Решение б/н Решение № 545-ж/2015 от 3 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 27 августа 2015 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:    ……………………    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    ……………………    -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    ……………………    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП ……………………на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области (изв. №0169200000115000126) в присутствии:
- представителей Министерства социальных отношений Челябинской области, действующих на основании доверенности № 26-Ю от 22.07.2015 года, доверенности №17-Ю от 29.04.2015 года; доверенности № 27-Ю от 22.07.2015 года;
- представителя ИП ……………………, действующего на основании доверенности от 01.08.2015;
- представителя Главного контрольного управления Челябинской области, действующего на основании удостоверения,
УСТАНОВИЛА:

    В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП ……………………на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области (изв. №0169200000115000126) (далее - закупка).
    Согласно представленным документам Министерство социальных отношений Челябинской области (далее – заказчик) 12.08.2015 года объявило о проведении электронного аукциона на оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0169200000115000126 об осуществлении закупки.
    Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 2 994 466 рублей 80 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 20.08.2015 в 10 часов 00 минут.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 21.08.2015 на участие в закупке поступило 8 заявок. Участнику с заявкой под номером 7 отказано в допуске к участию в аукционе, по причине несоответствия представленной заявки требованиям документации о закупке. Остальные заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе.
 В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 24.08.2015 все  допущенные участники приняли участие в аукционе. Снижение цены контракта составило 70,49 % от установленной заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что заказчиком неправомерно в объект закупки включено условие о поставке слуховых аппаратов, а также работ по настройке слуховых аппаратов и оказанию лицензируемых услуг по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей, которые могут быть выполнены (проставлены, оказаны) различными хозяйствующими субъектами, что, по мнению заявителя, противоречит частям 2,3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Кроме того, заявитель считает, что к области компетенции Министерства социальных отношений Челябинской области не относится такой вид деятельности как оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию.
Также по мнению заявителя, ушные вкладыши для каждого инвалида должны изготавливаться отдельно и до принятия решения о предоставлении ему в рамках проведения реабилитационных мероприятий конкретного вида (типа) слухового аппарата.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Перечисленные виды деятельности (поставка слухового аппарата, изготовление индивидуального ушного вкладыша индивидуального изготовления, настройка слухового аппарата) технологически и функционально взаимосвязаны, поскольку являются необходимой составной частью услуги по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами. При этом оказание услуг по слухопротезированию должно осуществляться на основании медицинской лицензии по сурдологии-оториноларингологии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании изложенного представители заказчика считают доводы жалобы необоснованными.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
 При этом исходя из требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее – Перечень). Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 240 определены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),  протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
Согласно статье 11.1 Закона о социальной защите инвалидов к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются в том числе протезные изделия, включая слуховые аппараты. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение статьи 10 Закона о социальной защите инвалидов Правительством Российской Федерации принято 30 декабря 2005 г. Распоряжение № 2347-р об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень состоит из 3 разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги. При этом в раздел «Технические средства реабилитации» включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Согласно Приложению №1 к информационной карте в состав услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области входит:
- прием врача сурдолога-оториноларинголога;
- принятие врачом сурдологом-оториноларингологом решения о возможности слухопротезирования или наличия противопоказаний к слухопротезированию на момент обращения инвалида;
- индивидуальные подбор, настройка и выдача слухового аппарата (далее – прибор);
- отоскопия уха и снятие слепка слухового прохода для изготовления и выдачи индивидуального ушного вкладыша;
- изготовление ушного вкладыша индивидуального изготовления (далее – изделие);
- обучение правилам пользования прибором с изделием и выдача прибора и изделия получателю;
- замена неисправного и/или бракованного прибора в период оказания услуги и в период гарантийного срока на прибор, настройка прибора, выданного взамен бракованного прибора.
На заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что деятельность по подбору слухового аппарата необходима для инвалида в целях достижения наилучшего результата по восстановлению слуха. Так, программа реабилитации составляется медико-социальной экспертизы на момент обращения инвалида. При этом непосредственно обеспечение  инвалида техническим средством реабилитации происходит гораздо позже. В свою очередь за данный период времени слуховая деятельность гражданина может измениться. В связи с чем необходимо дополнительное обследование врачом сурдолога-оториноларингологом для настройки необходимого к поставке слухового аппарата.
Также представитель заказчика пояснил, что требование об изготовлении ушных вкладышей индивидуального изготовления установлено исходя из медицинских показаний, определенных в программе реабилитации инвалидов.
Доказательств, что объект закупки сформирован без учета программы реабилитации инвалидов заявителем ни на заседание Комиссии, ни в составе жалобы не представлено.
Относительно установления в документации о закупке требования о наличии у участника и предоставлении в составе заявки лицензии на осуществлении медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, ограничивающего количество участников закупки, антимонопольный орган отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 46  части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  от 27.12.2011 № 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии – оториноларингологии  отнесены к медицинским услугам класса «В», представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию  и имеющих самостоятельное законченное значение.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения исх. от 14.04.2015 № 03-9428/15 указано, что проведение аудиометрии, подбор слухового аппарата в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» и «сурдология – оториноларингология», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 155н, осуществляет врач сурдолог – оториноларинголог.  
На основании изложенного, для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей медицинской организации необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «сурдология – оториноларингология».
Таким образом, требование к участникам по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии лицензии на осуществлении медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии установлено правомерно. Следовательно, и требование о предоставлении в составе заявки копии данного документа не противоречит действующего законодательству о контрактной системе.
Также следует отметить, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 21.08.2015 на участие в закупке поступило 8 заявок. Исходя из протокола проведения электронного аукциона, 7 участников приняли участие в аукционе и сделали свое ценовое предложение. По итогам проведения аукциона снижение составило 70,49 % от установленной заказчиком начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, результаты определения поставщика подтверждают наличие конкурентной среды при проведении закупки.

        Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

     Признать доводы жалобы ИП …………………… на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области (изв. №0169200000115000126) необоснованными.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                         …………………


Члены комиссии                                                                                                    …………………


                                                                                                                               …………………

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны