Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/14032/22 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-3032/2022 (243-ВП/2022) от 10 ноября 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Министерство здравоохранения

Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 165

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, дом 21

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

ЭТП ТЭК-Торг

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

Прокуратура Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Елькина, 11

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-3032/2022

(243-ВП/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03.11.2022

В полном объеме решение изготовлено 09.11.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

 

 

 

 

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на:

- поставку Урсодезоксихолевой кислоты для отдельных групп населения и лиц, страдающих отдельными заболеваниями, проживающих на территории Челябинской области, согласно постановлению Правительства Челябинской области от 26.12.2007 года №272-П (изв. № 0169200001022000246);

- поставку Урсодезоксихолевой кислоты для отдельных групп населения и лиц, страдающих отдельными заболеваниями, проживающих на территории Челябинской области, согласно постановлению Правительства Челябинской области от 26.12.2007 года №272-П (изв. №0169200001022000247);

- поставку Урсодезоксихолевой кислоты для отдельных групп населения и лиц, страдающих отдельными заболеваниями, проживающих на территории Челябинской области, согласно постановлению Правительства Челябинской области от 26.12.2007 года №272-П (изв. №0169200001022000376);

- поставку лекарственного препарата для медицинского применения – Урсодезоксихолевой кислоты для отдельных групп населения и лиц, страдающих отдельными заболеваниями, проживающих на территории Челябинской области, согласно постановлению Правительства Челябинской области от 26.12.2007 года №272-П (изв. № 0169200001022000953);

- поставку Урсодезоксихолевой кислоты для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О Государственной социальной помощи» (изв. № 0169200001022000261);

- поставку Урсодезоксихолевой кислоты для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О Государственной социальной помощи» (изв. № 0169200001022000343);

- поставку Урсодезоксихолевой кислоты для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О Государственной социальной помощи» (изв. № 0169200001022000606);

- поставку лекарственного препарата для медицинского применения – Урсодезоксихолевой кислота для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О Государственной социальной помощи» (изв. № 0169200001022000781);

- поставку лекарственного препарата для медицинского применения – Урсодезоксихолевой кислоты для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О Государственной социальной помощи» (изв. № 0869200000222001596) (далее – закупки), а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (государственный контракт № 235-ФЛ/2022-ЕД),

при дистанционном участии:

- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик), действующих на основании доверенностей от 01.04.2022, от 26.07.2022;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченный орган), действующих на основании доверенностей № 08 от 04.04.2022, № 09 от 04.04.2022, № 12 от 04.04.2022;

- представителя Прокуратуры Челябинской области (далее – заявитель), действующего на основании служебного удостоверения,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 27.10.2022 поступило обращение заявителя о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении закупок.

Согласно представленным документам заказчик 03.02.2022, 07.02.2022, 10.02.2022, 14.02.2022, 22.03.2022, 28.04.2022, 07.06.2022, 15.06.2022 объявил о проведении закупок путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещений о закупках.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000246) 584 590,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000247) 93 755,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000376) 1 477 500,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000953) 1 747 500,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000261) 4 234 417,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000343) 1 095 320,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000606) 1 295 480,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0169200001022000781) 1 323 280,00 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0869200000222001596) 489 982,50 рублей.

По итогам закупок №№ 0169200001022000246, 0169200001022000247, 0169200001022000953, 0169200001022000261, 0169200001022000781, 0869200000222001596 заказчиком заключены контракты с ООО «Ф-Фарм», ООО «Фармконтракт», ООО «ФК «Балтимор».

Закупки №№ 0169200001022000376, 0169200001022000343, 0169200001022000606 признаны несостоявшимися на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Также заказчиком с АО «Областной аптечный склад» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен государственный контракт № 235ФЛ/2022-ЕД от 12.10.2022.

На дату заседания Комиссии контракты по рассматриваемым закупкам исполнены.

В обращении заявитель просит провести проверку действий заказчика на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили следующее.

Извещения об осуществлении закупок сформированы в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно материалам дела заказчиком осуществлена закупка у единственного поставщика АО «Областной аптечный склад» на поставку лекарственного препарата с торговым наименованием «Урсофальк» (МНН «Урсодезоксихолевая кислота») на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (государственный контракт № 235ФЛ/2022-ЕД от 12.10.2022).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации и т.д.

Порядок формирования утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013  1086 «Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями» (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил основанием для включения лекарственного средства в перечень является невозможность замены лекарственного средства в рамках одного международного непатентованного наименования лекарственного средства или при отсутствии такого наименования химического, группировочного наименования, определяемая с учетом показателей эффективности и безопасности лекарственных препаратов.

Подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заказчика осуществлять закупку путем проведения электронного запроса котировок в случае осуществления  закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений.

Кроме того, пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на закупку у единственного поставщика лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую полтора миллиона рублей.

Таким образом, иных случаев, при которых допускается указание торгового наименования лекарственного препарата Законом о контрактной системе не установлено.

В соответствии с пояснениями представителей заказчика в рамках закупки лекарственного препарата по торговому наименованию оформляется протокол, фиксирующий наличие у пациента побочных эффектов от тех или иных препаратов. Указанные сведения направляются в Росздравнадзор, а также врачебной комиссией оформляется соответствующее заключение, в котором указывается на необходимость назначения пациенту с учетом медицинских показаний конкретного лекарственного препарата. У заказчика имеется пять заключений врачебной комиссии, в которых содержится информация о назначении пациентам лекарственного препарата с торговым наименованием «Урсофальк».

Вместе с тем, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России на неоднократные вопросы членов Комиссии заказчиком не дан ответ в части осуществления закупки у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, тогда как при наличии заключений врачебной комиссии у заказчика имелась предусмотренная законом возможность осуществить закупку препарата по торговому наименованию посредством электронного запроса котировок в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе либо у единственного поставщика на основании пункта 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, действия заказчика по указанию в описании объекта закупки торгового наименования в рамках закупки у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не обоснованы, а также не соответствуют пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и т.д.

Исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации и т.д.

В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу подпункта «в» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 при описании объекта закупки допускается в отношении лекарственных препаратов, предназначенных исключительно для использования в педиатрической практике, - указание на возраст ребенка (от 0, с 3 месяцев, с 12 месяцев и т.д.).

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать:

а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;

б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);

в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;

г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;

д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;

е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);

ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;

з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);

и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.

Исходя из содержания пункта 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 №1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами «в» - «и» пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:

а) обоснование необходимости указания таких характеристик;

б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Предметом рассматриваемых закупок, проведенных посредством электронного аукциона, является поставка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее – МНН) «Урсодезоксихолевая кислота».

В рамках аукциона № 0169200001022000247 заказчиком закупается данный лекарственный препарат в форме капсул, с дозировкой 250 мг, в количестве 8 500 штук, а также в форме суспензии для приема внутрь, с дозировкой 250 мг/5 мл, в количестве 42 500 мл.

В рамках аукциона № 0869200000222001596 заказчику требуется лекарственный препарат в форме капсул, с дозировкой 250 мг, в количестве 45 750 штук.

При этом, в описании объекта закупки по аукционам № 0169200001022000247, № 0869200000222001596 заказчиком в отношении капсул установлено требование о наличии возможности применения препарата с указанной лекарственной формой в детском возрасте с 3 лет.

Также в описании объекта закупки указано, что потребность заказчика определена необходимостью использования лекарственного препарата с указанными характеристиками для детей в возрасте от 3 до 18 лет, исходя из назначений лечащих врачей. Каждому пациенту назначены лекарственные препараты в конкретных дозировках, исходя из тяжести и характера заболевания каждого пациента.

В соответствии с пояснениями представителей Министерства здравоохранения Челябинской области заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН «Урсодезоксихолевая кислота» в форме суспензий, применяемых у детей с 1 месяца жизни; капсул, применяемых у детей с 3 лет; капсул, применяемых у взрослых. Лекарственный препарат, закупаемый в рамках аукционов № 0169200001022000247, № 0869200000222001596, предназначен для медицинских организаций, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи детям. Соответственно, указанный лекарственный препарат предназначен для использования в педиатрической практике, о чем заказчиком сделана специальная отметка в информационном продукте, посредством которого осуществляется сбор заявок на лекарственные средства.

Вместе с тем, в описании объекта закупки, содержащемся в составе извещений № 0169200001022000247, № 0869200000222001596, отсутствует указание на то, что закупаемый лекарственный препарат с МНН «Урсодезоксихолевая кислота», в форме капсул предназначен исключительно для использования в педиатрической практике. Также непонятно, какое количество лекарственного препарата предназначено для детей с 3 лет. Равно как и непонятно, всё ли количество препарата, указанное в описании объекта закупки, будет использовано у детей с 3 лет. При этом, информационный продукт с описанием лекарственного препарата (в том числе с отметкой о применении препарата в педиатрической практике), на который ссылаются представители Министерства здравоохранения Челябинской области, доступен только заказчику и не предусмотрен действующим законодательством о контрактной системе в качестве описания объекта закупки. Указанное обстоятельство не исключает того, что распределение препарата среди пациентов будет осуществляться по факту.

Таким образом, исходя из содержания описания объекта закупки по аукционам № 0169200001022000247, № 0869200000222001596, не представляется возможным сделать однозначный вывод об исключительности педиатрической практики применения закупаемого лекарственного препарата, поскольку в описании объекта закупки отсутствует информация о конечных получателях лекарственного препарата, а также информация об исключительном использовании препарата в педиатрической практике.

С учетом изложенного, действия заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 5 части 1, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункту «в» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380.

3. Закупки № 0169200001022000246, №0169200001022000247, №0169200001022000376, № 0169200001022000953 осуществляются заказчиком в рамках постановления Правительства Челябинской области от 26.12.2007 №272-П «О Порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета» (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Порядка Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет сбор заявок на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания от органов управления здравоохранения муниципальных образований Челябинской области для бесплатного лекарственного обеспечения отдельных групп населения.

При этом, согласно пояснениям представителей заказчика медицинские организации осуществляют выписку льготных препаратов и оформляют соответствующие заявки на лекарственные препараты. Заявки, содержащие информацию о МНН препарата, дозировке, форме выпуска и количестве препарата, поступают заказчику через информационный продукт.

На вопрос Комиссии, почему заявки на лекарственные средства поступают от медицинских организаций, а не от органов управления здравоохранения муниципальных образований Челябинской области в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Порядка, представители заказчика пояснили, что указанные органы управления здравоохранения упразднены.

При этом, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России заказчиком не дан ответ относительно того, почему на сегодняшний день не внесены соответствующие изменения в Порядок.

Таким образом, Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет сбор заявок на лекарственные средства от медицинских организаций, а не от органов управления здравоохранения муниципальных образований Челябинской области. Следовательно, Порядок, предусмотренный постановлением Правительства Челябинской области от 26.12.2007 №272-П, в рамках которого осуществляются закупки № 0169200001022000246, №0169200001022000247, №0169200001022000376, № 0169200001022000953, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта «в» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку по закупкам № 0169200001022000247, № 0869200000222001596, а также по закупке у единственного поставщика заключены контракты.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
Прокуратура Челябинской области
ИНН 7453042227, ОГРН 1027403892108
Минздрав Челябинской области
ИНН 7453135827, ОГРН 1047424528580