Решение б/н Решение и предписание по делу № 532-ж/2013 по жалобе ОАО «Ал... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 532-ж/2013

 

08 ноября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Воронковой Д.А.

-

специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

Кокшаровой И.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал), в присутствии представителя Областного специализированного бюджетного учреждения "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области", действующего на основании доверенности от 30.09.2013,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) (далее – заявитель) на действия заказчика, при проведении запроса котировок № 0369200018713000023 на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) (далее – запрос котировок).

Согласно представленным документам Областное специализированное бюджетное учреждение "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области" 29.11.2013 объявило о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 494 248, 26 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок – 08.11.2013 в 16.00.

Контракт на момент рассмотрения жалобы ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) не заключен.

В жалобе заявителя указано следующее.

Заказчиком размещен заказ на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности путем проведения запроса котировок.

Вместе с тем, указанная процедура размещения заказа не может быть применена в указанном случае в виду специфики предмета размещения заказа.

Так, цена на указанный вид услуг является твердой в связи с государственным регулированием цен на указанный вид услуг, что не позволит выявить победителя запроса котировок по условию цены контракта.

Представитель заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.

Законодательство о размещении заказов не содержит запретов и ограничений, связанных с выбором способа размещения заказа, так как это является правом заказчика.

Кроме того, Законом о размещении заказов предусмотрен порядок определения победителя запроса котировок при подаче заявок с одинаковыми ценовыми предложениями.

Таким образом, указанный выбор способа размещения заказа не противоречит действующему законодательству, а также не приводит к ущемлению прав и законных интересов участников размещения заказа.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и проведя внеплановую проверку на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

При этом, как следует из смысла части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов механизм процедуры размещения заказа должен способствовать реализации целей законодательства о размещении заказов, таких как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции.

Как следует из частей 1, 2 статьи 10 Закона о размещении заказов выбор способа размещения заказа является правом заказчика за исключением случая, если размещение заказов осуществляется на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Таким образом, особенностью проведения запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.

Предметом размещаемого заказа является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которых выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом и является публичным.

Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных названным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» утверждены базовые страховые тарифы, которые подлежат применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

Таким образом, страховые организации, в силу установленных федеральным законодательством императивных показателей базовых страховых тарифов, не вправе применять ставки, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.

Как следует из приведенных норм законодательства, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.

Таким образом, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного предмета размещения заказа и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура размещения заказа.

При этом, отсутствие прямого запрета на проведение запроса котировок не свидетельствует о возможности заказчика реализовать право выбора способа размещения заказа, если это не согласуется с общими принципами законодательства в сфере размещения заказов в части обеспечения потенциальным поставщикам (исполнителям, подрядчикам) гарантий по реализации их права на участие в запросе котировок.

Несмотря на то, что данный вид услуг соответствует критериям, установленным части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов размещение заказа на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств не может быть осуществлено путем запроса котировок, так как это не соответствует общему смыслу законодательства о размещении заказов, заложенному в статье 1 Закона о размещении заказов.

Кроме того, определение победителя запроса котировок исключительно по времени подачи заявки, по принципу первоочередности, (победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для подведения результатов запроса котировок.

Таким образом, определение победителя запроса котировок путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и, соответственно, предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ от 21.11.2012 № ВАС-14998/12 опубликовано в карточке арбитражного дела № А53-1241/11).

Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) на действия заказчика обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 42, части 2 статьи 10, пункта 1 статьи 1 Закона размещении заказов.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Ливончик В.А.

Члены комиссии

Воронкова Д.А.

Кокшарова И.О.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 532ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

08 ноября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Воронковой Д.А.

-

специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

Кокшаровой И.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

на основании решения Челябинского УФАС России от 08.11.2013 года, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) на действия заказчика при проведении запроса котировок № 0369200018713000023 на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), в целях устранения нарушений законодательства о размещении заказов,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Областному специализированному бюджетному учреждению "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области":

1.1. С момента размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по результатам запроса котировок, проведенного с нарушением законодательства о размещении заказов.

1.2. В срок до 21.11.2013 принять решение об отмене запроса котировок и разместить данное решение на официальном сайте в сети «Интернет».

2. Областному специализированному бюджетному учреждению "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области" в срок до 28.11.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам запроса котировок согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), а также надлежащим образом заверенную копию решения об отмене запроса, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения об отмене запроса котировок.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

Д.А. Воронкова

И.О. Кокшарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны