Решение №ВЛ/16355/22 РЕШЕНИЕ об отказе во включении сведений в реестр недобросов... от 27 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

ОГБУ «Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных»

 

457650, Челябинская обл., Нагайбакский

р-н, с. Фершампенуаз, ул. Механизаторов, д. 16

 

ООО Научно-производственное предприятие

«Лабораторика»

 

630501, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, рп. Краснообск,

ул. Центральная, д. ФГБНУ «СИБНИПТИЖ», ком. 10

 

Генеральному директору и участнику

ООО НПП «Лабораторика»

 

 

630501, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, рп. Краснообск,

ул. Центральная, д. ФГБНУ «СИБНИПТИЖ», ком. 10

 

РЕШЕНИЕ

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

по делу № 074/06/104-3441/2022 (571-РНП/2022)

                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2022                               

В полном объеме решение изготовлено 26.12.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

 

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Членов Комиссии:

 

 

 

 

 

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

                  

 

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

рассмотрев обращения ОГБУ «Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПП «Лабораторика» в связи с уклонением последнего от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку вискозиметрического анализатора молока (извещение № 0869200000222006488) (далее – запрос котировок, закупка), при участии в дистанционном режиме представителя ООО Научно-производственное предприятие «Лабораторика»  действующего на основании доверенности от 15.12.2022,

в отсутствие заказчика, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПП «Лабораторика».

Согласно представленным документам 28.11.2022 ОГБУ «Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» объявило о проведении электронного аукциона.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.12.2022 победителем аукциона признано ООО НПП «Лабораторика».

Согласно пояснениям представителя заказчика в регламентированный законом срок ООО НПП «Лабораторика» не предоставило подписанный со своей стороны проект контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.

Представитель ООО НПП «Лабораторика» на заседание Комиссии направил письменные пояснения и указал, что при заключении контракта общество не имело намерения уклониться от заключения контракта, так как ошибочно полагало, что контракт заключается по итогам электронного аукциона, в рамках которого срок для подписания контракта составляет 5 рабочих дней. При этом, намерений уклоняться от заключения контракта у общества не было, так как для исполнения обязательств имеется товар в объеме, необходимом для исполнения контракта, о чем общество уведомило заказчика после признания его уклонившимся от заключения контракта.

 

Заслушав пояснения общества, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения закупки), пришла к следующим выводам.

 

Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

- заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Подпунктами «а, б» пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

- в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

- вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

Пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки также вправе сформировать протокол разногласий либо осуществить отказ от подписания контракта, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Закона о контрактной системе.

Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, предусмотренную статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта), а также обязан внести денежные средства за заключение контракта либо разместить документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

При этом, в силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок не установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, что возлагает на участника закупки обязанность по подписанию проекта контракта не позднее 1 рабочего дня после формирования и размещения проекта контракта заказчиком.

Как следует из документов, представленных заказчиком проект контракта размещен в единой информационной системе 12.12.2022, то есть в день опубликования протокола подведения итогов от 12.12.2022, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.

Так, 14.12.2022 обществом размещен на электронной площадке со своей стороны проект контракта, тогда как предельный срок для подписания проекта контракта – 13.12.2022, что свидетельствует о нарушении обществом порядка заключения контракта.

При этом, факт неподписания проекта контракта в регламентированный законом срок зафиксирован заказчиком путем формирования и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника электронного аукциона уклонившимся от 15.12.2022.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно пункту 1, подпункту «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

- такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

- заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной систем протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.

Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении подписанного проекта контракта в регламентированный контрактом срок, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Из представленных обществом и заказчиком документов следует, что проект контракта подписан обществом 14.12.2022, то есть на день позже регламентированного законом срока, что подтверждается скриншотами из единой информационной системы.

Кроме того, обществом предоставлен сертификат об утверждении типа средств измерений № 79858-20 от 21.04.2021 (сроком до 28.10.2024), из которого следует, что ООО НПП «Лабораторика» является производителем вискозимитра молока электронного «Эксперт Соматос», предложенного в составе заявки, при этом в подтверждение наличия товара представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету № 41 за ноябрь-декабрь 2022 года.

При этом, в адрес заказчика обществом направлено письмо (исх. № 167 от 15.12.2022) о возможности заключения контракта, а также документы, подтверждающие наличие товара у поставщика для исполнения обязательств по контракту.

В материалы дела обществом предоставлено ходатайство о выдаче предписания, направленного на заключение контракта, вместе с тем в силу подпункта «б» пункта 13,подпункта «а» пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 предписание выдается в случае, если заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с определением участника закупки лицом, с которым заключается контракт, направлением такому участнику закупки проекта контракта, заключением контракта, признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта, тогда как доказательств, подтверждающих нарушение указанных требований, поставщиком не представлено, в связи с чем удовлетворение указанного ходатайства не представляется возможным.

Следует отметить, что при проведении внеплановой проверки установлено, что протокол уклонения от заключения контракта размещен в единой информационной системе 15.12.2022, тогда как регламентированный законом срок для формирования и размещения такого протокола составляет не более 1 дня с момента истечения срока, предусмотренного для подписания контракта участником закупки, что не соответствует подпункту «а» пункту 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.

Кроме того, в силу подпункта «б» пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил в случае, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Принимая во внимание, что ООО НПП «Лабораторика» подписало проект контракта и не отказывалось от предложения к поставке продукции, указанной в составе заявки при проведении аукциона, ввиду отсутствия со стороны общества явно выраженных действий, свидетельствующих о намерении уклониться от заключении контрактов, Челябинское УФАС России не имеет достаточных оснований для включения общества, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные ОГБУ «Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» в отношении ООО НПП «Лабораторика» (ИНН 5433955786), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2022-17699

 

 

Связанные организации

ООО НПП "Лабораторика"
ИНН 5433955786, ОГРН 1165476057812
ОГБУ "Нагайбакская ветстанция"
ИНН 7435008505, ОГРН 1047416501153