Решение №КД/2475/22 Решение по жалобе ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный... от 11 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ о прекращении рассмотрения жалобы № 074/10/18.1-452/2022

 05 марта 2022 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии: <…> - заместителя руководителя Челябинского УФАС России - начальника отдела административного и судебного производства; Членов Комиссии: <….> - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; <….> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, при рассмотрении жалобы ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод» (далее также Заявитель) на неправомерные действия ООО «Протокол»,

 У С Т А Н О В И Л А :

 В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод» на неправомерные действия ООО «Протокол», выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения торгов по продаже нежилых помещений, а именно: нежилого помещения № 302 площадью 229,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Косарева, 2, кадастровый №: 74:36:0707002:1234, и нежилого помещения № 13 площадью 206,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Косарева, 2, кадастровый №: 74:36:0707002:258 (далее - Имущество), извещение № 281221/32234032/01, размещенное на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru (далее – Аукцион, торги).

В качестве доводов Заявитель указал, что организатором торгов неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в торгах ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод» ввиду непредставления письменного решения общего собрания участников общества (единственного участника общества) о совершении крупной сделки, либо заявления об отсутствии необходимости одобрения сделки органом управления претендента. Так, Заявитель указывал, что сделка по приобретению недвижимого имущества в рамках Аукциона не является для ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод» крупной сделкой, что возможно было установить на основании документов, содержащихся в представленной заявке на участие в торгах, на основании открытых сведений в отношении ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод», либо путем направления продавцом имущества соответствующих запросов в адрес Заявителя. На основании изложенного Заявитель просил признать жалобу обоснованной, признать решение ООО «Протокол» об отказе в признании ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод» участником в торгах неправомерным и обеспечить право Заявителя на участие в торгах.

ООО «Протокол» представлены письменные пояснения (исх. от 03.03.2022 № 52, от 05.03.2022 № 32), которые поддержаны представителем на заседании Комиссии. Так, организатором торгов указано, что ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод» не представлено в составе заявки на участие в Аукционе письменное решение общего собрания участников общества (единственного участника общества) о совершении крупной сделки, либо заявление об отсутствии необходимости одобрения сделки органом управления претендента. При этом продажа имущества осуществляется в электронной форме на электронной торговой площадке ООО «РТС - тендер», организатор торгов получает доступ к поданным заявкам в установленную аукционной документацией дату рассмотрения заявок. ООО «Протокол» создано в порядке приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия Челябинской области «Протокол», в связи с чем ООО «Протокол» с даты государственной регистрации в качестве юридического лица стало собственником Имущества. Решение о продаже Имущества путем проведения торгов принято ООО «Протокол» на основании положений Устава ООО «Протокол», Положения о совете директоров ООО «Протокол», Положения о работе с активами ООО «Протокол». ООО «Протокол» просило жалобу Заявителя по Аукциону признать необоснованной. Министерством имущества Челябинской области представлены письменные пояснения (исх. от 05.03.2022 № 4/2689), которые поддержаны представителем на заседании Комиссии.

Министерством имущества Челябинской области отмечено, что в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области числится доля Челябинской области в уставном капитале ООО «Протокол» в размере 100 %, вместе с тем Имущество в указанном реестре не значится.

Рассмотрении настоящей жалобы осуществлялось в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции через систему TrueConf.

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции распространяется только на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом понятие «законодательство Российской Федерации», нормами которого регулируется порядок проведения торгов, которые могут быть обжалованы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, необходимо рассматривать в широком смысле и включать в него федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. ООО «Протокол» создано в результате преобразования Государственного унитарного предприятия Челябинской области «Протокол» в соответствии с Распоряжением Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10.08.2018 № 3034-р «Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия Челябинской области «Протокол». Распоряжением Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10.08.2018 № 3034-р утвержден Передаточный акт (состав) подлежащего приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия Челябинской области «Протокол», Устав ООО «Протокол». Согласно Выписке из реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области от 04.03.2022 № 03-05/217, доля Челябинской области в уставном капитале ООО «Протокол» составляет 100 %. Указанное преобразование унитарного предприятия осуществлялось в соответствии с законодательством о приватизации. Так, в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. В соответствии с Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.10.2021 и от 11.10.2021 правообладателем нежилого помещения № 302 площадью 229,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Косарева, 2, кадастровый № 74:36:0707002:1234, и нежилого помещения № 13 площадью 206,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Косарева, 2, кадастровый № 74:36:0707002:258, является ООО «Протокол». Указанное имущество в государственной казне Челябинской области не числится (письмо Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 05.03.2022 № 4/2689). Действующим законодательством не установлен порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности хозяйственного общества, созданного путем преобразования государственного унитарного предприятия, учредителем которого является субъект Российской Федерации. При этом законодательство о приватизации также не распространяется на указанные правоотношения. Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о приватизации названный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом. В соответствии с пунктом 1 статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Из указанного следует, что само недвижимое имущество, находящееся в собственности общества с ограниченной ответственностью, созданного путем преобразования государственного унитарного предприятия, учредителем которого является субъект Российской Федерации, не является государственным имуществом (с момента приватизации имущественного комплекса предприятия путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью), и, следовательно, положения Закона о приватизации при продаже такого имущества не применяются. Протоколом заседания Совета директоров ООО «Протокол» № 17 от 19.02.2021 утверждено Положение о работе с активами общества с ограниченной ответственностью «Протокол», в том числе аренда и реализация имущества (далее - Положение). Разделом 5 Положения определено, что в целях обеспечения конкурентного характера распоряжения профильными и непрофильными активами осуществляется путем проведения конкурентных процедур, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Распоряжение активом может осуществляться путем проведения аукциона с начальной ценой не менее рыночной стоимости актива, конкурса (открытого по составу участников), адресной сделки. Разделом 5.1 Положения установлены особенности проведения аукциона. Также считаем возможным отметить, что проведение аукциона, конкурса по продаже недвижимого имущества являются публичными процедурами, обеспечивающими равный доступ к имуществу для хозяйствующих субъектов. Вместе с тем указанный порядок реализации имущества общества не является торгами, обязательными в силу законодательства Российской Федерации и, соответственно, жалобы на соблюдение (нарушение) указанного порядка не подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с указанным Заявитель вправе обжаловать действия ООО «Протокол» в судебном порядке.

На основании изложенного Комиссия Челябинского УФАС России

РЕШИЛА:

 Прекратить рассмотрение жалобы № 074/10/18.1-452/2022 в связи с тем, что жалоба на ООО «Челябинский ремонтно-инструментальный завод» на неправомерные действия ООО «Протокол» при организации и проведении Аукциона не подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии <….> Члены Комиссии: <….><….>

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны