Решение б/н Решение и предписание по делу № 55-07/13 в отношении Админис... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 55-07/13 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» декабря 2013 года

В полном объеме решение изготовлено «31» декабря 2013 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Самариной Н.А.

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Вурьева Д.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области (456300, Челябинская обл., г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Администрацией Миасского городского округа Челябинской области (456300, Челябинская обл., г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комитетом по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области и закрытым акционерным обществом «МиассЭнерго» (456300, Челябинская обл., г. Миасс, ул. Академика Павлова, д. 22) статьи 16 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «АЭС Инвест» (далее – ООО «АЭС Инвест», Заявитель) о неправомерных действиях Комитета по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее – Комитет), выразившихся в предоставлении без проведения торгов закрытому акционерному обществу «МиассЭнерго» (далее – ЗАО «МиассЭнерго») права пользования муниципальным электросетевым имуществом, являвшимся объектом отмененных торгов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06.

По мнению ООО «АЭС Инвест», указанные действия Комитета ущемляют права ООО «АЭС Инвест», нарушают положения Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В своем заявлении (вх. № 6883 от 18.06.2013) ООО «АЭС Инвест» указывает следующее.

Комитетом 24.09.2012 на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликованы извещения №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06 о проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества. Вскрытие конвертов с заявками на участие в указанных конкурсах состоялось 25.10.2012, рассмотрение заявок – 25.10.2012, оценка и сопоставление заявок – 25.10.2012. Победителем торгов по результатам проведения данных конкурсов признано ЗАО «МиассЭнерго».

01.11.2012 ООО «АЭС Инвест» обратилось в Челябинское УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с жалобой на нарушение Комитетом антимонопольного законодательства при проведении конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06. По результатам рассмотрения указанной жалобы Челябинским УФАС России было вынесено решение, в соответствии с которым жалоба ООО «АЭС Инвест» признана обоснованной, Комитету выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в том числе путем отмены результатов конкурсов, включая отмену составленных при их проведении протоколов.

Однако, до настоящего времени Комитетом повторно не проведены торги на право заключения договора аренды муниципального имущества, являвшегося предметом конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06, а само имущество предоставлено в пользование ЗАО «МиассЭнерго».

02.09.2013 в Челябинское УФАС России поступило дополнение к заявлению ООО «АЭС Инвест» (вх. № 10548 от 02.09.2013), в котором Заявитель указывает следующее.

03.07.2013 ООО «АЭС Инвест» обратилось в Администрацию с просьбой предоставить информацию о проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, являвшегося предметом конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06.

В ответ на данное обращение Администрацией направлено письмо, из содержания которого следует, что в отношении указанного муниципального имущества принято решение о заключении договоров аренды на новый срок без проведения торгов в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

ООО «АЭС Инвест» считает данное решение Администрации противоречащим законодательству, поскольку ЗАО «МиассЭнерго» до принятия Администрацией такого решения пользовалось муниципальным имуществом на основании договоров безвозмездного пользования, а действие части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяет свое действие на заключение на новый срок договоров безвозмездного пользования. Также Администрацией уже было принято решение о проведении конкурсов, которые были отменены в соответствии с предписанием Челябинского УФАС России.

На основании изложенного, ООО «АЭС Инвест» просит провести проверку действий Комитета и Администрации на предмет соответствия антимонопольному законодательству и принять меры, направленные на прекращение нарушения указанными лицами антимонопольного законодательства.

Администрацией и Комитетом представлены письменные пояснения (вх. № 8666 от 25.07.2013, вх. № 10987 от 11.10.2013) и на комиссии отмечено, что ранее ЗАО «МиассЭнерго» обладало правом пользования и владения по договорам №№ 3, 9, 18 от 31.10.2011 в отношении имущества, являвшегося предметом конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06. Данное право было предоставлено ЗАО «МиассЭнерго» по результатам проведения торгов. На основании изложенного, Администрацией принято решение о заключении договоров аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с ЗАО «МиассЭнерго» без проведения торгов, как с лицом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по предыдущим договорам. Администрацией также проведена оценка рыночной стоимости муниципального имущества и на ее основе рассчитан размер арендной платы.

ЗАО «МиассЭнерго» представлены письменные пояснения (исх. № 2036 от 06.11.2013, исх. № 2249 от 06.12.2013) и на Комиссии пояснено следующее.

Муниципальное имущество, являвшееся предметом конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06, находилось ранее в пользовании ЗАО «МиассЭнерго» по договорам от 31.10.2011 №№ 3, 9, 18, заключенным по результатам проведения торгов. ЗАО «МиассЭнерго» надлежаще исполнены свои обязанности по договорам, на основании чего договоры аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129 были заключены без проведения торгов.

Кроме того, сети электроснабжения районов Миасского городского округа Челябинской области следует рассматривать как единые технологически связанные объекты и раздельное их функционирование невозможно. ЗАО «МиассЭнерго» имеет в пользовании объекты электроснабжения, связанные с муниципальным имуществом, являвшимся предметом конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06, ввиду чего ЗАО «МиассЭнерго» также имеет право на получение указанного имущества без проведения торгов.

ООО «АЭС Инвест» даны пояснения о том, что в пользовании и в собственности ООО «АЭС Инвест» также находятся объекты электроснабжения, технологически связанные с имуществом, являвшимся предметом конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 250912/0221090/05, 240912/0221090/06, ООО «АЭС Инвест» также имеет право на получение указанного имущества в пользование.

Кроме того, муниципальное имущество передано ЗАО «МиассЭнерго» без торгов не в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающим предоставление муниципального имущества без проведения торгов в случае наличия технологической связи между объектами, а в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, как с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору, ввиду чего данный довод ЗАО «МиассЭнерго» не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. По результатам рассмотрения представленных документов Челябинским УФАС России установлено следующее.

Договоры № 126, 128 от 28.12.2012 (Центральная часть).

28.12.2012

Договор № 128

Аренда

Срок действия: 01.11.2012-30.09.2013

68

 

 

Договор № 127 от 28.12.2012 (п. Сыростан).

Дата

Конкурс / договор

Предмет

Примечание

Кол-во объектов

Номер извещения

28.12.2012

Договор № 126

Аренда

Срок действия: 01.11.2012-30.09.2013

47

 

31.10.2011

Договор № 3

Безвозмездное пользование

Срок действия: 31.10.2011-30.09.2012

12

 

01.10.2012

Договор № 113

Аренда

Срок действия: 01.10.2012-30.10.2012

151 (12)

 

25.10.2012

Конкурс

Аренда

Отменен Челябинским УФАС России

12

240912/0221090/03 лот № 1

28.12.2012

Договор № 127

аренда

Срок действия: 01.11.2012-30.09.2013

 12

 

 

 

 

 

 

 

Договор № 129 от 28.12.2012 (п. Н. Атлян).

25.10.2012

Конкурс

Аренда

Отменен Челябинским УФАС России

68

240912/0221090/05

Дата

Конкурс / договор

Предмет

Примечание

Кол-во объектов

Номер извещения

25.10.2012

Конкурс

Аренда

Отменен Челябинским УФАС России

47

240912/0221090/06

27.10.2011

Конкурс

Безвозмездное пользование

Победитель: ЗАО «Миасс-Энерго»

23

080911/0221090/04

01.10.2012

Договор № 113

Аренда

Срок действия: 01.10.2012-30.10.2012

151 (116)

 

31.10.2011

Договор № 18

Безвозмездное пользование

Срок действия: 31.10.2011-30.09.2012

23

 

31.10.2011

Договор № 9

Безвозмездное пользование

Срок действия: 31.10.2011-30.09.2012

116

 

01.10.2012

Договор № 113

Аренда

Срок действия: 01.10.2012-30.10.2012

151 (23)

 

27.10.2011

Конкурс

Безвозмездное пользование

Победитель: ЗАО «Миасс-Энерго»

116

080911/0221090/03

25.10.2012

конкурс

Аренда

Отменен Челябинским УФАС России

23

240912/0221090/03 лот № 2

Дата

Конкурс / договор

Предмет

Примечание

Кол-во объектов

Номер извещения

28.12.2012

Договор № 129

Аренда

Срок действия: 01.11.2011-30.09.2013

23

 

27.10.2011

Конкурс

Безвозмездное пользование

Победитель: ЗАО «Миасс-Энерго»

12

080911/0221090/01

 

Указанные обстоятельства подтверждаются следующим.

1.1. Комитетом 08.09.2011 на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение №№ 080911/0221090/03 о проведении конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования муниципального имущества – объектов инженерной инфраструктуры: трансформаторных подстанций с оборудованием (116 объектов). Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоялось 21.10.2011, рассмотрение заявок – 26.10.2011, оценка и сопоставление заявок – 27.10.2011. Победителем торгов по результатам проведения данного конкурса признано ЗАО «МиассЭнерго».

По результатам проведения конкурса между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) № 9 от 31.10.2011, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» в безвозмездное пользование по акту приема-передачи от 31.10.2011 передано 116 объектов инженерной инфраструктуры: трансформаторные подстанции с оборудованием. Срок действия договора установлен с 31.10.2011 по 30.09.2012. После истечения срока действия указанного договора без проведения торгов указанное муниципальное имущество вновь передано ЗАО «МиассЭнерго».

Так, 28.09.2012 Администрацией издано постановление № 5641 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества Миасского городского округа», в соответствии с которым Комитету поручено передать ЗАО «МиассЭнерго» по договору аренды сроком на 30 календарных дней с 01.10.2012 по 30.10.2012 муниципальное имущество в целях бесперебойного снабжения населения Миасского городского округа электрической энергией согласно приложениям к Постановлению.

На основании данного постановления 01.10.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 113, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» на срок 30 дней передано муниципальное имущество – 151 объект электроснабжения, в состав которых вошли, в том числе, 116 объектов, являвшихся предметом договора безвозмездного пользования № 9 от 31.10.2011. Срок действия договора установлен с 01.10.2012 по 30.10.2012.

До окончания срока действия указанного договора Комитетом объявлены торги на право заключения договора аренды указанного муниципального имущества. Так, 24.09.2012 Комитетом на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликованы извещения №№ 250912/0221090/05, 240912/0221090/06 о проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества. Предметом заключаемого по результатам конкурса по извещению № 250912/0221090/05 договора являлись 68 объектов электроснабжения, входивших в состав имущества передаваемого ранее по договору безвозмездного пользования № 9 от 31.10.2011 и договора аренды № 113 от 01.10.2012. Предметом заключаемого по результатам конкурса по извещению № 250912/0221090/06 договора являлись 47 объектов электроснабжения, входивших в состав имущества передаваемого ранее по договору безвозмездного пользования № 9 от 31.10.2011 и договора аренды № 113 от 01.10.2012.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в указанных конкурсах, рассмотрение заявок, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсах состоялись 25.10.2012. Победителем торгов по результатам проведения данных конкурсов признано ЗАО «МиассЭнерго».

01.11.2012 ООО «АЭС Инвест» обратилось в Челябинское УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с жалобой на нарушение Комитетом антимонопольного законодательства при проведении конкурсов, в том числе по извещениям №№ 250912/0221090/05, 240912/0221090/06. По результатам рассмотрения указанной жалобы Челябинским УФАС России было вынесено решение, в соответствии с которым жалоба ООО «АЭС Инвест» признана обоснованной, Комитету выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в том числе путем отмены результатов конкурсов, включая отмену составленных при их проведении протоколов.

Договоры по результатам проведения торгов по извещениям №№ 250912/0221090/05, 240912/0221090/06 не заключены.

28.12.2012 Администрацией издано постановление № 7788 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества, находящегося в собственности Миасского городского округа», согласно которому Комитету поручено передать ЗАО «МиассЭнерго» в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по договору аренды сроком на 11 месяцев муниципальное имущество для оказания услуг населению Миасского городского округа по электроснабжению согласно приложению к Постановлению. Проведение торгов на право заключения договора аренды данным Постановлением не предусмотрено.

На основании данного постановления 28.12.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 126, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» на срок с 01.11.2012 по 30.09.2013 передано муниципальное имущество – 47 объектов электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 9 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/06.

28.12.2012 Администрацией издано постановление № 7787 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества, находящегося в собственности Миасского городского округа», в соответствии с которым Комитету поручено передать ЗАО «МиассЭнерго» в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по договору аренды сроком на 11 месяцев муниципальное имущество для оказания услуг населению Миасского городского округа по электроснабжению согласно приложению к Постановлению. Проведение торгов на право заключения договора аренды данным Постановлением не предусмотрено.

На основании данного постановления 28.12.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 128, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» на срок с 01.11.2012 по 30.09.2013 передано муниципальное имущество – 68 объектов электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 9 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/05.

1.2. Комитетом 08.09.2011 на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение №№ 080911/0221090/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом: 12 объектами – трансформаторными подстанциями, воздушными линиями, оборудованием, расположенным по адресам: г. Миасс, Челябинской обл., г. Миасс, п. Сыростан. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоялось 21.10.2011, рассмотрение заявок – 26.10.2011, оценка и сопоставление заявок – 27.10.2011. Победителем торгов по результатам проведения данного конкурса признано ЗАО «МиассЭнерго».

По результатам проведения конкурса между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) № 3 от 31.10.2011, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» в безвозмездное пользование по акту приема-передачи от 31.10.2011 передано 12 объектов электроснабжения. Срок действия договора установлен с 31.10.2011 по 30.09.2012. После истечения срока действия указанного договора без проведения торгов указанное муниципальное имущество вновь передано ЗАО «МиассЭнерго».

Так, 28.09.2012 Администрацией издано постановление № 5641 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества Миасского городского округа», в соответствии с которым Комитету поручено передать ЗАО «МиассЭнерго» по договору аренды сроком на 30 календарных дней с 01.10.2012 по 30.10.2012 муниципальное имущество в целях бесперебойного снабжения населения Миасского городского округа электрической энергией согласно приложениям к Постановлению.

На основании данного постановления 01.10.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 113, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» на срок 30 дней передано муниципальное имущество – 151 объект электроснабжения, в состав которых вошли, в том числе, 12 объектов, являвшихся предметом договора безвозмездного пользования № 3 от 31.10.2011. Срок действия договора установлен с 01.10.2012 по 30.10.2012.

До окончания срока действия указанного договора Комитетом объявлены торги на право заключения договора аренды указанного муниципального имущества. Так, 24.09.2012 Комитетом на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение № 250912/0221090/03 о проведении конкурса по 2 лотам на право заключения договоров аренды муниципального имущества. Предметом заключаемого по результатам конкурса по извещению № 250912/0221090/03 по лоту № 1 договора являлись 12 объектов электроснабжения, входивших в состав имущества передаваемого ранее по договору безвозмездного пользования № 3 от 31.10.2011 и договора аренды № 113 от 01.10.2012.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в указанных конкурсах, рассмотрение заявок, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсах состоялись 25.10.2012. Победителем торгов по результатам проведения данных конкурсов признано ЗАО «МиассЭнерго».

01.11.2012 ООО «АЭС Инвест» обратилось в Челябинское УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с жалобой на нарушение Комитетом антимонопольного законодательства при проведении конкурсов, в том числе по извещению №№ 250912/0221090/03. По результатам рассмотрения указанной жалобы Челябинским УФАС России было вынесено решение, в соответствии с которым жалоба ООО «АЭС Инвест» признана обоснованной, Комитету выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в том числе путем отмены результатов конкурсов, включая отмену составленных при их проведении протоколов.

Договоры по результатам проведения торгов по извещению № 250912/0221090/03 не заключены.

28.12.2012 Администрацией издано постановление № 7789 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества, находящегося в собственности Миасского городского округа», в соответствии с которым Комитету поручено передать ЗАО «МиассЭнерго» в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по договору аренды сроком на 11 месяцев муниципальное имущество для оказания услуг населению Миасского городского округа по электроснабжению согласно приложению к Постановлению. Проведение торгов на право заключения договора аренды данным Постановлением не предусмотрено.

На основании данного постановления 28.12.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 127, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» на срок 11 месяцев передано муниципальное имущество – 12 объектов электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 3 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/03, лот № 1.

1.3. Комитетом 08.09.2011 на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение №№ 080911/0221090/04 о проведении открытого конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования – 23 объектами: воздушные линии, трансформаторные подстанции, оборудование, расположенные по адресам: Челябинская область, г. Миасс, п. Нижний Атлян.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоялось 21.10.2011, рассмотрение заявок – 26.10.2011, оценка и сопоставление заявок – 27.10.2011. Победителем торгов по результатам проведения данного конкурса признано ЗАО «МиассЭнерго».

По результатам проведения конкурса между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) № 18 от 31.10.2011, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» в безвозмездное пользование по акту приема-передачи от 31.10.2011 передано 23 объекта электроснабжения. Срок действия договора установлен с 31.10.2011 по 30.09.2012. После истечения срока действия указанного договора без проведения торгов указанное муниципальное имущество вновь передано ЗАО «МиассЭнерго».

Так, 28.09.2012 Администрацией издано постановление № 5641 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества Миасского городского округа», в соответствии с которым Комитету поручено передать ЗАО «МиассЭнерго» по договору аренды сроком на 30 календарных дней с 01.10.2012 по 30.10.2012 муниципальное имущество в целях бесперебойного снабжения населения Миасского городского округа электрической энергией согласно приложениям к Постановлению.

На основании данного постановления 01.10.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 113, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» на срок 30 дней передано муниципальное имущество – 151 объект электроснабжения, в состав которых вошли, в том числе, 23 объекта, являвшихся предметом договора безвозмездного пользования № 18 от 31.10.2011. Срок действия договора установлен с 01.10.2012 по 30.10.2012.

До окончания срока действия указанного договора Комитетом объявлены торги на право заключения договора аренды указанного муниципального имущества. Так, 24.09.2012 Комитетом на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение № 250912/0221090/03 о проведении конкурса по 2 лотам на право заключения договоров аренды муниципального имущества. Предметом заключаемого по результатам конкурса по извещению № 250912/0221090/03 по лоту № 2 договора являлись 23 объекта электроснабжения, входивших в состав имущества передаваемого ранее по договору безвозмездного пользования № 18 от 31.10.2011 и договора аренды № 113 от 01.10.2012.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в указанных конкурсах, рассмотрение заявок, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсах состоялись 25.10.2012. Победителем торгов по результатам проведения данных конкурсов признано ЗАО «МиассЭнерго».

01.11.2012 ООО «АЭС Инвест» обратилось в Челябинское УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с жалобой на нарушение Комитетом антимонопольного законодательства при проведении конкурсов, в том числе по извещению №№ 250912/0221090/03. По результатам рассмотрения указанной жалобы Челябинским УФАС России было вынесено решение, в соответствии с которым жалоба ООО «АЭС Инвест» признана обоснованной, Комитету выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в том числе путем отмены результатов конкурсов, включая отмену составленных при их проведении протоколов.

Договоры по результатам проведения торгов по извещению № 250912/0221090/03 не заключены.

28.12.2012 Администрацией издано постановление № 7786 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества, находящегося в собственности Миасского городского округа», в соответствии с которым Комитету поручено передать ЗАО «МиассЭнерго» в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по договору аренды сроком на 11 месяцев муниципальное имущество для оказания услуг населению Миасского городского округа по электроснабжению согласно приложению к Постановлению. Проведение торгов на право заключения договора аренды данным Постановлением не предусмотрено.

На основании данного постановления 28.12.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 129, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» на срок с 01.11.2012 по 30.09.2013 передано муниципальное имущество – 23 объекта электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 18 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/03, лот № 2.

2. По результатам рассмотрения документов по конкурсам, проведенным по извещениям №№ 080911/0221090/01, 080911/0221090/03, 080911/0221090/04 (далее – Конкурсы 2011), Челябинским УФАС России установлено следующее.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Подпункт 10 пункта 40 Правил указывает на то, что в конкурсной документации должны содержаться критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с пунктом 77 Правил.

Пункт 77 Правил содержит перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе. В соответствии с пунктом 81 Правил, использование иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе не допускается.

Постановлением Администрации от 07.09.2011 № 5286 «О проведении конкурсов на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом» утверждена конкурсная документация Конкурсов 2011.

Пунктом 19 конкурсной документации Конкурсов 2011 установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсах, а именно:

- цена договора в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования (далее – цена договора);

- технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора (участник размещения заказа указывает сумму вложений – сумму, которая будет им внесена в проведение модернизации (реконструкции) объекта (предмета) договора) (далее – технико-экономические показатели);

- восстановление электроснабжения потребителей после технологических нарушений в работе электрических сетей в период не более 24 часов для электроприемников третьей категории в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее – восстановление электроснабжения).

Коэффициент, учитывающий значимость указанных критериев, составляет для критериев «цена договора» и «технико-экономические показатели» – 0,4, для критерия «восстановление электроснабжения» – 0,2.

Критерий «восстановление электроснабжения» не может быть установлен в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, так как не предусмотрен перечнем критериев, закрепленным в пункте 77 Правил.

В соответствии с пунктом 36 Правил конкурсная документация может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками конкурса поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками конкурса выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

Однако конкурсная документация не содержит указанных сведений. Показатель критерия «технико-экономические показатели» определен Комитетом в виде суммы вложений – суммы, которая будет внесена победителем в проведение модернизации (реконструкции) объекта (предмета) договора. Конкурсная документация, включая проект договора аренды, не содержит положений, позволяющих сделать вывод о конкретных технико-экономических показателях арендуемых объектов, которым должен соответствовать арендуемый объект на момент окончания срока договора. Установление в качестве единственного технико-экономического показателя суммы вложений также не позволяет определить конкретные характеристики объекта аренды. Кроме того, исходя из положений конкурсной документации не представляется возможным произвести расчет суммы, подлежащей внесению в модернизацию (реконструкцию) объекта (предмета) договора. Таким образом, содержание установленного Комитетом в конкурсной документации критерия нельзя отнести к критерию «технико-экономические показатели».

В соответствии с пунктом 65 Правил при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.

Протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в открытых конкурсах №№ 1-В (по извещению № 080911/0221090/01), 3-В (по извещению № 080911/0221090/03), 4-В (по извещению № 080911/0221090/04) не содержат условия исполнения договора, указанные в заявках участников Конкурсов и являющиеся критериями оценки заявок на участие в Конкурсах, что является нарушением пункта 65 Правил.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 40 Правил конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Конкурсная документация по Конкурсам не устанавливает график, дату и время проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору, что является нарушением подпункта 15 пункта 40 Правил.

Согласно подпункту 2 пункта 31 Правил извещение о проведении конкурса должно содержать место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество. Из положений пункта 40 Правил следует, что конкурсная документация должна содержать, в том числе, информацию, подлежащую указанию в извещении о проведении конкурса. В нарушение указанной нормы Комитетом в извещениях о проведении Конкурсов 2011 и конкурсной документации Конкурсов 2011 не указаны технические характеристики муниципального имущества, права на которое передается по договору.

Так, в извещении о проведении Конкурсов 2011 в графе «описание и технические характеристики» указано, что подробный перечень имущества указан в прикрепленной конкурсной документации. Однако Конкурсная документация Конкурсов 2011 содержит перечень муниципального имущества, являющегося объектами договора аренды, с указанием наименования объекта, его инвентарного и реестрового номеров, балансовой стоимости, места расположения, года ввода в эксплуатацию.

При этом, следует отметить, что пунктом 3.2.2. проектов договоров, заключаемых по результатам проведения Конкурсов 2011, на арендатора возложена обязанность производить за свой счет капитальный и текущий ремонт передаваемого имущества и нести расходы по его эксплуатации. Положения Конкурсной документации Конкурсов 2011, включая проект договора, не содержат сведений, позволяющих определенно установить объем работ по капитальному ремонту объектов муниципального имущества, необходимых к выполнению в случае заключения договора.

Отсутствие в извещениях о проведении Конкурсов 2011 обязательных сведений о муниципальном имуществе, права на которое передаются по договору, предусмотренных Правилами, в части неуказания технических характеристик муниципального имущества, в том числе позволяющих определенно установить перечень и объем работ по капитальному ремонту передаваемого муниципального имущества, например, протяженности линий электропередачи, технического состояния сетей электроснабжения, оборудования, трансформаторных подстанций, площадей, степени износа, остаточной стоимости передаваемого имущества и иных характеристик, с учетом возложения положениями конкурсной документации Конкурсов 2011 на арендатора обязанности по проведению капитального ремонта объектов муниципального имущества, может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурсов 2011, в том числе ввиду уменьшения количества участников Конкурсов 2011 по причине принятия потенциальными участниками решения об отказе от участия в Конкурсах 2011 ввиду отсутствия обязательной информации, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Комитета по неуказанию в извещениях о проведении Конкурсов 2011 предусмотренных Правилами обязательных сведений о муниципальном имуществе, права на которое передаются по договору, в части неуказания технических характеристик муниципального имущества, в том числе позволяющих определенно установить перечень и объем работ по капитальному ремонту передаваемого муниципального имущества, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Действия Администрации по установлению в конкурсных документациях Конкурсов 2011 критериев оценки, не предусмотренных действующим законодательством, а также не позволяющих определенно сформировать предложение по установленным конкурсной документацией критериям, в том числе по причине невозможности определения конкретных характеристик объекта аренды, которым должен соответствовать объект аренды на момент окончания действия договора, и отсутствия указания в конкурсной документации Конкурсов 2011 технических характеристик передаваемого муниципального имущества, в том числе позволяющих определенно установить перечень и объем работ по капитальному ремонту передаваемого муниципального имущества, с учетом возложения положениями конкурсной документации Конкурсов 2011 на арендатора обязанности по проведению капитального ремонта объектов муниципального имущества, а также положений, противоречащих требованиям подпункта 2 пункта 31, подпункта 15 пункта 40, пунктов 36, 65 Правил, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении Конкурсов 2011, в том числе ввиду уменьшения количества участников Конкурсов 2011 по причине принятия потенциальными участниками решения об отказе от участия в Конкурсах 2011, в том числе ввиду невозможности формирования предложения по критериям, установленным в конкурсной документации, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Администрацией 28.12.2012 изданы Постановления №№ 7786, 7787, 7788, 7789 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества, находящегося в собственности Миасского городского округа» (далее – Постановления 2012), в соответствии с которыми предписано передать ЗАО «МиассЭнерго» в аренду сроком на 11 месяцев имущество, находящееся в собственности Миасского городского округа согласно приложениям к данным постановлениям для оказания услуг населению Миасского городского округа по электроснабжению; Комитету заключить договор аренды в установленном законом порядке. Указанные постановления содержат указание на передачу муниципального имущества целевым образом конкретному хозяйствующему субъекту, проведение торгов на право заключения данными постановлениями не предусмотрены. Основанием для заключения договоров аренды без проведения торгов Администрация указывает положения части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Постановлениями 2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» 28.12.2012 заключены договоры аренды №№ 126, 127, 128, 129 (далее – Договоры 2012). В соответствии с указанными договорами Комитетом переданы на правах аренды ЗАО «МиассЭнерго» сроком на 11 месяцев без проведения торгов объекты электроснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, а именно:

- по договору аренды № 126 от 28.12.2012: 47 объектов электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 9 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/06;

- по договору аренды № 127 от 28.12.2012: 12 объектов электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 3 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/03, лот № 1;

- по договору аренды № 128 от 28.12.2012: 68 объектов электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 9 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/05;

- по договору аренды № 129 от 28.12.2012: 23 объекта электроснабжения, входивших в состав муниципального имущества, являвшегося предметом договора безвозмездного пользования № 18 от 31.10.2011, договора аренды № 113 от 01.10.2012, проекта договора, подлежавшего заключению по результатам отмененного конкурса по извещению № 240912/0221090/03, лот № 2.

В письменных пояснения и на заседаниях Комиссии представителями Комитета и Администрации пояснено, что Договоры 2012 заключены на основании положений части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку до их заключения ЗАО «МиассЭнерго» использовало переданное имущество по договорам безвозмездного пользования №№ 3, 9, 18 от 31.10.2011, заключенным по результатам проведения торгов.

Челябинское УФАС России отмечает, что положениями части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, арендодатель имеет возможность заключения без проведения торгов договора аренды на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации. При этом законодатель ставит указанную возможность в зависимость от одновременного соблюдения следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года, срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Таким образом, исходя из содержания нормы, закрепленной частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, следует, что для заключения с арендатором договора аренды на новый срок без проведения торгов необходимо наличие, в том числе, следующих обстоятельств:

- наличие договора аренды, срок действия которого истек;

- данный договор был заключен в порядке, предусмотренном частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции;

- арендатором надлежаще исполнены обязанности по данному договору аренды.

Частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, за исключением следующих случаев:

- принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

- наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пунктом 31 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» предусмотрено, что по смыслу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение (продление) договора аренды на новый срок является заключением нового договора.

Таким образом, договор аренды государственного или муниципального имущества, может быть продлен в порядке, установленном частями 9-10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в случаях, если такой договор был заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации, иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

При этом решение арендодателя о перезаключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции зависит от принятого им в установленном порядке решения о порядке распоряжения имуществом, а также от исполнительной дисциплины арендатора по выполнению своих обязательств по договору аренды.

В рассматриваемом случае, Администрация и Комитет указывают на заключение Договоров 2012 по причине предоставления ранее в пользование ЗАО «МиассЭнерго» этого же муниципального имущества по договорам, заключенным по результатам проведения торгов: договоры безвозмездного пользования №№ 3, 9, 18 от 31.10.2011. Однако положения части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяют свое действие на случаи продления (заключения на новый срок) договоров безвозмездного пользования. Кроме того, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, договор безвозмездного пользования и договор аренды по сути являются разными типами договоров. Заключение договора аренды муниципального имущества по истечении срока действия договора безвозмездного пользования этим же имуществом не может рассматриваться в качестве продления договора безвозмездного пользования.

Кроме того, Челябинским УФАС России установлено, что 01.10.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» заключен договор аренды № 113, в соответствии с которым ЗАО «МиассЭнерго» передано в аренду муниципальное имущество – объекты электроснабжения, являвшееся предметом договоров безвозмездного пользования №№ 3, 9, 18 от 31.10.2011, сроком на 30 дней без проведения торгов.

Таким образом, после окончания 30.09.2011 срока действия договоров безвозмездного пользования №№ 3, 9, 18 от 31.10.2012 правоотношения между сторонами, связанные с указанными договорами, прекратились. С 01.10.2012 между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго» возникли правоотношения, связанные с исполнением договора аренды № 113 от 01.10.2012.

Продление срока действия договора № 113 от 01.10.2012 в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, также невозможно, ввиду его заключения без соблюдения конкурентных процедур (проведения торгов). Срок, установленный пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, является пресекательным и продлению не подлежит.

В соответствии с пунктом 9.1 договоров аренды №№ 126, 127, 128, 129 от 28.12.2012 срок действия данных договоров установлен с 01.11.2012 по 30.09.2013. Из представленных документов и пояснений представителей Администрации и ЗАО «МиассЭнерго» следует, что по истечении срока действия указанные договоры продлены не были, однако имущество, переданное по указанным договорам, фактически находится у ЗАО «МиассЭнерго». Комитетом и Администрацией требования по возврату муниципального имущества в связи с истечением срока действия договоров аренды №№ 126, 127, 128, 129 от 28.12.2012 в адрес ЗАО «МиассЭнерго» не направлялись.

При этом Челябинское УФАС России отмечает, что в силу положений части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. ЗАО «МиассЭнерго» и Комитет понимали или должны были понимать незаконность продолжения договорных отношений по аренде муниципального имущества по истечении срока действия договоров аренды №№ 126, 127, 128, 129 от 28.12.2012, тем не менее договорные отношения фактически были продолжены.

Как следует из материалов дела, заинтересованность в получении муниципального имущества, переданного по договорам аренды №№ 126, 127, 128, 129 от 28.12.2012, и осуществлении предпринимательской деятельности с его использованием на территории Миасского городского округа в сфере предоставления услуг электроснабжения имеют несколько хозяйствующих субъектов. Так, на участие в Конкурсах 2011 были поданы заявки ЗАО «МиассЭнерго» (исх. № 956, 958, 959 от 18.10.2011), общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Практика» (исх. №№ 21, 22, 24 от 20.10.2011); на участие в конкурсах по извещениям №№ 240912/0221090/03, 240912/0221090/05, 240912/0221090/06 были поданы заявки ЗАО «МиассЭнерго» (исх. №№ 1558, 1562, 1566, 1570 от 23.10.2012), ООО «АЭС Инвест» (исх. № 1077, 1078, 1079, 1080 от 24.10.2012).

Кроме того, ООО «АЭС Инвест» предпринимались такие действия, как обращение в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора конкурсов при организации и проведении конкурсов по извещениям №№ 240912/0221090/03, 240912/0221090/05, 240912/0221090/06, подача заявления о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым возбуждено настоящее дело, обращение в Администрацию о предоставлении объектов электроснабжения в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку ООО «АЭС Инвест» располагает технологически связанными с муниципальным имуществом сетями электроснабжения. Таким образом, ООО «АЭС Инвест» продолжительное время предпринимались действия по получению во владение муниципального имущества, защите своих прав и законных интересов, связанных с возможностью получения указанного имущества, в том числе путем обращения в антимонопольный орган, что свидетельствует о заинтересованности данного хозяйствующего субъекта в получении муниципального имущества, переданного ЗАО «МиассЭнерго» по договорам аренды №№ 126, 127, 128, 129 от 28.12.2012.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Действия Комитета по заключению в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договоров аренды муниципального имущества от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129 без проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества и его передаче, а также непринятию мер по возврату переданного по договорам аренды муниципального имущества в казну Миасского городского округа по истечению срока действия указанных договоров, которые создают для ЗАО «МиассЭнерго» преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и дальнейшем его использовании, препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия Администрации по изданию Постановлений №№ 7786, 7787, 7788, 7789 от 28.12.2012 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества, находящегося в собственности Миасского городского округа», в соответствии с которыми Комитету предписано заключить договоры аренды муниципального имущества с конкретным хозяйствующим субъектом (ЗАО «МиассЭнерго») без проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, создают для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствуют доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Заключение договоров аренды муниципального имущества от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129 без проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества и передача данного имущества, а также непринятие мер по возврату переданного по договорам аренды муниципального имущества в казну Миасского городского округа по истечению срока действия договоров указывает на стремление Комитета привлечь ЗАО «МиассЭнерго» к оказанию услуг электроснабжения на территории Миасского городского округа на неопределенный срок без проведения конкурентных процедур.

ЗАО «МиассЭнерго» понимало или должно было понимать противоправность заключения договоров аренды муниципального имущества от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129 без проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, принятия в пользование муниципального имущества и использования муниципального имущества по истечении срока действия договоров аренды муниципального имущества от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129. Непринятие ЗАО «МиассЭнерго» мер по отказу от заключения противоправного соглашения, отказу от продолжения договорных отношений и возврату муниципального имущества указывают на заинтересованность ЗАО «МиассЭнерго» в возникновении и продолжении договорных отношении по использованию муниципального имущества, в том числе после истечения срока действия договоров, без проведения торгов.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует о взаимной заинтересованности ЗАО «МиассЭнерго» и Комитета в нахождении муниципального имущества неопределенное время в распоряжении ЗАО «МиассЭнерго» без соблюдения конкурентных процедур.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Договоры аренды муниципального имущества от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, заключенные с нарушением требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции между Комитетом и ЗАО «МиассЭнерго», в соответствии с которыми ЗАО «МиассЭнерго» без проведения торгов передано муниципальное имущество, при наличии организаций также претендующих на право пользования данным муниципальным имуществом (в том числе ООО «АЭС Инвест»), с учетом фактического возобновления действия договоров на неопределенный срок по истечении срока действия договоров ввиду непринятия мер по возврату переданного муниципального имущества в казну муниципального образования, создают преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального ресурса отдельному хозяйствующему субъекту, создают ограничения для доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, соответствуют интересам каждой из сторон соглашений и нарушают положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи.

Выдать Комитету по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области и закрытому акционерному обществу «МиассЭнерго» предписания о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, путем прекращения соглашений, предусмотренных договорами аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, и возврата муниципального имущества, переданного ЗАО «МиассЭнерго» по договорам аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, в казну Миасского городского округа Челябинской области.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; в отношении Комитета по части 1 статьи 15, части 1 статьи 17, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции; в отношении Комитета и ЗАО «МиассЭнерго» статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Администрации Миасского городского округа Челябинской области по установлению в конкурсных документациях конкурсов на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом по извещениям №№ 080911/0221090/01, 080911/0221090/03, 080911/0221090/04 критериев оценки, не предусмотренных действующим законодательством, а также не позволяющих определенно сформировать предложение по установленным конкурсной документацией критериям, в том числе по причине невозможности определения конкретных характеристик объекта аренды, которым должен соответствовать объект аренды на момент окончания действия договора, и отсутствия указания в конкурсной документации Конкурсов 2011 технических характеристик передаваемого муниципального имущества, в том числе позволяющих определенно установить перечень и объем работ по капитальному ремонту передаваемого муниципального имущества, с учетом возложения положениями конкурсной документации Конкурсов 2011 на арендатора обязанности по проведению капитального ремонта объектов муниципального имущества, а также положений, противоречащих требованиям подпункта 2 пункта 31, подпункта 15 пункта 40, пунктов 36, 65 Правил, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении Конкурсов 2011, в том числе ввиду уменьшения количества участников Конкурсов 2011 по причине принятия потенциальными участниками решения об отказе от участия в Конкурсах 2011, в том числе ввиду невозможности формирования предложения по критериям, установленным в конкурсной документации, и невозможности определенно установить перечень и объем работ по капитальному ремонту передаваемого муниципального имущества.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Миасского городского округа Челябинской области по изданию Постановлений №№ 7786, 7787, 7788, 7789 от 28.12.2012 «О передаче в аренду ЗАО «МиассЭнерго» имущества, находящегося в собственности Миасского городского округа», в соответствии с которыми Комитету по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области предписано заключить договоры аренды муниципального имущества с конкретным хозяйствующим субъектом (ЗАО «МиассЭнерго») без проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, что создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов.

3. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Комитета по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области по неуказанию в извещении о проведении конкурсов на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом по извещениям №№ 080911/0221090/01, 080911/0221090/03, 080911/0221090/04 предусмотренных Правилами обязательных сведений о муниципальном имуществе, права на которое передаются по договору, в части неуказания технических характеристик муниципального имущества, в том числе позволяющих определенно установить перечень и объем работ по капитальному ремонту передаваемого муниципального имущества, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов.

4. Признать нарушением части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции действия Комитета по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области по заключению договоров аренды муниципального имущества от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129 без проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества и его передаче, а также непринятию мер по возврату переданного по договорам аренды муниципального имущества в казну Миасского городского округа по истечению срока действия договоров, которые создают для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и дальнейшем его использовании, препятствуют доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, также имеющих намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

5. Признать соглашениями, нарушающими положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи, договоры аренды муниципального имущества от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, заключенные с нарушением требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции между Комитетом по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа и закрытым акционерным обществом «МиассЭнерго», в соответствии с которыми ЗАО «МиассЭнерго» без проведения торгов передано муниципальное имущество, при наличии организации также претендующей на право пользования данным муниципальным имуществом (общество с ограниченной ответственностью «АЭС Инвест»), с учетом фактического возобновления действия договоров на неопределенный срок по истечении срока действия договоров ввиду непринятия мер по возврату переданного муниципального имущества в казну муниципального образования, что создает преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального ресурса отдельному хозяйствующему субъекту, создает ограничения для доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

6. Выдать Комитету по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области и закрытому акционерному обществу «МиассЭнерго» предписания о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, путем прекращения соглашений, предусмотренных договорами аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, и возврата муниципального имущества, переданного ЗАО «МиассЭнерго» по договорам аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, в казну Миасского городского округа Челябинской области.

7. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

8. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Н.А. Самарина

Д.В. Вурьев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Вурьев Д.В.

(351) 265-93-79

31.12.2013

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 55-07/13 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

 

«31» декабря 2013 года                                                            

г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Самариной Н.А.

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Вурьева Д.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 31 декабря 2013 года по делу № 55-07/13 о нарушении Комитетом по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области (456300, Челябинская обл., г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Администрацией Миасского городского округа Челябинской области  (456300, Челябинская обл., г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комитетом по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области и закрытым акционерным обществом «МиассЭнерго» (456300, Челябинская обл., г. Миасс, ул. Академика Павлова, д. 22) статьи 16 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Комитету по управлению имуществом Администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее – Комитет) в срок до 07 февраля 2014 года прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи, путем прекращения соглашений, предусмотренных договорами аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, и возврата муниципального имущества, переданного ЗАО «МиассЭнерго» по договорам аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, в казну Миасского городского округа Челябинской области.

2. Комитету в срок до 14 февраля 2014 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: копию направленного в адрес закрытого акционерного общества «МиассЭнерго» уведомления о прекращении соглашений от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129 и возврате переданного по данным соглашениям имущества, с приложением документов, подтверждающих его направление; копию ответа ЗАО «МиассЭнерго» на требование о возврате переданного имущества с отметкой о его получении Комитетом; копию акта приема-передачи муниципального имущества, переданного по договорам аренды от 28.12.2012 №№ 126, 127, 128, 129, из владения ЗАО «МиассЭнерго» в казну Миасского городского округа Челябинской области.

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

Председатель Комиссии                                                                                         

А.А. Козлова

Члены Комиссии:                                                                                                

 Н.А. Самарина            

Д.В. Вурьев

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Вурьев Д.В.

(351) 265-93-79

31.12.2014

Связанные организации

Связанные организации не указаны