Решение б/н Решение и предписание № 535 - ж/2017 по жалобе на действия з... от 22 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 535 - ж/2017

15 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Эверест» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту мягкой кровли зданий котельной станции Тамерлан в селе Варна (извещение № 0369300207117000090) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя Администрации Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области (далее — Заказчик) ...., действующего на основании доверенности № 10 от 21.04.2017,

- в отсутствие представителя Управления по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг Администрации Варненского муниципального района, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,

- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте, времени заседания комиссии,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 08.08.2017 поступила жалоба ООО «Эверест» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту мягкой кровли зданий котельной станции Тамерлан в селе Варна (извещение № 0369300207117000090), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 31.07.2017 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 431 351 рубль 00 копеек.

По состоянию на 15.08.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что при проведении закупки Заказчиком и Уполномоченным органом допущены нарушения законодательства о контрактной системе. В обосновании своих доводов Заявитель указывает следующее:

1) В нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе Уполномоченный орган разместил разъяснения положений документации без указания сути запроса;

2) Исходя из содержания документации об аукционе невозможно определить, требования к содержанию составу заявки, поскольку Заказчик указал на необходимость описания технических характеристик товара, в то время как в требованиях к составу заявки указана необходимость предоставления только согласия участника закупки.

3) В нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчик необоснованно установил условие о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, только на основании письменного заявления Подрядчика.

4) Заказчиком не установлен конечный срок выполнения работ, поскольку в документации и проекте контракта сказано, что работы должны быть выполнены 31 сентября 2017 года. Указанная дата не соответствует объективной действительности.

5) Размер штрафа установлен не в соответствии с начальной максимальной ценой контракта.

Представитель Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Представитель Заказчика пояснил следующее:

1) Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации. При этом, представитель Заказчика полагает, что к тексту разъяснения Уполномоченным органом прикреплен текст запроса, в связи с чем в действиях Уполномоченного органа отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

2) Заказчик в документации установил необходимость представления участниками закупки только согласия, в связи с чем указание конкретных характеристик материалов, используемых при выполнении работ, не требуется.

3) Заказчик обоснованно установил условие о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, только на основании письменного заявления Подрядчика, поскольку в интересах как Заказчика, так и Подрядчика возврат денежных средств надлежащему лицу. В течение срока действия контракта могут быть изменены реквизиты Подрядчика, в связи с чем возврат денежных средств будет невозможен. Во избежание подобных ситуаций, Заказчик установил указанное требование.

4) В извещении, документации об аукционе и проекте контракта допущена техническая ошибка, связанная с неверным указанием конечного срока выполнения работ.

5) При указании размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства также допущена техническая ошибка.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как видно из представленных материалов дела, в адрес Заказчика поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации. Заказчиком 02.08.2017 подготовлен ответ. Уполномоченный орган разместил ответ на сайте zakupki.gov.ru 02.08.2017.

Вместе с тем, исходя из документов, которые размещены Уполномоченным органом, невозможно определить суть поступившего запроса, поскольку Уполномоченный орган не разместил в единой информационной системе в сфере закупок содержание самого запроса, что противоречит части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

-согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

или

согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

или

согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Как видно из пункта 23 «Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе» документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Вместе с тем, как следует из Приложения №1 к Техническому заданию «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при производстве работ», участник должен указать значения показателей и характеристик материалов, которые используются при выполнении работ.

Таким образом, положения документации носят противоречивый характер, что не позволяет определить требования к содержанию первой части заявки, что привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заказчик при даче разъяснений положений аукционной документации однозначно указал, первая часть заявки должна содержать только согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.

Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на права участников аукциона, поскольку все участники представили согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, и были допущены до участия в аукционе.

3. В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 6.5. проекта контракта определено, что в случае, если обеспечение исполнения Контракта предоставлено Подрядчиком в виде внесения денежных средств на счет Заказчика, Заказчик возвращает Подрядчику денежные средства, в течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту, на основании письменного уведомления Заказчика, в котором в обязательном порядке должны быть указаны банковские реквизиты, по которым Заказчику необходимо возвратить указанные денежные средства.

Законом о контрактной системе не определен порядок возврата денежных, средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

В данном случае Заказчик самостоятельно определил такой порядок. При этом, Заказчик исходил из того, в течение срока действия контракта могут быть изменены реквизиты Подрядчика, в связи с чем возврат денежных средств будет невозможен. Во избежание подобных ситуаций, Заказчик установил указанное требование.

Комиссия Челябинского УФАС России также отмечает, что к жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба Заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих о том, каким образом указанное положение проекта контракта нарушает права участников аукциона.

Таким образом, доводы Заявителя, о том, что в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчик необоснованно установил условие о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, только на основании письменного заявления Подрядчика, не доказаны.

4. Согласно пункту 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как видно из извещения, пункта 8 информационной карты, пункта 8 проекта контракта сроки выполнения работ приходятся на 31 сентября 2017 года. Однако в сентябре только 30 дней.

В нарушение указанных норм Заказчиком фактически не установлен конечный срок выполнения работ, поскольку дата, указанная в извещении, документации и проекте контракта не соответствует объективной действительности.

5. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее – Постановление №1063), размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 7.4 проекта контракта определено, что за ненадлежащее исполнение «Подрядчиком» (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения «Заказчиком», «Подрядчиком» обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения «Подрядчиком» обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, «Заказчик» начисляет штраф в размере 5% цены контракта, в сумме ____________ рублей ____ копеек (рассчитывается на дату заключения контракта).

Пунктом 7.10. проекта контракта установлено, чтоза ненадлежащее исполнение «Заказчиком» обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение «Заказчиком» обязательств по настоящему контракту, за исключением срока исполнения обязательств, «Подрядчик» вправе предъявить требование «Заказчику» о выплате штрафа в размере 2% цены контракта, в сумме _____________ рублей ____ копеек (рассчитывается на дату заключения контракта).

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 431 351 рубль 00 копеек.

Исходя из положений проекта контракта не представляется возможным установить, какой размер штрафа, предусмотренный за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств.

Более того, Заказчиком установлен фиксированный размер штрафа, который не соответствует начальной (максимальной) цене контракта.

Действия Заказчика противоречат части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 4 Технического задания предусмотрено, что все выполняемые работы, материалы и оборудование должны соответствовать требованиям нормативно – правовых документов (государственным стандартам (ГОСТ), строительным нормам и правилам (СНиП), сводам правил (СП), санитарным нормам и правилам (СанПиН), территориальным сметным нормам (ТСН), определяющих нормы и правила выполняемых работ с безусловным учетом комплекса общих и специальных требований.

Также пунктом 7 Технического задания предусмотрено, что все работы должны быть выполнены Подрядчиком в соответствии с действующими в строительстве нормативными документами СанПиН, СНиП, ППБ, ПТЭЭУ, ГОСТ и т.д.

Исходя из положений документации не представляется возможным установить, каким СНиП, СП, СанПиН, ТСН, ППБ, ПТЭЭУ, ГОСТ должен соответствовать предмет контракта, поскольку не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие требования, которые предъявляются к выполняемым работам, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и может привести к ненадлежащему исполнению контракта.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Эверест» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту мягкой кровли зданий котельной станции Тамерлан в селе Варна (извещение № 0369300207117000090) обоснованными в части:

- размещения разъяснения положений документации без указания сути запроса;

- неопределенности требований к содержанию составу заявки;

- неустановления конечного срока выполнения работ;

- указание размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств не в соответствии с Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063,

в остальной части необоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 5 статьи 34, пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе

4. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 535 - ж/2017

15 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 535-ж/2017 от 15.08.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Эверест» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту мягкой кровли зданий котельной станции Тамерлан в селе Варна (извещение № 0369300207117000090), проведя внеплановую проверку, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области :

1.1. с даты размещения предписания в Единой информационной системе в сфере закупок и (или) получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения электронного аукциона до полного исполнения настоящего предписания;

1.2. с даты размещения в Единой информационной системе и (или) получения заказчиком предписания обеспечить соблюдение требований законодательства о контрактной системе при направлении проекта контракта победителю закупки, сформировать проект контракта с учетом решения № 535-ж/2017, а именно:

- указать в техническом задании проекта контракта конкретные СНиП, СП, СанПиН, ТСН, ППБ, ПТЭЭУ, ГОСТ, которым должны соответствовать выполняемые работы;

- установить размер штрафа в соответствии с Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и в зависимости от цены, по которой заключается контракт;

- установить в проекте контракта конечный срок выполнения работ, который будет соответствовать объективной действительности.

1.3. после исполнения пункта 1.2. продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), направленную на заключение контракта.

2. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 18.08.2017 обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. Администрации Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области в качестве подтверждения исполнения предписания в срок до 01.09.2017 г (включительно) представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию контракта, заключенного с победителем закупки, со всеми приложениями, документами об обеспечении исполнения контракта (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны