Предупреждение б/н Предупреждение № 11-07/22 от 24 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Главе Симского городского округа

Гафарову Р.Р.

Челябинская область, г.Сим, ул.Пушкина, д. 6, кабинет 201

admsim@chel.surnet.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 11-07/22

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

24 мая 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) на основании материалов, поступивших из Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, проведена оценка действий по передаче муниципального имущества Симского городского поселения ООО «Благоустройство» на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

С целью изучения обстоятельств и фактов, изложенных в материалах, Челябинским УФАС России направлены запросы в адрес Администрации Симского городского поселения Челябинской области (далее — Администрация), ООО «Благоустройство».

По результатам рассмотрения и анализа содержания материалов, а также поступивших сведений и документов от Администрации, ООО «Благоустройство», Антимонопольным органом установлено следующее.

На основании Выписки из реестра муниципальной собственности Симского городского поселения от 11.03.2022 в реестр муниципальной собственности Симского городского поселения внесены следующие объекты:

  1. Сварочный аппарат Е315 — дата ввода в эксплуатацию: 01.09.1986;
  2. Контора по ул. Симская — дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1958;
  3. Нежилое здание - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1979;
  4. Вн.ливн.канал.котельной. хва - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1978;
  5. Внекварт.сети канализации д, 4 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1980;
  6. Внеквартальная канализация - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1978;
  7. Водостоки - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1968;
  8. Дисцилятор Д-2 - дата ввода в эксплуатацию: 01.11.1984;
  9. Постройки очистных сооружений -дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1966;
  10. Постройки очистных сооружений - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1984;
  11. Самотечный коллектор канализации - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1983;
  12. Самотечный коллектор очистных - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1968;
  13. Сети канализации на в/зоне - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1982;
  14. Наружные сети канализации - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1980;
  15. Насос Гном 25-20 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.2002;
  16. Насос Гном 25-20 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.2003;
  17. Насос 5Ф ТУ 2606 фекал. - дата ввода в эксплуатацию: 30.03.2005;
  18. Насос СД-В 250/200/400 - дата ввода в эксплуатацию: 26.12.2005;
  19. Насос СМ 150 125 315а/4 - дата ввода в эксплуатацию: 01.08.2002;
  20. Насос ФГ 144/10.5 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1983;
  21. Насос ФГ 144/10.5 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1983;
  22. Насос ФГ 144/10.5 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1983;
  23. Насос ФГ 144/46 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1982;
  24. Насос ФГ 144/46 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1983;
  25. Насос ФГ 144/46 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1983;
  26. Насос ФГ 144/46 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1983;
  27. Насос ФГ 450/22,5 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1985;
  28. Насос ФГ 450/22,5 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1985;
  29. Насос тип АНС - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1993;
  30. Насос тип АНС - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1993;
  31. Нестандартное оборудование - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1978;
  32. Оборудование (комплект) - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1978;
  33. Автоклав - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1967;
  34. Аэрационная система «Полипор» - дата ввода в эксплуатацию: 01.10.2004;
  35. Двигатель А180М4 У3 30*1500 - дата ввода в эксплуатацию: 01.12.2006;
  36. Кромка водосборная - дата ввода в эксплуатацию: 31.08.2005;
  37. Термостат ТС 80 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1988;
  38. Токарно-винт.станок ТВ 320 - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1961;
  39. Турбокомпрессор воздушный - дата ввода в эксплуатацию: 01.11.2006;
  40. Электродвигатель 40 квт - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1996;
  41. Электродвигатель 40 квт - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1996;
  42. Электродвигатель 55 квт - дата ввода в эксплуатацию: 01.06.2004;
  43. Электродвигатель 75 квт - дата ввода в эксплуатацию: 01.01.1996;
  44. Электродвигатель А 225 М2 - дата ввода в эксплуатацию: 01.05.2005;
  45. Электродвигатель 30/1500АД180М41М1081 - дата ввода в эксплуатацию: 01.10.2006 (далее — объекты муниципальной собственности).

Согласно письменным пояснениям Администрации, объекты водоотведения не поставлены на кадастровый учет и надлежащим образом не зарегистрировано право собственности.

Согласно Решению Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2021 по делу А76-49356/2020 ООО «Городские очистные сооружения», ранее являющейся единственной организацией, осуществляющей (имеющей возможность осуществлять) деятельность по водоотведению на территории Симского городского поселения, признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком до 03.12.2021. Согласно Определению Арбитражного суда Челябинской области от 02.12.2021 срок конкурсного производства продлен до 02.06.2022.

В связи с невозможностью ООО «Городские очистные сооружения» вести хозяйственную деятельность, а также оказывать надлежащим образом услуги по водоотведению потребителям Симского городского поселения, МО «Симское городского поселения» прекратило договор аренды муниципального имущества с ООО «Городские очистные сооружения».

К письменным пояснениям Администрация представила договор аренды № 1 от 16.12.2021, заключенный между Муниципальным образованием «Симское городское поселение» в лице Главы Симского городского поселения и ООО «Благоустройство» в отношении объектов муниципальной собственности, сроком на 11 месяцев.

Кроме того, Администрация указала, что, находясь в состоянии крайней необходимости для бесперебойного обеспечения жителей города водоотведением, между Администрацией и ООО «Благоустройство» был заключен договор аренды № 1.

В данный момент Администрацией проводится работа по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на некоторые объекты, включенные в договор, после проведения которой будет проведена конкурсная процедура на заключение договора аренды или концессионного соглашения на объекты водоотведения на территории Симского городского поселения.

Кроме того, Администрацией (от 23.05.2022 вх. № 6703-ЭП/22) представлены пояснения, согласно которым Администрация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. От имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности Симского городского поселения, осуществляет администрация Симского городского поселения на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Совета депутатов (часть 3 статьи 44 Устава Симского городского поселения).

На данный момент Администрацией объявлен электронный аукцион на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты водоотведения Симского городского поселения в целях постановки на государственных кадастровый учет, ИКЗ 0169300035922000006. 23.05.2022 дата проведения электронного аукциона. После выполнения кадастровых работ объекты водоотведения будут поставлены на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов, а также зарегистрированы в муниципальную собственность.

По результатам рассмотрения документов и сведений, полученных в ходе рассмотрения заявления, Антимонопольный орган приходит к следующим выводам.

Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 1 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении).

На основании указанных положений Закона о водоснабжении и водоотведении в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоснабжению: организация осуществляет водоснабжение и эксплуатирует в этих целях водопроводные сети; к этим сетям присоединено наибольшее количество абонентов. При отсутствии указанных признаков орган местного самоуправления не вправе определять гарантирующую организацию в силу прямого противоречия части 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 37 Устава Симского городского поселения (далее — Устав) к полномочиям Администрации поселения входит, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Кроме того, Администрация организует в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 2 статьи 37 Устава).

От имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности Симского городского поселения, осуществляет администрация Симского городского поселения на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Совета депутатов (часть 3 статьи 44 Устава).

Антимонопольным органом установлено, что согласно Выписке из реестра муниципальной собственности Симского городского поселения, объекты, переданные по договору аренды, входят в состав объектов муниципальной собственности Симского городского поселения. Основанием внесения в реестр является Закон Челябинской области № 353-ЗО «О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Симским городским поселением, принятый 28.06.2012 (далее — Закон Челябинской области № 353-ЗО).

Вместе с тем, Администрацией не было зарегистрировано право собственности на объекты, являющихся предметом договора аренды № 1. Кроме того, факт отсутствия надлежащим образом оформленного права собственности Администрацией не опровергается. Документов, подтверждающих принятие мер, направленных на оформление права собственности, с 2012 года Администрацией не представлено.

В результате между Главой Симского городского поселения и ООО «Благоустройство» заключен договор аренды от 16.12.2021 № 1 в отношении муниципального имущества, сроком на 11 месяцев, в нарушение требований законодательства, а также Устава Симского городского поселения.

Кроме того, Главой Симского городского поселения вынесено Постановление от 14.12.2021 № 204 «О внесении изменений в Постановление от 18.11.2014 № 178 «Об определении гарантирующей организации», согласно которому ООО «Благоустройство» определено в качестве гарантирующей организации в сфере водоотведения.

Вместе с тем, Устав Симского городского поселения не содержит полномочий Главы Симского городского поселения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, а также по определению гарантирующей организации в сфере водоотведения.

Таким образом, у Главы Симского городского поселения отсутствовали основания заключения договора аренды № 1 в отношении объектов муниципальной собственности с ООО «Благоустройство», поскольку полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Администрация.

Стоит отметить, что по договору аренды № 1 переданы объекты муниципальной собственности движимого и недвижимого имущества.

Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации со дня официального опубликования указанного Федерального закона, т.е. с 8 мая 2013 года, и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, в соответствии частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.

Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 такой статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения, а также с учетом требований, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты водоотведения без учета требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.

Челябинским УФАС России установлено, что объекты муниципальной собственности, переданные по договору аренды № 1 были введены в эксплуатацию более 5 лет, что свидетельствует о необходимости обязательного заключении концессионного соглашения.

Стоит отметить, что в случаях, если объекты недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связаны между собой, такое имущество передается по концессионному соглашению.

В случаях, когда недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически и функционально не связано между собой, то есть может самостоятельно использоваться в хозяйственной деятельности как самостоятельный объект, такое имущество передается по договору аренды, с учетом требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Вопреки требованиям, предусмотренным Законом о концессионных соглашениях, Законом о защите конкуренции, между Главой Симского городского поселения и ООО «Благоустройство» заключен договор аренды от 16.12.2021 № 1 без проведения торгов.

Таким образом, действия Главы Симского городского поселения, выразившиеся в передаче объектов муниципальной собственности по договору аренды от 16.12.2021 № 1 ООО «Благоустройство», не обладающего полномочиями по распоряжению имуществом без проведения процедуры торгов, а также по определению гарантирующей организацией, привели к созданию преимущественных условий осуществления деятельности ООО «Благоустройство».

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

На основании изложенного, в связи осуществлением действий Главы Симского городского поселения по передаче объектов муниципальной собственности по договору аренды от 16.12.2021 № 1 ООО «Благоустройство» без проведения процедуры торгов, не обладающего полномочиями по распоряжению имуществом, а также по определению гарантирующей организацией, что в совокупности может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ввиду создания отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий доступа к муниципальному ресурсу, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Главу Симского городского поселения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 15 июля 2022 года.

Главе Симского городского поселения необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем:

1. Информирования ООО «Благоустройство» о прекращении договора аренды от 16.12.2021 № 1 в отношении объектов муниципальной собственности, а также о необходимости возврата данных объектов в муниципальную казну;

2. Принятия мер по возврату в муниципальную казну имущества (объектов муниципальной собственности), переданных ООО «Благоустройство» по договору аренды 16.12.2021 № 1.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих информирование ООО «Благоустройство» о прекращении договора аренды 16.12.2021 № 1, с приложением документов о направлении указанной информации в адрес хозяйствующего субъекта, подписанного акта приема-передачи имущества, подтверждающего возврат имущества и иное).

Связанные организации

Связанные организации не указаны