Определение №АК/2938/23 Определение о ВД от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ 074/05/5-591/2023

 

09 марта 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <...>, рассмотрев материалы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - Управление Роскомнадзора по Челябинской области) по факту распространения рекламы 10.01.2023 на радиоканале <...>» о проведении зрелищного мероприятия «Аватар 2: путь воды», сопровождаемой следующей категорией информационной продукции: «без возрастных ограничений», с признаками нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России рассмотрены материалы Управления Роскомнадзора по Челябинской области (от 26.01.2023 исх. № 954/23) по факту распространения рекламы 10.01.2023 на радиоканале <...>о проведении зрелищного мероприятия «Аватар 2: путь воды», с признаками нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»).

Из материалов следует, что в периоды: с 09 ч. 15 мин. 06 сек. по 09 ч. 15 мин. 22 сек. 10.01.2023; с 11 ч. 15 мин. 16 сек. по 11 ч. 15 мин. 33 сек. 10.01.2023; с 13 ч. 15 мин. 25 сек. по 13 ч. 15 мин. 41 сек. 10.01.2023; с 15 ч. 15 мин. 36 сек. по 15 ч. 15 мин. 52 сек. 10.01.2023; с 17 ч. 15 мин. 57 сек. по 17 ч. 16 мин. 13 сек. 10.01.2023; с 19 ч. 15 мин. 47 сек. по 19 ч. 16 мин. 04 сек. 10.01.2023 в эфир выходили рекламные объявления о показе в кинотеатре «Космос» в г. Златоусте кинофильма «Аватар 2: путь воды», сопровождаемые возрастным ограничением «без возрастных ограничений», не соответствующим возрастной категории фильма - «для детей старше 12 лет».

В подтверждение указанного факта Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена запись эфира СМИ на частоте 88,9 МГц в г. Златоуст Челябинской области за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 10.01.2023 по 00 ч. 00 мин. 00 сек. 11.01.2023 на DVD-диске, Докладная записка о результатах проведения планового систематического наблюдения в отношении радиоканала <...>; Справки о результатах анализа записи эфира СМИ, регистрационные данные СМИ.

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлена Выписка из реестра зарегистрированных СМИ, учредителем радиоканала <...> является Общество с ограниченной ответственностью «З<...>» (ОГРН <...>)

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлено прослушивание записи эфира за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 10.01.2023 по 00 ч. 00 мин. 00 сек. 11.01.2023, о чем составлен Акт от 27.01.2023 № 12-2023.

Челябинским УФАС России направлен запрос ООО З<...> о представлении необходимых документов и сведений (исх. АК/1342/23 от 03.02.2023).

ООО «З<...> представлены письменные пояснения, согласно которым указание в рекламе о проведении зрелищного мероприятия «Аватар 2: путь воды» категории информационной продукции «без возрастных ограничений» произошло по ошибке. На сайте кинотеатра «Космос» возрастная категория для данного фильма указана «12+». Допуск зрителей для просмотра фильма осуществлялся в соответствии с данной категорией. Заказчиком рекламного ролика является ИП <...> Согласование макета рекламного ролика в части возрастной категории с заказчиком не производилось. Заказ был оплачен на основании выставленного счета. К письменным пояснениям ООО «З<...> представлен счет от 26.12.22 № 1460.

Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «С<...> (от 21.02.2023 исх. № АК/2099/23) о представлении необходимых документов и сведений, ответ на который в установленный срок не поступил.

Челябинским УФАС России направлен запрос ИП <...>. (от 21.02.2023 исх. № АК/2091/23) о представлении документов и сведений.

ИП <...>. представлены письменные пояснения, согласно которым рекламный ролик был заказан в ООО «З<...> Согласование макета ролика проходило в WhatsApp Messenger. Фильм не демонстрировался.

По вопросу указания в рекламе кинофильма «Аватар 2: путь воды» такой категории информационной продукции, как «без возрастных ограничений», когда данный кинофильм имеет категорию «12+», ИП <...>. пояснил, что вопрос возрастных ограничениях не рассматривался. Уточнений о наличии возрастных ограничениях данного кинофильма от ООО «З<...> не поступало. Финальный вариант рекламного ролика ИП <...>. не слышал. К письменным пояснениям ИП <...>. представлен счет на оплату от 26.12.2022 № 1460, платежное поручение от 29.12.2022 № 833, скриншот переписки.

 

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Понятие радиоканала содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Федеральный закон «О СМИ»), в соответствии с которой под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Федерального закона «О СМИ» предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон № 436-ФЗ), без указания категории данной информационной продукции.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Закона 436-ФЗ).

Знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 2 Закона 436-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

Кроме того, в соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

 

Так, Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении ООО «З<...> в рекламных объявлениях о показе кинофильма «Аватар 2: путь воды» выявлено несоответствие знака информационной продукции классификации, установленной Законом № 436.

Из анализа представленных материалов следует, что в эфире радиоканала<...> распространялась информация следующего содержания: «Долгожданный блокбастер теперь и в Златоусте! «Аватар 2: путь воды» - смотрите в кинотеатре «Космос». Узнавайте подробности по телефону 83513790411 и в группе ВК. Без возрастных ограничений».

Данная информация является рекламой, поскольку распространяется в эфире радиоканала <...>, адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к кинофильму «Аватар 2: путь воды», формирование и поддержания интереса к нему и продвижения на рынке.

Рассматриваемая реклама распространяется в эфире радиоканала <...> 10.01.2023 в следующие периоды:

с 09 ч. 15 мин. 06 сек. по 09 ч. 15 мин. 22 сек.;

с 11 ч. 15 мин. 16 сек. по 11 ч. 15 мин. 33 сек.;

с 13 ч. 15 мин. 25 сек. по 13 ч. 15 мин. 41 сек.;

с 15 ч. 15 мин. 36 сек. по 15 ч. 15 мин. 52 сек.;

с 17 ч. 15 мин. 57 сек. по 17 ч. 16 мин. 13 сек.;

с 19 ч. 15 мин. 47 сек. по 19 ч. 16 мин. 04 сек..

В содержании данной рекламы присутствует указание на знак информационной продукции «без возрастных ограничений».

Вместе с тем, кинофильм «Аватар 2: путь воды» имеет возрастное ограничение «для детей старше 12 лет», что подтверждается, в том числе письменными пояснениями ООО «З<...>, Управлением Роскомнадзора по Челябинской области.

Согласно Выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации (регистрационный номер и дата: серия Эл № ТУ74-01453 от 16.05.2022) учредителем радиоканала<...> является Общество с ограниченной ответственностью «З<...>

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства о рекламе части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем следует признать ООО «З<...> как лицо, осуществившее распространение рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу 074/05/5-591/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Продлить срок рассмотрения дела 074/05/5-591/2023 до 09.06.2023.

3. Назначить дело 074/05/5-591/2023 к рассмотрению на 11 апреля 2023 года в 11:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

4. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: ООО «З<...>

5. ООО «З<...>» надлежит направить в Челябинское УФАС России в срок до 06 апреля 2023 года:

5.1) письменные пояснения по фактам, изложенных в настоящем Определении, в случае наличия возражений, нормативно-правовое их обоснование, с приложением подтверждающих документов;

5.2) сведения о мерах, принятых по прекращению распространения рекламы с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе»;

5.3) иные пояснения и документы, имеющие значение для настоящего дела.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

 

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей указанных лиц, полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов указанных лиц в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны