Решение б/н Решение и предписание № 55-04-18.1/18 по жалобе ФБУЗ «Центр ... от 16 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

              •  
              • жалобе № 55-04-18.1/18

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 55-04-18.1/18 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» (далее - Заявитель) от 18.10.2018 вх. № 14385 на действия МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» (далее- Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению исследований бактериологических исследований (извещение № 31806980701),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком 01.10.2018 на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806980701 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению исследований бактериологических исследований.

Дата и время окончания подачи заявок: 04.10.2018 в 13:00 (по Московскому времени).

Дата рассмотрения заявок: 23.10.2018 в 08:30 (по Московскому времени).

Дата подведения итогов: 25.10.2018 в 08:30 (по Московскому времени).

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе по процедуре № 31806980701 на участие в открытом аукционе в электронной форме была подана 1 заявка: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Диагностический центр».

В адрес Челябинского УФАС России 18.10.2018 поступила жалоба Заявителя, не являющегося участником закупки, на действия заказчика Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка проведения открытого аукциона (извещение № 31806847526).

  1. В жалобе Заявитель указывает на то, что в закупочной документации установлено в качестве обязательного требования к участникам закупки наличие действующей лицензии на медицинскую деятельность, вид деятельности – бактериология.

В соответствии с техническим заданием, являющимся приложением № 1 к информационной карте закупки, закупка состоит из 57 медицинских исследований. Однако согласно доводу Заявителя 3 из них, а именно: Латексная агглютинация С-реактивный белок, Латексная агглютинация определения о-стрептолизина, Латексная агглютинация (определение ревматоидного фактора) – относятся к биохимическим исследованиям, соответственно для их проведения необходима иная медицинская лицензия, вид деятельности – клиническая лабораторная диагностика.

Таким образом, Заявитель считает, что вышеизложенное является нарушением пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках).

  1. Также Заявитель указывает на то, что Заказчик допустил ограничение конкуренции, включив в закупку на оказание услуг по проведению бактериологических исследований биохимические исследования.

Заказчик объясняет включение указанных исследований тем, что латексная агглютинация является серологическим видом лабораторной диагностики. А серологические исследования не входят в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, и являются дополнительным видом исследований при выполнении бактериологических исследований.

Соответственно данные исследования (Латексная агглютинация С-реактивный белок, Латексная агглютинация определения о-стрептолизина, Латексная агглютинация (определение ревматоидного фактора)) можно отнести к бактериологическим исследованям.

Законный представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, направил защитника по доверенности.

Законный представитель МАУЗ «Городская клиническая больница № 11», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание комиссии не явился, направил защитника по доверенности.

 

Изучив представленные материалы жалобы, заслушав пояснения, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика, так как жалоба подана до окончания срока подачи заявок.

Права и интересы Заявителя нарушаются, поскольку последний не может принять участие в закупке в связи с действиями Заказчика, содержащими признаки ограничения конкуренции.

Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

  1. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии c пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно подпункту 1 пункта 15 Раздела II (Информационная карта закупки) документации о закупке к участникам закупки предъявляется требование об обязательном соответствии требованиям, устанавливаемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки – наличие действующей лицензии на медицинскую деятельность, вид деятельности – бактериология.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10.4 Раздела I (Общие положения проведения аукциона в электронной форме) документации о закупке участник закупки, подавший заявку, не допускается комиссией по осуществлению конкурентной закупки к участию в закупке в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят работы (услуги) по бактериологии, а также клинической лабораторной диагностике.

Приказом Минздрава РФ от 25.11.1997 № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» включен перечень лабораторных исследований для клинико-диагностических лабораторий лечебно профилактических учреждений.

В соответствии с Приложением № 9, утвержденным Приказом Минздрава России от 25.12.1997 № 380, исследования С-реактивного белка, О-стрептолизина и определение ревматоидного фактора входят в перечень лабораторных исследований для клиническо-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, для проведения указанных исследований (Латексная агглютинация С-реактивный белок, Латексная агглютинация определения о-стрептолизина, Латексная агглютинация (определение ревматоидного фактора)) необходимо наличие лицензии, вид деятельности - клиническая лабораторная диагностика.

Из подпункта 1 пункта 15 Раздела II (Информационная карта закупки) следует, что участники должны соответствовать следующему требованию: наличие действующей лицензии на медицинскую деятельность, вид деятельности – бактериология.

При этом, как установлено материалами жалобы, техническое задание содержит исследования, для которых требуется иной вид лицензии - клиническая лабораторная диагностика.

Таким образом, неустановление Заказчиком в документации о закупке требования о наличии лицензии на клиническую лабораторную диагностику, помимо лицензии на бактериологию является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и может привести к ограничению конкуренции путем создания преимущественных условий для отдельных лиц, и содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Соответственно, довод Заявителя о необходимости установления в закупочной документации требования к участнику закупки о наличии лицензии на клиническую лабораторную диагностику является обоснованным.

  1. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Определяя предмет закупки, предприятие должно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с техническим заданием, являющимся приложением № 1 к информационной карте закупки на оказание услуг по проведению исследований бактериологических исследований, закупка состоит из 57 наименований бактериологических исследований, в числе которых Латексная агглютинация С-реактивный белок, Латексная агглютинация определения о-стрептолизина, Латексная агглютинация (определение ревматоидного фактора).

На основании материалов, представленных в Челябинское УФАС России Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области, Латексная агглютинация С-реактивный белок, Латексная агглютинация определения о-стрептолизина, Латексная агглютинация (определение ревматоидного фактора) являются биохимическим анализом крови.

Биохимический анализ крови – метод лабораторной диагностики, который позволяет оценить работу внутренних органов, получит информацию о метаболизме, выяснить потребность в микроэлементах, в том числе определение С-реактивного белка, о-стрептолизина, ревматоидного фактора.

Таким образом, предмет закупки содержит разные по своим функциональным характеристикам исследования, что влечет за собой ограничение конкуренции между лицами, обладающими лицензиями и на бактериологию, и на клиническую лабораторную диагностику и лицами, обладающими лицензией только на клиническую лабораторную диагностику или только на бактериологические исследования.

Действия Заказчика, выразившиеся во включении им в техническое задание закупки на проведение бактериологических исследований биохимических исследований, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и могут привести к ограничению конкуренции и содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Таким образом, довод Заявителя об ограничении Заказчиком конкуренции путем включения в закупку помимо бактериологических исследований биохимические исследования является обоснованным.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» от 18.10.2018 вх. № 14385 на действия организатора закупки МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» обоснованной.

2. Признать действия МАУЗ «Городская клиническая больница № 11», выразившиеся в неустановлении в документации о закупке требования о наличии лицензии на клиническую лабораторную диагностику, помимо лицензии на бактериологию нарушением пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Признать действия МАУЗ «Городская клиническая больница № 11», выразившиеся во включении им в техническое задание закупки на проведение бактериологических исследований биохимических исследований нарушением пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Выдать МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 55-04-18.1/18

07 ноября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 07.11.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» (далее – Заявитель) от 18.10.2018 вх. № 14385 на действия МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» (далее- Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению исследований бактериологических исследований (извещение № 31806980701, далее- Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. МАУЗ «Городская клиническая больница № 11», закупочной комиссии в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 10 статьи 4, пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно:

- аннулировать результаты Аукциона путем принятия решения об отмене протокола, составленного в ходе проведения Аукциона;

- разместить решение об отмене протокола в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru);

- принять решение об отмене Аукциона и разместить указанное решение в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).

  1. При проведении аналогичной закупки:

- совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: не включать в документации о закупке в один лот услуги по проведению бактериологических исследований и биохимических исследований;

- устанавливать в качестве требования к участникам закупки наличие соответствующей лицензии на каждый вид медицинской деятельности.

  1. МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» в течение 3 рабочих дней, с момента исполнения настоящего предписания, представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (сведения о дате размещения информации об отмене протоколов, о внесении изменений в документацию, в случае отказа от проведения закупки, представить соответствующую информацию). При повторном проведения закупки представить в Челябинское УФАС России номер извещения.
  2. Электронной площадке ООО «РТС-тендер» с даты получения настоящего предписания обеспечить Заказчику возможность исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны