Решение №АК/2885/23 Голубев от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/18-278/2023

 

Резолютивная часть оглашена 27 февраля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 07 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее — Комиссия):

 

Председателя Комиссии:

 

Членов Комиссии:

А.А. Козловой – руководителя Челябинского УФАС России;

М.А. Заводской – начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

Л.Е. Дубровиной специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело 074/05/5-10/2023, возбужденное по факту по факту распространения в социальной сети «Вконтакте» недостоверной рекламной информации от компании «WOW ROLLS» следующего содержания: «Вкусные доступные роллы и суши с доставкой до 60 минут. Скидки в нашем приложении до 70%. Дарим сет роллов за скачивание мобильного приложения», с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), к участию в котором привлечены: заявитель ______________________________________________________________________________ _________________(далее — заявитель), лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства — ИП Голубев Павел Валерьевич (ИНН 121509624094 ОГРНИП 320121500015961) (далее — ИП Голубев П.В. в присутствии законного представителя ИП Голубева П.В., подключившегося посредством TrueConf,

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление физического лица по факту распространения в социальной сети «Вконтакте» недостоверной рекламной информации от компании «WOW ROLLS» следующего содержания: «Вкусные доступные роллы и суши с доставкой до 60 минут. Скидки в нашем приложении до 70%. Дарим сет роллов за скачивание мобильного приложения».

В качестве доказательств заявителем предоставлены скриншоты переписки, из содержания которых усматривается, что для получения бесплатного сета необходимо сделать заказ на минимальную сумму 799 рублей, что не указано в рекламном объявлении.

Указанные скриншоты были вынесены на обсуждение членами Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России.

Перед членами Экспертного совета поставлен вопрос: «Создается ли впечатление, что доставка роллов и суши «WOW ROLLS» за скачивание приложения дарит сет роллов в подарок»? По результатам проведения установлено, что большинство опрошенных дали положительный ответ. Результаты опроса зафиксированы в протоколе заседания заочного экспертного совета по применению законодательства о рекламе №4 от 16.11.2022.

Челябинским УФАС России в рамках рассмотрения заявления направлен запрос ООО «Вконтакте» о направлении сведений о лице, разместившем указанную рекламу. Однако ответ на запрос до настоящего времени не поступил.

По указанной заявителем информации был осуществлен переход на страницу «WOW ROLLS» в социальной сети «Вконтакте» и составлен акт осмотра № 153-2022 от 23.12.2022.

В ходе осмотра выявлено, что размещенная реклама не является достоверной, поскольку для получения бесплатного сета необходимо сделать заказ на минимальную сумму 799 рублей.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен переход по ссылке на сайт компании «WOW ROLLS», где в разделе «реквизиты» указано, что ответственным лицом является ИП Голубев Павел Валерьевич (ИНН 121509624094 ОГРНИП 320121500015961).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

В социальной сети «ВКонтакте» распространялась недостоверная рекламная информация от компании «WOW ROLLS» следующего содержания: «Вкусные доступные роллы и суши с доставкой до 60 минут. Скидки в нашем приложении до 70%. Дарим сет роллов за скачивание мобильного приложения».

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из содержания представленных заявителем скриншотов, усматривается, что данная информация содержит предложение установить мобильное приложение в обмен на подарок.

Таким образом, информация, распространяемая в социальной сети «ВКонтакте», является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам компании.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Из представленных заявителем материалов следует, что компания «WOW ROLLS» предоставляет каждому, кто установит мобильное приложение, сет роллов в подарок. Однако при обращении потребителя компания предъявляет дополнительные условия для получения услуги — заказать товары на сумму от 799 рублей. Поскольку это условие не было указано в рекламе, она является недостоверной. Таким образом, распространение указанной рекламы противоречит части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем следует признать Индивидуального предпринимателя Голубева Павла Валерьевича (ИНН 121509624094 ОГРНИП 320121500015961), как лицо, осуществившее распространение рекламы.

ИП Голубевым П.В. представлены письменные пояснения, согласно которым распространение указанного рекламного объявления прекращено.

Принимая во внимание факт добровольного прекращения распространения ненадлежащей рекламы со стороны ИП Голубева П.В., Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи ИП Голубеву П.В. предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Голубевым П.В. (ИНН 121509624094 ОГРНИП 320121500015961) в социальной сети «Вконтакте» следующего содержания: «Вкусные доступные роллы и суши с доставкой до 60 минут. Скидки в нашем приложении до 70%. Дарим сет роллов за скачивание мобильного приложения», поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Голубеву П.В. не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Голубева П.В.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии А. А. Козлова

 

 

Члены Комиссии: М.А. Заводская

 

 

Л. Е. Дубровина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны