Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 54-14.3ч.1/18 об административ... от 10 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Кредитный потребительский кооператив «Экспресс Кредиты»

 

ул. Ленина, д. 82, пом. 6, с. Кунашак, Кунашакский р-н, Челябинская область, 456730

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     по делу  № 54-14.3ч.1/18 об административном правонарушении

02 июля 2018 года                                                                                                   г. Челябинск

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), Козлова Анна Алексеевна, рассмотрев протокол № 54-14.3ч.1/18 об административном правонарушении, составленный 18 мая 2018 года заместителем руководителя-начальником отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией <…>, и материалы административного дела № 54-14.3ч.1/18, возбужденного в отношении Кредитного потребительского кооператива «Экспресс Кредиты» (ОГРН 1177456017640 ИНН/КПП 7460033537/ 746001001, дата регистрации в качестве юридического лица 17.03.2017, адрес регистрации: ул. Ленина, д. 82, пом. 6, с. Кунашак, Кунашакский р-н, Челябинская область, 456730) (далее – КПК «Экспресс Кредиты»), размещения в СМИ «Столичная утренняя газета Metro» (Москва), № 49 (177/3814) от 27 сентября 2017 года рекламы с нарушением требований пункта 2 части 3статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

           в отсутствие законного представителя КПК «Экспресс Кредиты», либо представителя по доверенности,

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <…>,

                                                                  УСТАНОВИЛА:

в Челябинское УФАС России поступило заявление Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение Челябинск, Заявитель) по факту размещения ненадлежащей рекламы КПК «Экспресс Кредиты».

В СМИ «Столичная утренняя газета Metro» (Москва), № 49 (177/3814) от 27 сентября 2017 года на странице 8 на периферии страницы размещена реклама КПК «Экспресс Кредиты» со сведениями: «Премьера Агентство недвижимости… Принимаем Сбережения от 100 000 руб. до 40 % годовых… Сбережения принимаются КПК «Экспресс Кредиты» ОГРН 1177456017640… Общий срок проведения акции с 01 по 30 сентября 2017г. Реклама», присутствует таблица расчета процентов:

 

Сбережения

Условия

Процент

Ежемесячный доход

500 000

4 мес.

25%

10 417 руб.

500 000

6 мес.

30%

12 500 руб.

500 000

8 мес.

35%

14 583 руб.

500 000

12 мес.

40%

16 667 руб.

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ

 В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в СМИ «Столичная утренняя газета Metro» (Москва), № 49 (177/3814) от 27 сентября 2017 года, предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к услугам, оказываемым КПК «Экспресс Кредиты», имеет конечной целью реализацию данных услуг, соответственно, указанная информация является рекламой и, следовательно, должна соответствовать требованиям рекламного законодательства.

Пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ  от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Деятельность кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации).

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.

КПК «Экспресс Кредиты» является членом НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс», следовательно, должен соблюдать обязательные требования Стандарта, разработанного НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс».

Пунктом 4 Стандарта установлено ограничение максимального размера платы за использование привлеченных денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков): максимальная процентная ставка для расчета размера платы с учетом всех начислений и выплат не должна превышать более чем в 1,9 раза ключевую ставку, установленную Банком России на дату заключения договора.

В период проведения акции по привлечению денежных средств с выплатой обещанного в рекламе дохода в размере 40 % годовых (сентябрь 2017 года) величина ключевой ставки Банка России составляла 9 % (с 01 по 17 сентября) и 8,5 % (с 18 по 31 сентября).

Таким образом, размер процентных платежей за пользование привлеченными денежными средствами пайщиков фактически мог составить не более 17, 1 % и 16,15 %.

Из анализа рекламной информации, размещенной в СМИ «Столичная утренняя газета Metro», следует, что КПК «Экспресс Кредиты» принимает сбережения с выплатой процентов до 40% годовых.

Однако с учетом приведенных норм КПК «Экспресс Кредиты» размер процентных платежей за пользование привлеченными денежными средствами в период проведения акции – в сентябре 2017 года, не могло составлять более 17, 1 % и 16,15 % за определенные периоды.

Таким образом, поскольку КПК «Экспресс Кредиты» не представлено информации и документов, подтверждающих соответствие действительности присутствующих в рекламе сведений о привлечении денежных средств с выплатой обещанного дохода в размере 40 % годовых, а Челябинским УФАС России не получено, то такие сведения с учетом приведенных норм являются несоответствующими действительности, а, следовательно, реклама является нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Рекламодателем является КПК «Экспресс Кредиты», которое, согласно имеющейся в рекламе информации принимает сбережения.

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением по делу № 02-08/2017 Комиссии Челябинского УФАС России от 15 марта 2018 года.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции коммерческие организации за нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина КПК «Экспресс Кредиты» выразилась в необеспечении выполнения требований законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении рекламы со сведениями о привлечении денежных средств с выплатой обещанного дохода в размере 40 % годовых, в результате чего допущено нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ  от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

Реклама КПК «Экспресс Кредиты» с нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе размещалась в СМИ «Столичная утренняя газета Metro» (Москва), № 49 (177/3814) от 27 сентября 2017 года. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности КПК «Экспресс Кредиты» за данное нарушение истекает 27 сентября 2018 года. 

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих КПК «Экспресс Кредиты»  надлежащему соблюдению требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, Челябинским УФАС России не выявлено.

У КПК «Экспресс Кредиты» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Однако КПК «Экспресс Кредиты»  не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах КПК «Экспресс Кредиты» признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих вину КПК «Экспресс Кредиты» в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. КоАП РФ дополнена  статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 указанного закона данные изменения вступают в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2016).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 120 млн. рублей;

малые предприятия - 800 млн. рублей;

средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Согласно выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр) по состоянию на 17 мая 2018 года КПК «Экспресс Кредиты» включено в Реестр 10 апреля 2017 года и является микропредприятием.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

КПК «Экспресс Кредиты» впервые совершило нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом того, что КПК «Экспресс Кредиты» является субъектом малого бизнеса, а также при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением юридического лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание

Руководствуясь статьями 4.1.1., 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 КоАП РФ,

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать виновным КПК «Экспресс Кредиты» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. В соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ объявить КПК «Экспресс Кредиты» официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Руководитель                                                                                                               А. А. Козлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны