовали правоотношения по размещению рекламы в журнале «План Б».

4. ООО «БОВИД АВТО» - салон «БОВИД» официальный дилер «JAGUAR».

Так, в публикации «Ближе к телу» в качестве контактных указаны сведения: ул.Ленина, д. 26 А, телефон 7 (351)75-555-57, www.bovidavto.ru.

Согласно дилерскому договору о продаже и обслуживании от 06.05.2015 между ООО «Ягуар Ленд Ровер» и ООО «БОВИД АВТО» последнее является официальным дилером и использует в коммерческой деятельности коммерческое обозначение «БОВИД».

В соответствии с договором регистрации доменного имени № 2627 от 24.06.2013 между ИП <…> и ОАО «ТД «БОВИД», последнее является администратором доменного имени bovidavto.ru.

Из договора аренды № 1 от 12.05.2015 между ООО «Деловой центр «БОВИД» и ООО «БОВИД АВТО» усматривается, что последнему передано во временное возмездное пользование нежилое помещение по адресу: пр. Ленина, д. 26 «А» строение 2 в целях оказания продажи, размещения автосалона и автосервиса.

Из выписок из ЕГРЮЛ на ООО «БОВИД АВТО», ОАО «ТД «БОВИД» ООО «Деловой центр «БОВИД» усматривается, что указанные общества являются группой лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия не принимает доводы ИП <…> , ООО «Бабор Челябинск», ООО «ОтельСтрой», ИП <…>, ООО «БОВИД АВТО» о том, что они не являются рекламодателями рекламы, поскольку из материалов дела и пояснений сторон следует, что площадки для фотосъемок рекламы предоставлялись данными салонами и компаниями, а объектом рекламирования являлись указанные коммерческие организации. Соответственно, рекламный материал направлен на привлечение внимания к конкретным товарам и услугам. Лица, предоставляющие такие услуги в рамках взаимоотношений с редакцией журнала должны принимать все меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства при подготовке информационных, рекламных материалов, даже при их публикации на безвозмездной основе.

По мнению Комиссии, ИП <…> не может быть признана рекламодателем рекламы салона-одежды «Beauty», поскольку отсутствуют какие-либо документальные доказательства осуществления ею деятельности в 2017 году в салоне-одежды «Beauty» по адресу г. Челябинск, ул. Ленина, д. 53, указанному в рекламной публикации «Ближе к телу».

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

ООО «Информационно-выставочный альянс» представило экземпляры журналов «План Б», из которых усматривается, что публикация «Ближе к телу» была размещена только в одном номере журнала № 50 (апреля) 2017.

Поскольку размещение рекламы прекращено, необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу услуг и товаров ИП <…>, ООО «БОВИД АВТО», ООО «ОтельСтрой», ИП <…>, ООО «Бабор Челябинск», размещенной в публикации «Ближе к телу» в журнале «План Б» № 50 (апреля) 2017, в которой присутствует одобрение должностным лицом, в данном случае начальником Управления по торговле и услугам Администрации города Челябинска Березуевым С.А. услуг и товаров указанных лиц, с нарушением пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

  1. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «БОВИД АВТО», ООО «ОтельСтрой», ООО «Бабор Челябинск» и их должностных лиц, а также в отношении ИП <…>, ИП <…> не передавать в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны