Предупреждение б/н Предупреждение № 53-07/16 Администрации муниципального образ... от 31 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 53-07/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«27» июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрены обращения ООО «Атис», ООО «Чебаркульводоканал», ООО «ТеплоРесурс» на неправомерные действия органов местного самоуправления Чебаркульского городского округа, выразившиеся в предоставлении муниципального имущества – объектов теплоснабжения в нарушение статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

При рассмотрении представленных документов установлено следующее.

Постановлением Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Администрация) от 17.05.2012 № 647 принято решение о ликвидации МУП «Теплоэнергоснабжение» в срок до 21.12.2012.

Постановлением Администрации от 30.11.2015 № 1220 принято решение об отмене Постановления Администрации от 17.05.2012 № 647, Постановления Администрации от 18.05.2015 № 586, Постановление Администрации от 20.07.2015 № 806.

Постановлением Администрации от 27.10.2016 № 866 принято решение о внесении изменений в Постановление Администрации от 17.05.2012 № 647 в части срока ликвидации до 31.12.2017.

Приказом Управления муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Управление) № 159 от 08.09.2014 МУП «Теплоэнергоснабжение» на праве хозяйственного ведения переданы следующие тепловые сети (далее – Объекты теплоснабжения):

- сооружение - теплотрасса (ст. Мисяш), протяженность трассы 663,8 м., протяженность трубопровода 1 375 м., адрес: Челябинская область,
г. Чебаркуль, от котельной до жилых домов по ул. Станционная, инв.№00000002;

- сооружение - наружные сети теплоснабжения, ул. Елагина, 532, протяженность трассы 1676,5 м., протяженность трубопровода 3 369 м., адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, от входного фланца прибора учета тепловой энергии, установленного справа от административного здания КЭЧ по ул. Елагина, 459, до жилых домов по ул. Елагина, Шоссейная, ул. Елагина,532, инв. № 00000003;

- сооружение - теплотрасса г. Чебаркуля, адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, протяженность трассы 26 556 м., протяженность трубопровода 56 336 м., инв. № 00000004, (по данным ЕГРП сооружение - теплотрасса г. Чебаркуля, назначение инженерно-коммуникационное, кадастровый номер <...> :38:0110001:49, адрес (местоположение) объекта: Россия, Челябинская область, г. Чебаркуль);

- сооружение - внешние теплосети разъезда Кисегач, сан. «Каменный цветок», адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, территория сан. «Каменный цветок», инв. № 00000005;

- сооружение - теплотрасса (наружка), адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, от ТП-3 до IV микрорайона, протяженность трассы 6 387,5 м., протяженность трубопровода 12 775 м., инв. № 00000006 (по данным ЕГРП сооружение - теплотрасса (наружка), назначение инженерно-коммуникационное, кадастровый номер <...> :38:0000000:920, адрес (местоположение) объекта: Россия, Челябинская область, г. Чебаркуль, от ТП-3 до зданий IV микрорайона);

- сооружение - наружная теплофикация очистных сооружений, адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Суворова, 15, территория очистных сооружений, протяженность трассы 628,5 м., протяженность трубопровода 1 267 м., инв. № 00000007;

- сооружение - теплотрасса от котельной мебельной фабрики до котельной фильтровальной станции, адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, от котельной мебельной фабрики до котельной фильтровальной станции, протяженность трассы 434,1 м., протяженность трубопровода 892,2 м., инв. № 00000008;

- сооружение - трасса паропровода очистных сооружений, адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, от точки подключения в 5 м. с восточной стороны здания по ул. Суворова, 12, до здания хлораторной, протяженность трассы 1 000 м., протяженность трубопровода 1 123,4 м., инв. № 00000009;

- сооружение - теплотрасса сан. Чебаркуль - Челябинская область, г. Чебаркуль, территория сан. «Чебаркуль», протяженность трассы 1 323,3 м., протяженность трубопровода 2660,6 м., инв. № 00000010;

- узел учета тепловой энергии, адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 9.

Администрацией представлены сведения о том, что на Объекты теплоснабжения (за исключением объекта - узел учета тепловой энергии, адрес: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 9) зарегистрировано право муниципальной собственности.

Между МУП «Теплоэнергоснабжение» и МУП «Теплоком» заключен договор аренды № 2/15 от 01.10.2015, согласно которому МУП «Теплоком» предоставлены в пользование Объекты теплоснабжения.

Согласно пункту 1.3 договора аренды № 2/15 от 01.10.2015 договор заключен на неопределённый срок до даты передачи Объектов теплоснабжения учредителю МУП «Теплоэнергоснабжение» в процессе добровольной ликвидации МУП «Теплоэнергоснабжение».

Согласно письменным пояснениям Управления (исх. № 1279 от 22.06.2017) в настоящее время сети теплоснабжения находятся в ведении МУП «Теплоэнергоснабжение» на праве хозяйственного ведения.

Кроме того, в вышеуказанном письме Управления отмечено, что в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Челябинской области (А76-4702/2016) искового заявления ООО «УК «Коммунальщик» о взыскании неосновательного обогащения с МУП «Теплоэнергоснабжение», наложен запрет на внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации МУП «Теплоэнергоснабжение» и соответственно передача сетей теплоснабжения в муниципальную казну в настоящее время не представляется возможным.

Торги на право заключения договора аренды тепловых сетей до настоящего времени не проведены, МУП «Теплоком» продолжает пользоваться данным имуществом в отсутствие проведения конкурентных процедур при его передаче.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении указано, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договора аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с момента официального опубликования Закона № 103-ФЗ права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Из содержания пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2015 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которое принадлежат муниципальному образованию.

Таким образом, действия органов местного самоуправления по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, путем закрепления указанных объектов за муниципальным унитарным предприятием, после вступления в силу Закона № 103-ФЗ, могут являться нарушением антимонопольного законодательства, о чем указано в письме ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 «О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения».

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае действиями Управления по изданию Приказа № 159 от 08.09.2014 о передаче тепловых сетей в хозяйственное ведение МУП «Теплоэнергоснабжение» могут создаваться преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту ввиду предоставления муниципального имущества в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничения доступа на товарный рынок.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Управления признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Управление о необходимости прекращения указанных действий, для чего Управлению необходимо:

1. в срок до 01 сентября 2017 года принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем:

1.1) информирования МУП «Теплоэнергосбережение» об отмене с 01.09.2017 Приказа Управления № 159 от 08.09.2014, а также намерении предоставления муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона о теплоснабжении, антимонопольного законодательства;

1.2) отмены Приказа Управления № 159 от 08.09.2014 о передаче тепловых сетей в хозяйственное ведение МУП «Теплоэнергоснабжение».

2. Прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

2.1) принятия мер по направлению МУП «Теплоком» уведомления о расторжении договора № 2/15 от 01.10.2015, а также необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну, намерении его предоставления в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона о теплоснабжении, антимонопольного законодательства, в срок до 01.09.2017;

2.2) принятия мер по возврату в муниципальную казну муниципального имущества, переданного МУП «Теплоком» на основании договора 2/15 от 01.10.2015, в срок до 01.12.2017;

2.3) обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в срок до 01.12.2017;

2.4) организации принятия мер в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе по техническому обследованию муниципального имущества, согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) сведений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в срок до 01.12.2017.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих получение МУП «Теплоэнергосбережение» письма, указанного в пункте 1.1 настоящего предупреждения, актов органов местного самоуправления Чебаркульского городского округа об отмене Приказа Управления № 159 от 08.09.2014, документов, подтверждающих получение МУП «Теплоком» письма, указанного в пункте 2.1 настоящего предупреждения, актов органов местного самоуправления Чебаркульского городского округа, направленных на принятие мер по возврату муниципального имущества в муниципальную казну, актов органов местного самоуправления Чебаркульского городского округа, направленных на принятие мер в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе по техническому обследованию муниципального имущества и т.д., а также сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество – Объекты теплоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – Объектов теплоснабжения).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны