Решение б/н Решение по делу № 531-ж/2013 по жалобам Южно-Уральского фили... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 531-ж/2013

 

08 ноября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России

Членов Комиссии:

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России

 

 

 

Долгополовой К.А.

-

главного специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

в ходе рассмотрения жалоб Южно-Уральского филиала ОАО «АльфаСтрахование» и филиала ОСАО «ИНГОССТРАХ» в г. Челябинске, в присутствии:

представителя Управления делами Правительства Челябинской области, действующего на основании доверенностей от 08.11.2013 №№ 03-01-01-08/1638,

представителей Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, действующих на основании доверенности от 15.05.2013 № 11, служебных удостоверений;

представителя Южно-Уральского филиала ОАО «АльфаСтрахование», действующего на основании доверенности от 12.04.2013, паспорта,

представителя филиала ОСАО «ИНГОССТРАХ» в г. Челябинске, действующего на основании доверенности от 17.01.2013 № 1822102-177/13, паспорта,

представителя СОАО «ВСК», действующего на основании доверенности от 16.01.2013 № 74 АА 1468728,

члена конкурсной комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 01.11.2013 поступила жалоба Южно-Уральского филиала ОАО «АльфаСтрахование» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 0169200000313005875).

Также в адрес территориального управления ФАС России 08.11.2013 в 11:34 поступила жалоба филиала ОСАО «ИНГОССТРАХ» на действия конкурсной комиссии при проведении рассматриваемого открытого конкурса.

Представители заказчика, уполномоченного органа, заявителей и заинтересованного лица не возражали против единовременного рассмотрения поступивших жалоб, с содержанием жалобы ОСАО «ИНГОССТРАХ» ознакомлены.

Согласно представленным документам Главное управление материальных ресурсов Челябинской области и Управление делами Правительства Челябинской области 27.09.2013 объявило о проведении конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 940 915, 12 рублей.

Размер обеспечения заявки – не требовался.

Размер обеспечения исполнения контракта — 1 940 915, 12 рублей.

Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе – 29.10.2013 09:00.

На дату рассмотрения жалоб контракт по итогам рассматриваемого открытого конкурса не заключен.

На заседании Комиссии представитель Южно-Уральского филиала ОАО «АльфаСтрахование» доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что заявитель не согласен с допуском СОАО «ВСК» к участию в конкурсе по причине того, что указанный участник размещения заказ подал две заявки на участие в конкурсе, одну из которых до момента вскрытия конвертов конкурсной комиссией отозвал.

При этом заявитель настаивал на том, что факт подачи двух заявок СОАО «ВСК», а также отзыв заявки, поданной на электронном носителе, а не на бумажном носителе, противоречит требованиям части 3 статьи 26 Закона о размещении заказов, конкурсной комиссией не учтен.

Представитель филиала ОСАО «ИНГОССТРАХ» в г. Челябинске доводы жалобы поддержал, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку общества по причине отсутствия описи входящих в состав заявки документов участника размещения заказа.

По мнению заявителя, отсутствие описи в заявке на участие в конкурсе не является основанием для отклонения такой заявки в соответствии с частью 3.3. статьи 25 Закона о размещении заказов, что подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 № 09 АП-15406/2012 по делу № А76-13058/12-92-123 и постановлением ФАС Уральского округа от 10.10.2012 по делу № А40-13058/12-92-123 по тому же судебному делу.

Представители заказчика, уполномоченного органа, член конкурсной комиссии с доводами жалоб участников размещения заказа не согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что конкурсная комиссия действовала в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов, документации об аукционе, отозванная заявка СОАО «ВСК» не вскрывалась конкурсной комиссией, не рассматривалась и не оценивалась, порядок отзыва заявки участником размещения заказа и уполномоченным органом соблюден.

Также пояснили, что отсутствие описи входящих в состав заявки документов является основание для отклонения заявки участника размещения заказа в силу положений части 3.3 статьи 25, частей 1, 2 статьи 27 Закона о размещении заказов, поскольку требование о наличии такой описи содержалось в разделе 18 Информационной карты документации об аукционе.

Представитель СОАО «ВСК» против удовлетворения доводов заявителей возражал, ввиду правомерности действий конкурсной комиссии.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Частями 1, 2 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено, что для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка. Участник размещения заказа вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица).

Частью 6 статьи 25 Закона о размещении заказов предусмотрено, что участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).

В части 8 статьи 25 Закона о размещении заказов прямо указано, что участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в таких заявках до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в конкурсе и заявок на участие в конкурсе, поданных в форме электронных документов, не вправе допускать повреждение таких конвертов и заявок до момента их вскрытия в соответствии со статьей 26 Закона о размещении заказов.

Согласно части 9 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Статьей 26 Закона о размещении заказов определен порядок вскрытия конвертов с заявками участников размещения заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о размещении заказов публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. 
В день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе или в случае проведения конкурса по нескольким лотам перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, поданными в отношении каждого лота, и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в отношении такого лота, но не раньше времени, указанного в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим при вскрытии таких конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе участникам размещения заказа о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе
(часть 2 статьи 26 Закона о размещении заказов).

Частью 3 статьи 26 Закона о размещении заказов предусмотрено, что конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, которые поступили заказчику, уполномоченному органу до вскрытия заявок на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

Согласно листу регистрации заявок на участие в конкурсе № 97/2 на участие в открытом конкурсе до момента вскрытия заявок конкурсной комиссией в уполномоченный орган поступило 5 заявок на бумажном носителе (время поступления: 08:30:00, 08:32:40, 08:34:30, 08:36:40, 10:35:18), 3 заявки в электронной форме (время поступления: 08:30:26, 08:31:20, 09:17:19), 28.09.2013 в 10:20:00 подано изменение на бумажном носителе к заявке, поступившей 27.09.2013 в 08:30:00, 29.10.2013 в 08:38:00 в адрес лица уполномоченного органа, ответственного за прием заявок, поступило уведомление от СОАО «ВСК» об отзыве заявка, зарегистрированной 27.09.2013 в 08:32:40, 25.10.2013 в 11:15:18 поступило изменение в электронной форме к заявке, поданной 27.09.2013 в 08:31:20.

Конверт с заявкой, зарегистрированной уполномоченным органом 27.09.2013 в 08:32:40, возвращен уполномоченному СОАО «ВСК» лицу, о чем в листе регистрации заявок на участие в конкурсе № 97/2 имеется отметка, на процедуру вскрытия указанный конверт представителями уполномоченного органа не передавался.

Перед осуществлением вскрытия конвертов с заявками конкурсной комиссией присутствующим объявлено о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, что подтверждается аудиозаписью вскрытия конвертов, имеющейся в материалах дела.

Согласно протоколу вскрытия конвертов № 0169200000313005875-П1 от 29.10.2013 конкурсной комиссией вскрыты конверты с заявками следующих участников размещения заказа: ООО «Росгосстрах», СОАО «ВСК», ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «ЭРГО Русь», ОСАО «ИНГОССТРАХ», ОАО «Страховое общество газовой промышленности», ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ», ООО «СК «ЮЖУРАЛ-АСКО», факта подачи СОАО «ВСК» двух заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией не установлен.

Указанный вывод Комиссии Челябинского УФАС России подтверждается теми обстоятельствами, что заявка СОАО «ВСК», поданная на бумажном носителе, к моменту вскрытия конвертов уже отозвана участником размещения заказа, уполномоченным органом конкурсной комиссии не передавалась и не вскрывалась, что прямо следует из протокола вскрытия конвертов № 0169200000313005875-П1 от 29.10.2013.

Таким образом, уполномоченным органом соблюдена процедура приема заявок, участником размещения заказа отзыва заявки на участие в конкурсе, а конкурсной комиссией процедура вскрытия конвертов.

Доводы представителя Южно-Уральского филиала ОАО «АльфаСтрахование» о том, что поскольку в состав конкурсной комиссии входят сотрудники уполномоченного органа, конкурсная комиссия обладала сведениями о том, что СОАО «ВСК» подало две заявки на участие в конкурсе, не принимается Комиссией Челябинского УФАС России во внимание по следующим причинам.

Уполномоченный орган и конкурсная комиссия в соответствии с частью 6 статьи 7 и частью 2 статьи 4 Закона о размещении заказов являются разными субъектами правоотношений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, правовой статус указанных субъектов различен, уполномоченный орган не вправе осуществлять полномочия конкурсной комиссии в части вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок.

Указанное разграничение полномочий субъектов правоотношений в сфере размещения заказов в силу законодательства о размещении заказов направлено на устранение, недопущение злоупотреблений в сфере размещения заказов, предотвращение создания преимущественного положения отдельным участникам размещения заказа.

Следует отметить, что довод заявителя относительно принципа хронологии отзыва заявок, поданных участником размещения заказа на участие в конкурсе, на законодательном уровне не закреплен, а, следовательно, не может являться основанием для признания в действиях уполномоченного органа или конкурсной комиссии нарушений законодательства о размещении заказов.

Таким образом, доводы заявителя не основаны на положениях законодательства о размещении заказов, нарушений в действиях конкурсной комиссии и уполномоченного органа не выявлены.

2. Согласно части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.

Часть 2 статьи 27 Закона о размещении заказов предусматривает, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе.

Частью 1 статьи 12 Закона о размещении заказов определен исключительный перечень оснований для отказа конкурсной комиссией участнику размещения заказа в допуске к участию в конкурсе, а именно:

1) непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 Закона о размещении заказов), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов;

3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

Согласно части 3.3 статьи 25 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 4 статьи 22, частей 3, 3.3 статьи 25, Закона о размещении заказов в разделе 18 Информационной карты документации об аукционе заказчиком определено требование к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, согласно которому установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать опись документов.

В протоколе рассмотрения заявок № 0169200000313005875-П2 от 31.10.2013 указано, что ОСАО «ИНГОССТРАХ» отказано в допуске к участию в конкурсе по следующему основанию: «Заявка участника размещения заказа не соответствуют требованиям законодательства и конкурсной документации. В представленной заявке отсутствует опись документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Нарушены требования части 3.3 статьи 25 Федерального закона № 94-ФЗ, раздела 17, пункта 1 раздела 18 Информационной карты конкурсной документации. Основание: пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 94-ФЗ».

Из диспозиций части 3.3 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов следует, что если участником размещения заказа не соблюдено требование о наличии описи входящих в заявку документов, установленное в конкурсной документации, участнику размещение заказа, подавшему такую заявку, конкурсная комиссия отказывает в допуске к участию в конкурсе.

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив оригинал заявки ОСАО «ИНГОССТРАХ», представленной уполномоченным органом на заседание Комиссии Челябинского УФАС России, установила, что заявка данного участника размещения заказа не содержит описи входящих в заявку документов, что не соответствует требования разделов 17, 18 Информационной карты документации об аукционе и является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Доводы заявителя относительно представленной судебной практики не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку обстоятельства рассмотренного судами дела не являются аналогичными рассматриваемой ситуации, поскольку участником размещения заказа была представлена заявка на участие в конкурсе в десяти томах, и только один из томов содержал опись входящих в состав заявки документов.

Следовательно, доводы жалобы филиала ОСАО «ИНГОССТРАХ» в г. Челябинске необоснованны, действия конкурсной комиссии соответствуют частям 1, 2 статьи 27, части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.

Исходя из изложенного, информации, представленной Управлением делами Правительства Челябинской области, Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области, Южно-Уральским филиалом ОАО «АльфаСтрахование», ОСАО «ИНГОССТРАХ», СОАО «ВСК», а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки и исследовании общедоступных источников, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

Признать доводы жалоб Южно-Уральского филиала ОАО «АльфаСтрахование» и филиала ОСАО «ИНГОССТРАХ» в г. Челябинске на действия конкурсной комиссии необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены комиссии

Л.А. Саинская

К.А. Долгополова

Связанные организации

Связанные организации не указаны