Решение б/н Решение по делу № 53-03/13 в отношении ООО «Теплоэнергетика»... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено  31 декабря 2013 года.                                       

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<…> – руководитель  Челябинского УФАС России;

 

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей сторон по доверенности,              

            рассмотрев дело № 53-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление председателя Совета <…> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в начислении платы за отопление не по показаниям общедомового прибора учета.

Как следует из материалов по заявлению ООО «Теплоэнергетика»  является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме <…>.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в указанном доме, является гр. <…>.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии в <…>, установлен и принят в эксплуатацию с 6 сентября 2012 года. Заявитель запросил у ООО «Теплоэнергетика» информацию по начислению платы за отопление за период с 6 сентября 2012 года по 31 мая 2013 года. Также были запрошены копии журналов учета тепловой энергии у ООО «КОМФОРТ», которое предоставляет ежемесячно показания ОПУ в теплоснабжающую организацию. Получив полную информацию и проанализировав представленные материалы, собственники дома пришли к выводу, что теплоснабжающая организация произвела начисления платы за отопление не по показаниям общедомового прибора учета, дополнительно предъявив собственникам 36,73 Гкал на сумму 45045 руб (Таблица «№ 1).

Таблица № 1

Расчетный период

Принятые объемы тепловой энергии ООО «Теплоэнергетика» к начислению платы (Гкал)

Количество тепловой энергии по показанию ОПУ (журнал учета тепловой энергии, представленный ООО «КОМФОРТ») (Гкал)

Отклонения (Гкал)

Стоимость за 1 Гкал (в руб)

Плата за отклонения (в руб)

отопление

нагрев воды

отопление

нагрев воды

отопление

нагрев воды

отопление

нагрев воды

Сентябрь 2012

32,79

11,42

28,99

11,42

+3,80

0

1226,43

+4660,43

0

Октябрь 2012

79,04

11,85

74,95

11,85

+4,09

0

1226,43

+5016,10

0

Ноябрь 2012

114,01

17,38

109,96

17,38

+4,05

0

1226,43

+4967,04

0

Декабрь 2012

181,67

20,03

173,02

19,54

+8,65

+0,49

1226,43

+10608,26

+600,95

Январь 2013

144,56

17,57

138,46

17,57

+6,10

0

1226,43

+7481,22

0

Февраль 2013

133,23

16,12

129,16

16,12

+4,07

0

1226,43

+4991,57

0

Март 2013

125,45

14,90

121,44

15,39

+4,01

-0,49

1226,43

+4917,98

-600,95

Апрель 2013

100,86

14,95

99,00

14,95

+1,86

0

1226,43

+2281,16

0

Май 2013

54,65

8,82

54,55

8,82

+0,10

0

1226,43

+122,64

0

итого

966,26

133,04

929,53

133,04

+36,73

0

 

+45046,76

0

 

 

ООО «Теплоэнергетика» на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснило следующее.

ООО «Теплоэнергетика» определяет количество ежемесячно фактически потребленной жителями многоквартирного жилого дома <…> в соответствии с пунктом 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, количество тепловой энергии и масса (или объем теплоносителя, полученные потребителем, определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный Договором период по формуле:

    Q = Qи + Qп + (Gп + Gгв + Gу) x (h2 - hхв) x 10-3        

где Qи - тепловая энергия, израсходованная потребителем, по показаниям теплосчетчика;

Qп - тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета. Эта величина указывается в Договоре и учитывается, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности;

Gп - масса сетевой воды, израсходованной потребителем на подпитку систем отопления по показаниям водосчетчика (учитывается для систем, подключенных к тепловым сетям по независимой схеме);

Gгв - масса сетевой воды, израсходованной потребителем на водоразбор, по показаниям водосчетчика (учитывается для открытых систем теплопотребления);

Gу - масса утечки сетевой воды в системах теплопотребления. Ее величина определяется как разность между массой сетевой воды G1 по показанию водосчетчика, установленного на подающем трубопроводе, и суммой масс сетевой воды (G2 + Gгв) по показаниям водосчетчиков, установленных соответственно на обратном трубопроводе и трубопроводе горячего водоснабжения: Gу = (G1 - (G2 + Gгв));

h2 - энтальпия сетевой воды на выводе обратного трубопровода источника теплоты;

hхв - энтальпия холодной воды, используемой для подпитки систем теплоснабжения на источнике теплоты.

Величины h2 и hхв определяются по соответствующим измеренным на узле учета источника теплоты средним за рассматриваемый период значениям температур и давлений.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое  абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если  иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к данным Правилам.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Кроме того, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ООО «Комфорт» представил разъяснение Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором указано следующее. Если за отчетный период масса сетевой воды G1, определенная по показаниям водосчетчика, установленного в подающем трубопроводе, превышает массу сетевой воды G2, определенную по показаниям водосчетчика, установленного на обратном трубопроводе, более чем на 2δ (δ – относительная погрешность измерения массы (объема) сетевой воды водосчетчиком), то разность G=G1-(G2+2δ) принимается равной велечине утечки сетевой воды и учитывается при расчетах за потребленную тепловую энергию и теплоноситель. Если величина Gy= G1-G2, меньшей 2δ, то считается, что утечка отсутствует. Если величина Gy получается со знаком минус и ее абсолютное значение больше чем 2δ, то необходимо определить причину расхождений в показаниях водосчетчика (выход из строя приборов, разгерметизация водонагревателя горячего водоснабжения).

Анализ погрешности расходомеров узла учета, расположенный в доме <…>

Отчетный период

Подающий трубопровод (м3)

Обратный трубопровод (м3)

Разность подающего и обратного трубопровода (м3)

Допустимая величина погрешности

Фактическая величина погрешности (%)

06.09-30.09.2012

5223

5036

187

4%

3,59

01.10-24.10.2012

10885

10561

324

4%

2,97

25.10-25.11.2012

19223

18757

466

4%

2,42

26.11-29.12.2012

29669

29013

656

4%

2,21

30.12.12-27.01.13

38413

37621

792

4%

2,06

28.01-25.02.2013

46953

46069

885

4%

1,88

26.02-25.03.2013

54905

53929

975

4%

1,78

26.03-24.04.2013

60736

59708

1029

4%

1,69

25.04-21.05.2013

64223

63191

1032

4%

1,61

22.05-25.06.2013

69959

69015

945

4%

1,35

26.06-24.07.2013

73206

72328

877

4%

1,20

В соответствии с представленным анализом погрешности, анализом показаний общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном жилом <…> Челябинское УФАС России пришло к выводу, что в состав платы за тепло включена утечка, которая не превышает относительную погрешность измерения массы (объема) сетевой воды водосчетчиком, что не соответствует действующему законодательству.

С 29 ноября 2013 года вступили в силу Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила коммерческого учета тепловой энергии).

В соответствии с пунктом 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях:

а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами);

б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.

В соответствии с пунктом 126 Правил коммерческого учета тепловой энергии в случаях, указанных в пункте 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей.

В остальных случаях учитывается величина утечки теплоносителя, определенная в договоре теплоснабжения.

Таким образом, являются неправомерными действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в начислении платы за отопление не по показаниям общедомового прибора учета.

Длительное необоснованное начисление ООО «Теплоэнергетика» платы за отопление не по показаниям узла учета тепловой энергии в доме <…> явилось препятствием в реализации гражданами, проживающими в рассматриваемом доме, права на расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, предусмотренного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» увеличили расходы граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: начислять плату за отопление по показаниям узла учета тепловой энергии, установленного в <…>. Однако, ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение  антимонопольного  законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Теплоэнергетика», выразившихся в начислении платы за отопление не по показаниям общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном жилом доме <…>, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны