Решение №8498/07 Решение по жалобе № 074/10/18.1-1591/2020 на действия Управл... от 15 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Троицкого муниципального района

ул. им. Максима Горького, д. 1, г. Троицк, 457100

UMIZOTMR@yandex.ru

ООО «Билон»

ул. Воровского, д. 17-а, г. Челябинск, 454048

ooo_bilon@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/10/18.1-1591/2020

«13» июля 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Билон» (далее – Заявитель, общество) на действия Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района (далее – Управление, организатор торгов), выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования муниципального имущества Троицкого муниципального района, лоты № 1-47, извещение № 300420/6009768/02 (далее – Конкурс, торги),

в присутствии:

- <…>, являющегося представителем Управления;

- <…>, являющегося представителем Заявителя,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Управления, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения Конкурса.

В качестве доводов Заявитель в жалобе указал следующее.

1. На процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе присутствовал только представитель Заявителя, однако в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах от 18.06.2020 указано также присутствие представителя АО «Газпром газораспределение Челябинск».

2. В составе заявки на участие в Конкурсе Заявителем представлена нотариально заверенная копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Тогда как АО «Газпром газораспределение Челябинск» в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, которая распечатана с официального сайта Федеральной налоговой службы, не подписанная электронной цифровой подписью.

3. ООО «Билон» неправомерно отказано в допуске к участию в Конкурсе, ввиду наличия задолженности по налогам. Вместе с тем, указанное основание не предусмотрено действующим законодательством.

Управлением по доводам жалобы представлены письменные пояснения, на заседании Комиссии указано следующее.

1. На заседании комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе присутствовал только представитель ООО «Билон». Вместе с тем, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе сформирован автоматически официальным сайтом www.torgi.gov.ru, в котором наименование права пользования объектами указано «аренда» вместо «право безвозмездного пользования», и заявителя как «присутствующие при вскрытии конвертов», не «подавшие заявки».

В связи с тем, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, сформированный сайтом www.torgi.gov.ru, использован организатором торгов как шаблон, при его составлении откорректирован и подписан членами Конкурсной комиссии.

2. В составе заявки на участие в Конкурсе АО «Газпром газораспределение Челябинск» представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, сформированная с использованием официального сайта Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru, содержащая квалифицированную электронную подпись налогового органа.

3. В форме заявки на участие в торгах, являющейся приложением № 1 к Конкурсной документации, установлена необходимость подтверждения участником торгов отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Организатором торгов осуществлена проверка участников торгов на соответствие достоверности представленных ими сведений в составе заявки на участие в Конкурсе об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, по результатам проведения которой установлено по состоянию на 01.06.2020 наличие задолженности по уплате налогов в размере 1000,00 рублей.

Также, согласно представленным сведениям налогового органа от 25.06.2020 № 13-46/08356 у ООО «Билон» по состоянию на 01.01.2020 имеется задолженность по земельному налогу в размере 25949,97 руб. по пени в размере 52060,62 руб., по состоянию на 23.06.2020 имеется задолженность по земельному налогу в размере 53109,05 руб.

ООО «Билон» отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 1 статьи 24 Правил.

Изучив представленные материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, регулируется Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - Правила).

Распоряжением Администрации Троицкого муниципального района от 27.04.2020 № 213-р принято решение о проведении Конкурса.

Управлением 30.04.2020 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено информационное сообщение (извещение) о проведении Конкурса.

1. Согласно подпункту 7 пункта 31 Правил и подпункту 9 пункта 40 Правил извещение о проведении торгов и конкурсная документация должны содержать место, порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Пунктом 61 Правил установлено, что конкурсной комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса, вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 64 Правил, пунктом 5.3 Конкурсной документации заявители или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 18.06.2020, размещенном на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, на заседании комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в торгах присутствовали:

- <…>, представитель АО «Газпром газораспределение Челябинск»;

- <…>, представитель ООО «Билон».

Вместе с тем, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 18.06.2020, подписанному членами Конкурсной комиссии на заседании комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в торгах присутствовал <...>, представитель ООО «Билон».

Тем самым, из указанного следует, что фактически представитель АО «Газпром газораспределение Челябинск» явку на процедуру вскрытия конвертов на участие в Конкурсе не обеспечил.

Вместе с тем, Правилами не предусмотрена обязанность организатора торгов по указанию в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе участников торгов, присутствующих на указанной процедуре, соответственно довод Заявителя о том, что в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах от 18.06.2020 указано присутствие представителя АО «Газпром газораспределение Челябинск», при условии, что на заседании вскрытия конвертов присутствовал исключительно представитель ООО «Билон», признан необоснованным.

Кроме того, Управлением не отрицается факт отсутствия представителя АО «Газпром газораспределение Челябинск» на заседании вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, а фактически указывается на техническую ошибку при размещении указанного протокола на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru.

Более того, учитывая тот факт, что при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, Конкурсной комиссией не принимались решения о допуске к участию в Конкурсе или определению победителя торгов, а также принимая во внимание публичность проведения данной процедуры и присутствия представителя Заявителя на проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, действия организатора торгов по указанию представителя АО «Газпром газораспределение Челябинск» в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, не повлияли на результат торгов.

2. Согласно части «б» подпункта 1 пункта 52 Правил, подпункту 2 пункта 3.3 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Кроме того, пунктом 3 статьи 6 Закона об электронной подписи установлено, что если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Тем самым, в силу пунктов 1, 3 статьи 6 Закона об электронной подписи электронный документ, полученный при помощи сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» на сайте Федеральной налоговой службы подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, которая визуализирована и равнозначен выписке на бумажном носителе, которая подписана собственноручно должностным лицом и заверена печатью.

В составе заявки на участие в Конкурсе АО «Газпром газораспределение Челябинск» представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, сформированная с помощью электронного сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» на сайте Федеральной налоговой службы.

Таким образом, у Конкурсной комиссии отсутствовали основания для отказа в допуске к участию в Конкурсе АО «Газпром газораспределение Челябинск», ввиду представления им в составе заявки на участие в торгах выписки, сформированной из официального сайта Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru.

Тем самым, довод Заявителя о неправомерном допуске к участию в Конкурсе АО «Газпром газораспределение Челябинск», ввиду представления им в составе заявки на участие в Конкурсе выписки из единого государственного реестра юридических лиц, которая распечатана с официального сайта Федеральной налоговой службы, не подписанной электронной цифровой подписью, признан необоснованным.

3. В соответствии с пунктом 18 Правил участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. При проведении аукционов в соответствии с Постановлением № 333 участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Пунктом 19 Правил установлено, что кроме указанных в пункте 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Пунктом 52 Правил установлен перечень документов, который должна содержать заявка на участие в конкурсе.

Согласно пункту 53 Правил не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных «а» - «в», «д» - «ж» подпункта 1, подпунктами 2 - 4 пункта 52 Правил. Не допускается требовать от заявителя предоставление оригиналов документов.

Соответственно, при установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, в том числе:

1) отсутствие в отношении участника конкурса или аукциона - юридического лица процедуры ликвидации и/или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса или аукциона - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

2) отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Так, согласно пункту 24 Правил заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях:

1) непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 Правил;

3) невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

5) подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

6) наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

7) наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Пунктом 25 Правил установлено, что отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пунктах 24 и 24.1 Правил, не допускается.

Таким образом, перечень оснований для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе является исчерпывающим.

Согласно пункту 2.2 Конкурсной документации Участники конкурса должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случаях:

1) непредставления документов, определенных пунктом 3.2 конкурсной документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

3) наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе.

Пунктом 2.3 Конкурсной документации установлено, что отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 2.2. Конкурсной документации, не допускается.

Согласно пункту 3.3 Конкурсной документации для участия в конкурсе претенденты представляют лично или через своего уполномоченного представителя в установленный срок следующие документы:

1) заявка на участие в конкурсе подается в письменной форме в запечатанном конверте, которая удостоверяется подписью заявителя или в форме электронного документа. На конверте указывается наименование конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка;

2) заявка должна содержать сведения и документы от заявителе, подавшем такую заявку:

- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовом адресе, ИНН, ОГРН (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства, (для физического лица), номере контактного телефона;

- полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для индивидуальных предпринимателей), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса;

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя (при наличии печати) и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

- копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц), заверенные печатью заявителя (при наличии печати);

- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации; учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

- заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) предложение об условиях исполнения договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе.

Не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных в пункте 3.2. Конкурсной документации.

Комиссией установлено, что решением Конкурсной комиссией, оформленным протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 25.06.2020, отказано в допуске ООО «Билон» к участию в Конкурсе ввиду наличия недостоверных сведений в документах, предоставленных участником в заявке, а именно наличие задолженности по налогам.

Однако Правилами не предусмотрено такое основание для отказа в допуске к участию в торгах, как наличие задолженности по обязательным платежам.

Таким образом, действия организатора торгов в лице Конкурсной комиссии по принятию решения об отказе в допуске к участию в Конкурсе ООО «Билон» по основаниям, не предусмотренными Правилами, являются нарушением пункта 24 Правил, пункта 2.2 Конкурсной документации.

При этом, довод Управления о том, что требование об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год установлено в форме заявки на участие в торгах, являющейся приложением № 1 к Конкурсной документации, не может быть признан обоснованным, поскольку Правилами не предусмотрено требования о предоставлении сведений участниками торгов о наличии либо отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Кроме того, утвержденная форма заявки на участие в Конкурсе не подлежит изменению, что не опровергается Упрвлением.

Более того, содержание установленной организатором торгов формы заявки на участие в конкурсе не должно противоречить положениям Правил.

Поскольку выявленные нарушения по отказу в допуске к участию к торгах по своей юридической природе являются существенными и могут являться основаниями для признания сделки недействительной, Комиссия считает необходимым выдать предписание об аннулировании Конкурса.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать действия организатора торгов в лице Конкурсной комиссии нарушением 24 Правил, пункта 2.2 Конкурсной документации при организации и проведении Конкурса.

3. Выдать Администрации в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны