Постановление б/н Постановление по делу № 53А-03/15 в отношении МУП «ЧКТС» от 11 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

53А-03/15

 

5 августа 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Я, <***>, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, рассмотрев протокол и материалы дела № 53А-03/15 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении Муниципального унитарного предприятия «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее – МУП «ЧКТС»): зарегистрированного по адресу: 454106, г. Челябинск, ул. Неглинная, 45. ИНН 7448005075, ОГРН 1037402537875, КПП 744801001, дата регистрации – 02.12.1996, по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ), в присутствии представителя МУП «ЧКТС» по доверенности от 12.01.2015 № 23, в присутствии ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области <***>.

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС России поступило заявление ООО «Лик-Сервис» на действия МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее – МУП «ЧКТС»), выразившиеся в неправомерном выставлении счетов на оплату за теплоснабжение нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6.

Как следует из материалов дела 01.01.2012 между ООО «Лик-Сервис» и МУП «ЧКТС» был заключен договор на теплоснабжение № ТСН-1517.

В письме от 10.01.2014 № 3 ООО «Лик-Сервис» обратилось к МУП «ЧКТС» с просьбой включить в указанный договор приобретенные нежилые помещения по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6.

05.02.2014 и 17.02.2014 ООО «Лик-Сервис» были проданы три нежилых помещения, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, что подтверждается договорами купли-продажи.

25.03.2014 МУП «ЧКТС» направило для согласования дополнительное соглашение к указанному договору, в который дополнительно включены нежилые помещения по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, в том числе и проданные.

Письмом от 28.03.2014 № 18 ООО «Лик-Сервис» сообщило МУП «ЧКТС» о продаже указанных нежилых помещений, а также обратилось с просьбой об исключении проданных помещений из договора теплоснабжения. К письму были приложены договоры купли-продажи указанных помещений, а также сведения о новых собственниках.

16.04.2014 ООО «Лик-Сервис» вернуло дополнительное соглашение от 25.03.2014 к договору теплоснабжения от 01.01.2012 № ТСН-1517 с протоколом разногласий, в котором обратилось с просьбой изменить в пункте 3 «Информация по объектам, включенным в договор» дополнительную суммарную расчетную (разрешенную) тепловую нагрузку с учетом проданных помещений.

29.04.2014 и 30.06.2014 ООО «Лик-Сервис» повторно направило письма в МУП «ЧКТС» с просьбой исключить проданные помещения из договора теплоснабжения и произвести перерасчет платы за услуги теплоснабжения. Ответы МУП «ЧКТС» на указанные письма в ООО «Лик-Сервис» не поступали.

Однако МУП «ЧКТС» выставило счета на оплату за услуги теплоснабжения ООО «Лик-Сервис» за март, апрель, май 2014 года с учетом начислений за нежилые помещения, которые были проданы в феврале 2014 года.

24.12.2014 МУП «ЧКТС» рассмотрело и направило в ООО «Лик-Сервис» согласованный протокол разногласий к дополнительному соглашению от 25.03.2014, а также сообщило, что в декабре 2014 года по договору от 01.01.2012 № ТСН-1517 проведена корректировка начислений за период с 01.12.2013 до даты продажи нежилых помещений в соответствии с согласованным сторонами протоколом разногласий.

30.12.2014 МУП «ЧКТС» на запрос Челябинского УФАС России пояснило, что нежилые помещения по адресу: г. Челябинска, ул. Расковой, д. 6, принадлежавшие ООО «Лик-Сервис», расположены в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация ООО «Интарный 24» на основании решения собственников помещений от 29.11.2013 №1. Кроме того, собственниками было принято решение о внесении платы за теплоснабжение напрямую ресурсоснабжающей организации.

Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета (далее – ОПУ), который производит единый учет тепловой энергии на жилые и нежилые помещения. Начисления в адрес собственников нежилых помещений, в том числе в адрес ООО «Лик-Сервис», МУП «ЧКТС» производит в соответствии с показаниями ОПУ, которые предоставляются управляющей организацией с указанием распределения на теплопотребление жилых и нежилых помещений. При этом, в отчетах управляющей организации отражается доля теплопотребления в разрезе каждого нежилого помещения, в том числе и помещений ООО «Лик-Сервис».

10.01.2014 ООО «Лик-Сервис», как собственник нежилых помещений, обратилось в МУП «ЧКТС» для заключения договора теплоснабжения в отношении следующих нежилых помещений площадью: 106,9; 110,6; 104; 98,8; 18,6; 305,7; 136,7 кв. м. На основании решения собственников многоквартирного дома в адрес ООО «Лик-Сервис» был направлен проект дополнительного соглашения от 25.03.2014 на включение нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, в ранее заключенный договор теплоснабжения от 01.01.2012 № ТСН-1517.

28.03.2014 ООО «Лик-Сервис» обратилось в МУП «ЧКТС» с просьбой исключить из указанного договора теплоснабжения нежилые помещения № 1, 3, 6, 8, 9, 10, 11 с приложением договоров купли-продажи и актов приема-передачи помещений новым собственникам.

Однако идентифицировать проданные помещения с помещениями, на которые заключался договор, не представлялось возможным, так как документы, подтверждающие право собственности ООО «Лик-Сервис» на помещения под № 1, 3, 6, 8, 9, 10, 11 не были представлены, а информация, указанная в свидетельствах о праве собственности, представленных при заключении договора, не содержала нумерацию помещений. При сопоставлении помещений по площади можно было идентифицировать только три помещения.

Кроме того, согласно статье 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с подпунктом а) пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правил № 354) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством РФ момента, а именно с момента возникновения права собственности на помещение – собственнику помещения.

Документального подтверждения о дате возникновения права собственности новых владельцев указанных помещений в адрес МУП «ЧКТС» не поступало. Таким образом, обоснованно произвести начисления в адрес новых владельцев, по мнению ответчика, не представлялось возможным.

Дополнительное соглашение от 25.03.2014 было возвращено в МУП «ЧКТС» с протоколом разногласий, однако редакция, предложенная ООО «Лик-Сервис», была некорректной, поскольку из нее невозможно было сделать вывод какие помещения, с какой даты, с какой нагрузкой исключаются из договора.

По всем вопросам МУП «ЧКТС» неоднократно в рабочем порядке обращалось в устной форме к представителям ООО «Лик-Сервис», в том числе по урегулированию протокола разногласий. Организовывались рабочие встречи с представителями ООО «Лик-Сервис», были достигнуты определенные договоренности.

Однако информации, документов в полном объеме для проведения обоснованной корректировки начислений от ООО «Лик-Сервис» не было представлено.

17.12.2014 в МУП «ЧКТС» поступил протокол разногласий к дополнительному соглашению от 25.03.2014, в котором корректно были отражены изменения, связанные с продажей помещений. На основании подписанного протокола разногласий от 24.12.2014, а также представленных новыми собственниками помещений документов для заключения договоров теплоснабжения, МУП «ЧКТС» в декабре 2014 года был произведен перерасчет начислений за прошлое время.

06.04.2015 на комиссии представитель МУП «ЧКТС» пояснил, что в соответствии с Правилами № 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает договор теплоснабжения в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством РФ и Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808).

Пунктом 21 Правил № 808 предусмотрено, что по договору теплоснабжения одним из существенных условий является величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

Со слов представителя МУП «ЧКТС» информация, представленная ООО «Лик-Сервис», содержала только сведения о площади проданных помещениях, однако сведения о величине тепловой нагрузки по каждому помещению представлены не были.

Представитель ООО «Лик-Сервис» на указанный довод сообщил, что информация о величине тепловой нагрузки по каждому нежилому помещению за период с декабря 2013 года по июнь 2014 года была представлена в МУП «ЧКТС» в приложении к письму от 30.06.2014 № 29, что подтверждается материалами дела.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 9 апреля 2015 года по делу № 5-03/15 действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в неправомерном выставлении счетов ООО «Лик-Сервис» на оплату услуг теплоснабжения нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, за период с марта по декабрь 2014 года, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Считаю, что Комиссия обоснованно пришла к выводу о наличии в действиях МУП «ЧКТС» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

МУП «ЧКТС» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, ОАО «ЧКТС» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

  1. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям всех помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами № 354.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (далее – ОПУ) тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к указанных Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно, из расчета объема потребленной тепловой энергии по данным ОПУ, общей площади жилого или нежилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию.

МУП «ЧКТС» сообщило, что многоквартирный дом № 6, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, оснащен ОПУ тепловой энергии.

Таким образом, для расчета платы за услуги по передаче тепловой энергии МУП «ЧКТС» требуется только информация о площади нежилых помещений, находящихся в собственности ООО «Лик-Сервис».

Согласно подпункту а) пункту 3 Правил № 354 коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно с момента возникновения права собственности на помещение - собственнику помещения.

В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

ООО «Лик-Сервис» 28.03.2014 представил в МУП «ЧКТС» договоры купли-продажи, на основании которых нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, были переданы в собственность другим лицам, а именно:

  • договор купли-продажи от 05.02.2014 на нежилое помещение, общей площадью 136,7 кв. м., кадастровый номер <...> :36:0709006:359,

  • договор купли-продажи от 17.02.2014 на нежилое помещение, общей площадью 474,5 кв. м., кадастровый номер <...> :36:0709006:414,

  • договор купли-продажи от 17.02.2014 на нежилое помещение, общей площадью 220 кв. м., кадастровый номер <...> :36:0709006:361.

При таких обстоятельствах, довод МУП «ЧКТС» о том, что по письму ООО «Лик-Сервис» от 28.03.2014 невозможно идентифицировать помещения, которые необходимо исключить из договора теплоснабжения, так как информация, указанная в свидетельствах о праве собственности, представленных при заключении договора, не содержала нумерацию помещений, является необоснованным, так как к письму были приложены копии договоров купли-продажи, в которых указана информация о площади помещений, а также кадастровые номера, которые содержатся и в свидетельствах о праве собственности на указанные помещения.

Таким образом, ООО «Лик-Сервис» представило в МУП «ЧКТС» всю необходимую информацию для правильного расчета платы за услуги теплоснабжения и идентификации помещений, которые необходимо было исключить из договора теплоснабжения ТСН-1517.

Пунктом 34 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Учитывая положения пункта 3 Правил № 354, согласно которому коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, потребитель коммунальных услуг обязан вносить плату с момента возникновения права собственности на помещение.

Следовательно, прекращение права собственности предполагает, что с момента регистрации перехода права собственности на помещение прежний собственник уже не выступает в роли заказчика по договору теплоснабжения. Потребителями и сторонами договора теплоснабжения становятся новые собственники, информацию о которых ООО «Лик-Сервис» также представило МУП «ЧКТС».

Довод представителя МУП «ЧКТС», что в соответствии с Правилами № 808 существенным условием договора теплоснабжения является величина тепловой нагрузки по каждому объекту, информация о которой не была представлена ООО «Лик-Сервис», является не состоятельным по следующим основаниям.

Пунктом 18 Правил № 354 предусмотрено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров установлены Правилами № 808.

В пункте 21 Правил № 808, указано, что одним из существенных условий договора теплоснабжения является величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

Тем не менее, Правилами № 354 предусмотрено, что расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии производится исходя из расчета объема потребленной тепловой энергии по данным ОПУ, общей площади жилого или нежилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию. Данные по величине тепловой нагрузки по объектам в расчете платы не используются.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что к письму ООО «Лик-Сервис» от 30.06.2014 № 29 была приложена таблица потребления тепла за период с декабря 2013 года по июнь 2014 года и таблица распределения разрешенной нагрузки между помещениями.

Однако МУП «ЧКТС» продолжило начислять плату за услуги теплоснабжения ООО «Лик-Сервис» за период с марта по декабрь 2014 года с учетом проданных нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России правомерно признала действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в неправомерном выставлении счетов ООО «Лик-Сервис» на оплату услуг теплоснабжения нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, за период с марта по декабрь 2014 года, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 09.04.2015, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 9 апреля 2015 года исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

У МУП «ЧКТС» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: правильно выставлять счета ООО «Лик-Сервис» на оплату услуг теплоснабжения нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, за период с марта по декабрь 2014 года.

Однако МУП «ЧКТС» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в неправомерном выставлении счетов ООО «Лик-Сервис» на оплату услуг теплоснабжения нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, д. 6, за период с марта по декабрь 2014 года, являются правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Документы, на основании которых построены доказательства, подтверждающие наличие административного правонарушения:

- решение Челябинского УФАС России по делу № 5-03/15;

- материалы дела № 5-03/15.

8 июля 2015 года на основании части 1 статьи 28 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 53А-03/15 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России <***> в отношении МУП «ЧКТС» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

5 августа 2015 года на рассмотрение дела об административном правонарушении № 53А-03/15 законный представитель МУП «ЧКТС», надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения административного дела, не явился, направил представителя по доверенности от 12.01.2015.

В письме от 05.08.2015 МУП «ЧКТС» заявило ходатайство о назначении наказания по делу об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, учитывая, что разногласия по договору теплоснабжения между МУП «ЧКТС» и ООО «Лик-Сервис» были урегулированы в декабре 2014 года и предприятием был произведен перерасчет начислений за спорный период.

Кроме того, ООО «Лик-Сервис» оплату по выставленным платежным документам не производило, в связи с чем права общества не были нарушены и ущерб не был причинен.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 53А-03/15 должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольного органа в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, что выражается в ущемлении прав граждан на коммунальные ресурсы.

При этом, должностное лицо Челябинского УФАС России отмечает, что в пунктах 18 и 21 Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 и от 24.03.2005 № 5 соответственно разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Таким образом, должностное лицо Челябинского УФАС России считает, что совершенное МУП «ЧКТС» административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу № 13А-03/15, в ходе рассмотрения материалов настоящего дела не выявлено.

Челябинским УФАС России установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность МУП «ЧКТС»: оказание предприятием социально значимых услуг; оказание МУП «ЧКТС» содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное устранение правонарушения до вынесения решения по делу № 5-03/15.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

У МУП «ЧКТС» имелась возможность для соблюдения правил и норм антимонопольного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Доказательств того, что МУП «ЧКТС» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» представлено не было.

Учитывая характер совершенного правонарушения должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о необходимости наложить МУП «ЧКТС» административный штраф.

Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, должностное лицо Челябинского УФАС России запросило у МУП «ЧКТС» информацию, необходимую для расчета суммы штрафа, а именно:

  1. 1. Сведения о совокупной сумме выручки, полученной МУП «ЧКТС» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2014 год, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

  2. 2. Копии бухгалтерской отчетности МУП «ЧКТС» за 2014 год с отметкой налогового органа: форму № 1 по ОКУД «Бухгалтерский баланс», форму № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (в редакции от 04.12.2012). В случае если вашей организацией применяется специальный налоговый режим необходимо представить налоговую отчетность с отметкой налогового органа, заполняемые в связи с применением специального налогового режима: налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 № 58н (редакции от 20.04.2011, с изменениями от 20.08.2012), или налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденную приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 23.01.2012 № ММВ-7-3/13;

  3. 3. Сведения о сумме выручки, полученной МУП «ЧКТС» от оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории г. Челябинска по итогам 2014 года, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

  4. 4. Сведения о сумме выручки, полученной МУП «ЧКТС» от оказания услуг по передаче тепловой энергии, проживающим в многоквартирном доме № 6, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Расковой, по итогам 2014 года, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Согласно представленной информации совокупная сумма выручки, полученная МУП «ЧКТС» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2014 год, составляет 9 450 645, 00 рублей.

МУП «ЧКТС» сообщило, что не может сообщить информацию о сумме выручки, полученной предприятием от оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории г. Челябинска, так как не может выделить данную услугу из совокупной выручки.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составляет 100 000 рублей.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Должностное лицо Челябинского УФАС России с учетом требований Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, учитывая смягчающее обстоятельство, а также конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, что является санкцией менее минимального размера, указанного в соответствующей административной санкции (100 000 рублей), но соразмерно совершенному административному правонарушению.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать МУП «ЧКТС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить на МУП «ЧКТС» административный штраф в размере 50 000 рублей (пятьдесят тысяч рублей 00 копеек).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК 04750100, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 27448005075744801001.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2015 года в присутствии: представителя МУП «ЧКТС», ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области <***>

По решению лица, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления отложено до 06.08.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 06.08.2015.

Связанные организации

Связанные организации не указаны