Решение б/н Решение и предписание № 541-ж/2018 по жалобе ООО «Контракт» от 6 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 541-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23.08.2018

В полном объеме решение изготовлено 28.08.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

рассмотрев жалобу ООО «Контракт», в присутствии:

- представителя МУЗ Агаповская ЦРБ администрации Агаповского муниципального района (далее – заказчик) <…> действующего на основании доверенности от 22.08.2018,

в отсутствие представителей ООО «Контракт» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 16.08.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт Светлогорской врачебной амбулатории п. Светлогорский МУЗ Агаповская ЦРБ по адресу: 457418., Челябинская обл., Агаповский район., п. Светлогорский., ул. Школьная д.15 (изв. № 0369300370718000064) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 02.08.2018 заказчик объявил о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 554 235 рублей 00 копеек.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 17.08.2018 10:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает на следующее.

1. Заказчик указал в Информационной карте неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки.

2. Заказчиком уменьшен срок подачи заявок на участие в аукционе.

3. Заказчик установил требование к участникам и к декларированию участниками пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников, попадающих под запрет.

4. Заказчик не установил требование к участникам и к декларированию участниками пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.

5. Заказчик не установил требование к участникам по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.

6. Заказчик неправомерно указал требование предоставления в первой части заявки только согласия, чем нарушил требования части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

7. Заказчик неправомерно требует предоставления участниками закупки в составе второй части заявки свидетельства СРО.

8. Требование в документации по цвету поставляемого товара «цвет по выбору заказчика» не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены.

9. Техническое задание в нарушение требований законодательства о контрактной системе содержит указание на товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент».

Представитель заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился и пояснил, что аукционная документация составлена с соблюдением положений законодательства о контрактной системе.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Так, согласно извещению об осуществлении закупки, а также пункту 18 аукционной документации окончанием срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме является 17.08.2018 10:00, тогда как пункт 29 аукционной документации предусматривает дату начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе – «с 14 марта 2016 г. по 18 марта 2016 г.», что не соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

 

2. В силу части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 554 235 рублей 00 копеек.

Извещение об осуществлении закупки опубликовано заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 02.08.2018 11:35.

При этом, окончанием срока подачи заявок на участие в таком аукционе согласно извещению является 17.08.2018 10:00.

Вместе с тем, согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Кроме того, пункт 1 статьи 194 ГК РФ предусматривает, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе согласно положениям гражданского законодательства должен быть установлен не ранее 17.08.2018 23:59.

При этом, поскольку 18.08.2018 является нерабочим днем, то в силу статьи 193 ГК РФ окончанием срока подачи заявок на участие в аукционе должно являться 20.08.2018.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе сокращен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе.

 

3. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрены единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, заказчиком в подпункте 5 пункта 16 аукционной документации данное требование установлено не в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

 

4. Пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки:

участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, данное требование в нарушение пункта 7.1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не нашло своего отражения в аукционной документации.

 

5. Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Однако указанное требование в нарушение пункта 11 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе также не нашло своего отражения в аукционной документации.

 

6. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Вместе с тем, в пункте 13 аукционной документации заказчиком установлено, что «Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:

а) согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (ст 66 ч3 п2 а)».

Таким образом, требования к содержанию первой части заявки установлены заказчиком не в соответствие с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

7. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации наименованием объекта закупки является ремонт Светлогорской врачебной амбулатории п. Светлогорский МУЗ Агаповская ЦРБ по адресу: 457418., Челябинская обл., Агаповский район., п. Светлогорский., ул. Школьная д.15.

При этом, в подпункте 1 пункта 16 аукционной документации требование, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, продублировано заказчиком без конкретизации в соответствие с объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Так, согласно пункту 13 аукционной документации в требованиях к составу второй части заявки заказчик указал, что участник должен иметь свидетельство СРО (саморегулируемые организации строителей), что является допуском к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.

Как следует из доводов жалобы, заявитель указывает, что согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс внесены изменения, согласно которым Заказчик с 1 июля 2017 года должен требовать не наличие свидетельства о допуске к определенным видам работ, а членство в СРО участника закупки.

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, установленное заказчиком к составу второй части заявки участников закупки требование о предоставлении свидетельства СРО в части подтверждения соответствия участников закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 52 ГрК РФ, нарушает пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

8. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом, функциональные свойства характеризуют основное назначение товаров. Технические и качественные характеристики представляют собой совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Предметом закупки является ремонт Светлогорской врачебной амбулатории п. Светлогорский МУЗ Агаповская ЦРБ по адресу: 457418., Челябинская обл., Агаповский район., п. Светлогорский., ул. Школьная д.15.

Согласно пункту 4 аукционной документации описание объекта закупки указано в Техническом задании (Приложение№ 1).

Так, в Техническом задании заказчиком в отношении закупаемых работ по позициям «Стены», «Полы», «Потолок», «Окна», «Кровля», в качестве характеристики предусмотрен цвет, который определяется по согласованию с заказчиком.

Исходя из спецификации, не представляется возможным установить, какого цвета должны быть материалы, используемые при выполнении работ. Более того, содержащееся в аукционной документации требование к цвету материалов характеризует не функциональные, технические и качественные свойства, а условие исполнения контракта. При этом, в документации о закупке не определены порядок, сведения о наиболее предпочтительном для заказчика цвете, а также сроки, в которые должно быть согласовано условие о цвете поставляемого материала. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о неопределенности условий исполнения контракта, что, в свою очередь, является нарушением пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

9. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Техническое задание аукционной документации содержит указание на товарные знаки материалов, используемых при выполнении работ, без сопровождения словами «или эквивалент» (например, Makrofleks, КНАУФ).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Следовательно, при проведении электронного аукциона в описании объекта закупки допускается указывать товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент», а также с определением характеристик, позволяющих предложить эквивалентный товар, в том числе при выполнении работ.

Вместе с тем, описание объекта закупки не содержит характеристик материалов, используемых при выполнении работ, позволяющих определить условия эквивалентности, о чем указано в части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в Техническом задании, не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.

 

1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Однако в извещении о проведении электронного аукциона № 0369300370718000064 не установлены конкретные требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона № 0369300370718000064 не установлены порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, что не соответствует пунктам 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, положения части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ изложены в новой редакции.

Так, согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Тогда как подпунктом 1 пункта 13 аукционной документации предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Аналогичный образом не в соответствие с действующей редакцией на дату публикации извещения об осуществлении закупки в нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком изложены требования ко второй части заявки участников закупки в подпункте 2 пункта 13 аукционной документации.

Помимо указанного, следует отметить, что в настоящее время законодательством о контрактной системе предоставление участником закупки декларации, указанной в пункте 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, предусмотрено только с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, тогда как подпункт 2 пункта 13 аукционной документации предполагает предоставление такого документа на бумажном носителе в произвольной форме.

На основании изложенного, следует вывод о том, что требования ко второй части заявки участников закупки установлены заказчиком не в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствие с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Извещение об осуществлении закупки № 0369300370718000064 содержит ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вместе с тем, требование о предоставлении с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки во второй части заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в пункте 13 аукционной документации отсутствует, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что подпункт 8 пункта 16 аукционной документации упоминает о следующем

«- участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями (предоставление декларации о своей принадлежности к субъекту малого предпринимательства (п.3 ст.30 44-ФЗ). Участники запроса котировки подают декларацию в произвольной форме)».

Однако данный пункт аукционной документации содержит требования к участникам закупки, в связи с чем указание в нем о необходимости предоставления участниками закупки декларации о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства необоснованно.

 

4. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, пунктом 13 аукционной документации, пунктом 7 Технического задания аукционной документации предусмотрено, что «специалист подрядной организации должен иметь квалификационный аттестат установленного образца по организации строительства, зарегистрированный в Национальном реестре. Копия приказа и аттестата предоставляются Заказчику», что противоречит положениям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

5. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должны содержаться условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность материала, используемого при выполнении работ (пункт 8 Технического задания (Приложение 1 к муниципальному контракту), пункт 4.5 проекта контракта), возлагают на заказчика обязанность установить в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, какие именно документы, подтверждающие качество и безопасность материалов, необходимо представить подрядчику.

Пунктом 8 Технического задания (Приложение 1 к муниципальному контракту) установлено, что качество строительных материалов, изделий, конструкций и систем, применяемых подрядчиком для строительства должны соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП и других нормативных документов, технических условий и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы.

Исходя из положений документации, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, не конкретизированы предоставляемые подрядчиком документы, подтверждающие качество и безопасность материалов (товаров).

 

6. В силу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Так, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Согласно извещению об электронном аукционе № 0369300370718000064 наименованием объекта закупки является ремонт Светлогорской врачебной амбулатории п. Светлогорский МУЗ Агаповская ЦРБ по адресу: 457418., Челябинская обл., Агаповский район., п. Светлогорский., ул. Школьная д.15, то есть не строительство и не реконструкция объектов капитального строительства.

Вместе с тем, заказчиком в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в проект контракта (пункт 2.1.2 проекта контракта) включена обязанность подрядчика по соблюдению требований постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570.

 

7. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пункт 4.6 проекта контракта предусматривает, что не позднее 5 (пяти) дней со дня получения соответствующего уведомления Подрядчика Заказчик обязан провести экспертизу (своими силами либо с привлечением эксперта или экспертной организации в случаях, установленных ФЗ от 5.04.2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») работ, предусмотренных контрактом, на соответствие его условиям контракта.

В соответствии с пунктом 4.14 проекта контракта работы считаются принятыми в день подписания (без замечаний) Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (форма КС - 2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС - 3).

При этом, проект контракта в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не содержит ни срока осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), ни срока оформления результатов такой приемки.

 

8. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Однако в нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе данное условие не нашло своего отражения в проекте контракта.

 

9. В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Однако указанная мера ответственности не нашла своего отражения в проекте контракта.

 

10. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 10.2 проекта контракта предусмотрено, что настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания контракта и действует до 30.11.2018 года, в части взаиморасчетов и гарантийных обязательств до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Таким образом, из сведений, содержащихся в проекте контракта, документации о закупке, извещении о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к минимальному сроку действия обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Контракт» на действия заказчика обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 3 статьи 63, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64, части 3, пункта 2 части 5 статьи 66, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пунктов 1, 2 части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

по делу № 541-ж/2018

23 августа 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

на основании решения Челябинского УФАС России от 23.08.2018 по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт Светлогорской врачебной амбулатории п. Светлогорский МУЗ Агаповская ЦРБ по адресу: 457418., Челябинская обл., Агаповский район., п. Светлогорский., ул. Школьная д.15 (изв. № 0369300370718000064) (далее — аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУЗ Агаповская ЦРБ администрации Агаповского муниципального района со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) или получения* заказчиком предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

2. Аукционной комиссии по Аукциону (изв. №0369300370718000064) в срок до 31.08.2018 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, и передать указанное решение МУЗ Агаповская ЦРБ администрации Агаповского муниципального района для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».

3. МУЗ Агаповская ЦРБ администрации Агаповского муниципального района в срок до 05.09.2018:

3.1. разместить сведения о решении Аукционной комиссии по Аукциону об отмене протоколов в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направить их оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ»;

3.2. принять решение об отмене Аукциона и разместить сведения об указанном решении в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 28.08.2018 обеспечить МУЗ Агаповская ЦРБ администрации Агаповского муниципального района, аукционной комиссии по Аукциону возможность исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания.

5. МУЗ Агаповская ЦРБ администрации Агаповского муниципального района в подтверждение исполнения предписания в срок до 10.09.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене Аукциона, копию решения Аукционной комиссии по Аукциону об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, доказательства размещения сведений об указанном решении, а также решения заказчика об отмене Аукциона в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) для приобщения к материалам дела).

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ» в подтверждение исполнения предписания в срок до 10.09.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действие предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

* Предписание подлежит исполнению с момента его получения в случае, если предписание получено заказчиком ранее размещения его в единой информационной системе, в остальных случаях, предписание должно быть исполнению с момента его размещения в единой информационной системе

Связанные организации

Связанные организации не указаны