Решение б/н Решение и предписание № 55-08/2016 в отношении АО «Елатомски... от 14 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

21 ноября 2016 года                                                                                            г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

         председатель Комиссии:

<…> – руководитель Челябинского УФАС России;

         члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 55-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения рекламной информации об аппарате «Алмаг» на телеканале ГТРК «Южный Урал» в период с 01 января 2016 года по 15 января 2016 года,

 

                                                            УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе проведен анализ рекламной информации аппарата «Алмаг», которая транслировалась на телеканале ГТРК «Южный Урал» в период с 01 января 2016 года по 15 января 2016 года.

Из полученных  Челябинским УФАС России материалов следует, что между                                             ООО «Видео Интернешнл-Челябинск» и АО «Елатомский приборный завод» заключен договор от 01 января 2015 года № 1501-033М на оказание услуг по проведению рекламной кампании АО «Елатомский приборный завод» путем размещения рекламы в региональном эфире телеканала ГТРК «Южный Урал» в период с 01 января 2016 года по 15 января 2016 года.

Согласно пункту 3.2.2 договора от 01 января 2015 года № 1501-033М                              АО «Елатомский приборный завод» обязуется представить ООО «Видео Интернешнл-Челябинск» рекламную информацию об аппарате «Алмаг-01» для ее распространения.

На запрос Челябинского УФАС России ООО «Видео Интернешнл-Челябинск» представило семь видеозаписей рекламной информации, которые были предоставлены АО «Елатомский приборный завод» и транслировались на телеканале ГТРК «Южный Урал» в период с 01 января 2016 года по 15 января 2016 года.

Первая видеозапись рекламной информации содержит образ физического лица, которое осуществляет покупку аппарата «Алмаг» в аптеке и озвучивает информацию о характеристиках медицинского прибора с наименованием аппарат «Алмаг-01». В частности, используются следующие выражения: «Вы купили Алмаг – Почему? Меня еще в советское время в санатории магнитами лечили, Алмаг нужен чтобы нормально ходить».

Вторая видеозапись рекламной информации содержит образ физического лица пенсионного возраста, которое осуществляет покупку аппарата «Алмаг» в аптеке и рассказывает причину покупки указанного аппарата. В частности, используются следующие выражения: «Вы купили Алмаг – Почему? У меня болят суставы, лечение требуется регулярно, думаю Алмаг окупится».

Третья видеозапись рекламной информации содержит образ физического лица, которое осуществляет покупку аппарата «Алмаг» в аптеке и рассказывает причину покупки данного аппарата. В частности, используются следующие выражения: «Вы купили Алмаг – Почему? Маме ноги лечить, сама она не доедет, будем лечиться дома».

Четвертая видеозапись рекламной информации содержит перечень заболеваний, при которых медицинское изделие с наименованием аппарат  «Алмаг 01» рекомендовано к применению при заболеваниях «варикоз», «артроз», «остеохондроз». В частности, используются следующие выражения: «Артроз, остеохондроз, варикоз болезней много, аппарат один - «Алмаг 01».

Пятая видеозапись рекламной информации содержит перечень заболеваний, при которых медицинское изделие с наименованием аппарат «Алмаг 01» рекомендовано к применению при заболеваниях «артроз», «остеохондроз», «варикоз». В частности, используются следующие выражения: «Артроз, остеохондроз при этих и других заболеваниях Вам может помочь аппарат «Алмаг».

Шестая видеозапись рекламной информации содержит изображение физического лица, применяющего медицинское изделие с наименованием аппарат «Алмаг 01».  При трансляции видеорекламы озвучивается информация следующего содержания: «Счастье, когда родные рядом, но внезапная боль может все нарушить. Справится с болью и дать отпор болезням может помочь «Алмаг».

Седьмая видеозапись рекламной информации содержит изображение физического лица, применяющего медицинское изделие с наименованием аппарат «Алмаг 01».  При трансляции видеорекламы озвучивается информация следующего содержания:  «Настоящий друг всегда знает, что тебе нужно – «Алмаг -01».

Согласно части 2 статьи 3 объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В данном случае объектом рекламирования является медицинское изделие аппарат «Алмаг - 01», зарегистрированное на основании регистрационного удостоверения  Росздравнадзора от 14 декабря 2009 года № ФСР 2007/00136.

Показание к применению медицинского изделия аппарата «Алмаг - 01» подтверждаются инструкцией по применению аппарата «Алмаг-01», утвержденной письмом Росздравнадзора от 18 марта 2010 года № 04-5801/10.

Анализ представленной рекламной информации показывает, что реклама медицинского изделия с наименованием аппарата «Алмаг - 01»  содержит образы и выражения физических лиц, которые приобрели данное изделие для лечения заболеваний «варикоз», «артроз», «остеохондроз». При этом используемые данными лицами выражения и изображения (применение медицинского изделия, демонстрация процессов симптомов, возникающих при различных заболеваниях, озвучивание физическими лицами информации о применении аппарата «Алмаг-01») воспринимается как одобрение конкретными гражданами применения медицинского изделия «Алмаг-01» при различных заболеваниях, в частности «артроз», «остеохондроз», «варикоз».

Челябинским УФАС России была проведена внеплановая документарная проверка (распоряжение от 25 апреля 2016 года № 1), у АО «Елатомский приборный завод» были запрошены документы и сведения о правах на использование образов физических лиц в рекламе аппарата «Алмаг», договоры на участие физических лиц в производстве видеоматериалов рекламы аппарат «Алмаг» (пункты 8, 9 запроса Челябинского УФАС России о представлении документов от 25 апреля 2016 года              № 5236/08).

В ответ на запрос Челябинского УФАС России от 25 апреля 2016 года № 5236/08 АО «Елатомский приборный завод» представило информацию и документы о соответствии аппарата «Алмаг-01» требованиям нормативной документации, требованиям ГОСТ Р 50267.0.2-2005 по устойчивости к электромагнитным помехам и по уровню создаваемых индустриальных радиопомех на клеммах питающей сети, ГОСТ З 50444-92, ГОСТ Р 50267.0-92 (МЭК 601-1-88) по пунктам, применимым к данному изделию. Также АО «Елатомский приборный завод» представило декларацию соответствия аппарата магнитотерапевтеческого бегущим импульсным полем малогаборитного «Алмаг-01» требованиям нормативных документов № РОСС RU.ИМ04.Н08527, декларацию Таможенного союза о соответствии аппарта «Алмаг-01» требованиям ТР ТС 020/2011 и инструкцию по применению аппарата магнитотерапевтеческого бегущим импульсным полем, малогаборитного «Алмаг-01».

С материалами также представлен договор от 25.11.2015, заключенный между АО «Елатомский приборный завод» и ИП Шафоростовым С.А., предметом которого является изготовление (доработка) аудио и видеометериалов АО «Елатомский приборный завод», согласованных сторонами, передача авторских прав на результат работ.

В ответ на определение о возбуждении дела АО «Елатомский приборный завод» представило письменные пояснения о том, что сюжеты рекламных роликов основаны на историях реальных людей, от которых в адрес предприятия поступают благодарственные письма, копии нескольких писем содержатся в материалах дела. Общество указало о том, что в рекламных роликах снимаются актеры, однако материалы дела не содержат копий договор с артистами, принимающих участие в рекламе аппарата «Алмаг-01».

            В ходе рассмотрения дела Челябинским УФАС России у Челябинского государственного Университета письмом от 22.08.2016 № 10536/08 запрошено мнение по вопросам восприятия образов физических лиц как образов, рекомендующих или одобряющих объект рекламирования, присутствия в рекламе сведений, содержащих рекомендации физических лиц. В материалы дела поступила лингвистическая экспертиза, проведенная доцентом кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» в отношении рекламных видеороликов аппарата «Алмаг-01», которая показала следующее. В указанной рекламе использованы сюжеты, построенные по принципу диалога, истории об успешном решении проблемы со здоровьем при применении аппарата «Алмаг-01». Построенные в указанных форматах рекламные ролики позволяют оказывать убеждающее действие на целевую аудиторию мягко и без давления. Часть представленных роликов не содержит признаков прямой рекомендации как совета, однако выражает позитивное отношение героя ролика к объекту рекламирования, его одобрение. Так, эксперт заключил, что в части представленной рекламной продукции содержатся высказывания персонажей, признающие рекламируемый аппарат «Алмаг-01» «хорошим, правильным, допустимым», то есть одобряющим его приобретение.

            Вопрос о наличии в рекламе сведений об одобрении и образов физических лиц, рекомендующих объект рекламирования (аппарат «Алмаг») вынесен на рассмотрение Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России (далее – Экспертный совет). Перед членами Экспертного совета поставлен вопрос: «Воспринимаются ли присутствующие в рекламе образы как образы физических лиц, рекомендующих либо одобряющих объект рекламирования, а именно мобильный терапевтический прибор аппарат «Алмаг-01»?», 9 из 16 человек сочли, что образы физических лиц, присутствующие в рекламном ролике мобильного терапевтического прибора аппарата «Алмаг-01»,  не воспринимаются как образы, рекомендующие либо одобряющие объект рекламирования. На вопрос: «Является ли присутствующая в рекламе визуальная и текстовая информация, включая выражения людей, изображенных в рекламе, сведениями о рекомендациях физических лиц относительно объекта рекламирования – мобильного терапевтического прибора аппарата «Алмаг-01»?» 9 из 16 членов Экспертного совета ответили, что присутствующая в рекламе визуальная и текстовая информация, включая выражения людей, изображенных в рекламном ролике мобильного терапевтического прибора аппарата «Алмаг-01», не является сведениями о рекомендациях физических лиц относительно объекта рекламирования.

            По мнению Комиссии, несмотря на то, что большинство членов Экспертного совета высказались о том, что информация в рекламном ролике аппарата «Алмаг-01» не содержит сведений о рекомендациях физических лиц объекта рекламирования, и присутствующие в рекламе физические лица не воспринимаются как образы, рекомендующие либо одобряющие объект рекламирования, для 44%  респондентов рекламные образы воспринимаются  как образы, рекомендующие либо одобряющие объект рекламирования и для 25% - визуальная и текстовая информация рекламы аппарата «Алмаг-01» является сведениями о рекомендациях физических лиц относительно объекта рекламирования.

            Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в рекламных роликах аппарата «Алмаг-01» содержатся рекомендации физических лиц относительно объекта рекламирования (аппарата «Алмаг-01»).

            Из содержания указанной рекламы усматривается, что физические лица, принимающие участие в рекламе, дают оценку лечебным свойствам аппарата «Алмаг-01».

            Федеральный закон «О рекламе» содержит указание на распространение рекламы, содержащей достоверную информацию об одобрении физическими лицами самого объекта рекламирования, то есть товара и не предполагает, что в рекламе должно быть выражено одобрение конкретному лицу или организации.

            Таким образом, в рекламе аппарата «Алмаг-01», распространенной на телеканале ГТРК «Южный Урал» в период с 01 января 2016 года по 15 января 2016 года, содержится указание на одобрение физических лиц в связи с применением объекта рекламирования - аппарата «Алмаг-01».

По изложенным основаниям не принимаются во внимание доводы АО «Елатомский приборный завод» о том, что в рекламе Алмаг-01», распространенной на телеканале ГТРК «Южный Урал», должна содержаться информация о том, кому и за что выражается благодарность.

            Из видеозаписей, содержащихся в материалах дела, усматривается, что в них присутствуют образы физических лиц, выражающих одобрение на использование аппарата «Алмаг-01». Как следует из пояснений АО «Елатомский приборный завод» в съемке рекламных роликов аппарата «Алмаг-01» принимали участие профессиональные актеры. Челябинским УФАС России истребованы документы об участии физических лиц, в том числе осуществляющих трудовую деятельность по специальности «актерское мастерство», в съемке рекламных роликов об аппарате «Алмаг-01», которые транслировались на телеканале ГТРК «Южный Урал», не представлено договоров с актерами, принимавших участие в съемке спорной рекламы, а также документов, подтверждающих, что физические лица, участвовавшие в съемке рекламных роликов, одобряют применение аппарата «Алмаг-01».

            Факт того, что в данном случае в рекламе принимают участие актеры не исключает того, что их одобрение относительно объекта рекламирования должно быть подтверждено документально. Представленные АО «Елатомский приборный завод» копии писем не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих наличие одобрения физическими лицами относительно объекта рекламирования, поскольку не свидетельствуют, что данные письма составлены именно теми лицами, которые принимали участие в съемках рекламных роликов аппарата «Алмаг-01».

            Факт наличия писем граждан с отзывами об аппарате «Алмаг-01» не свидетельствует об одобрении конкретными физическими лицами, включая лиц являющихся актерами в силу профессиональной деятельности, определенного объекта рекламирования. Документов, подтверждающих что физические лица, письма которых поступили в адрес АО «Елатомский приборный завод», принимали участие в съемках рекламных видеороликов аппарата «Алмаг-01» не представлено. Съемки рекламных роликов аппарата «Алмаг-01» на основе жизненных ситуаций не исключает указания в рекламе достоверной информации об одобрении объекта рекламирования.

            Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к доводу АО «Елатомский приборный завод» о необходимости получения доказательств одобрения какого-либо объекта у животных или известных исторических личностей в связи с использованием их образов или изображений в рекламе, поскольку демонстрация животных, либо актеров в образе известных личностей никак не связаны с изображением в рекламе конкретных физических лиц, в том числе осуществляющих деятельность по специализации «актерское мастерство» на момент съемок рекламы. Как следует из нормы рекламного законодательства не допускается распространение рекламы, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения об одобрении объекта рекламирования именно физическими лицами, а не животными, либо лицами не принимавшими участие в съемке рекламы.

            Согласно пункту 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

            Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за данное нарушение, согласно статье 38 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с договором от 01 января 2015 года № 1501-033М рекламодателем указанной рекламной информации является АО «Елатомский приборный завод».

Поскольку по состоянию на 21 ноября 2016 года АО «Елатомский приборный завод» не представлено документов, материалов с указанием на прекращение распространения рекламы аппарата «Алмаг-01», не соответствующей требованиям пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», Комиссия считает возможным выдать АО «Елатомский приборный завод» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу аппарата «Алмаг-01», распространенную на телеканале ГТРК «Южный Урал» в период с 01 января 2016 года по 15 января 2016 года, содержащей не соответствующие действительности сведения об одобрении физическими лицами объекта рекламирования, что нарушает требования пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать АО «Елатомский приборный завод» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Елатомский приборный завод» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

     ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

21 ноября 2016 года                                                                                            г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

          председатель Комиссии:

<…> – руководитель Челябинского УФАС России;

          члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании решения от 21 ноября 2016 по делу № 55-08/2016 о признании рекламы аппарата «Алмаг-01», распространенную на телеканале ГТРК «Южный Урал» в период с 01 января 2016 года по 15 января 2016 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Елатомский приборный завод» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять посредством телевещания рекламу содержащую:

1.1) образ физического лица, которое осуществляет покупку аппарата «Алмаг» в аптеке и озвучивает информацию о характеристиках медицинского прибора с наименованием аппарат «Алмаг-01» с использованием следующих выражений: «Вы купили Алмаг – Почему? Меня еще в советское время в санатории магнитами лечили, Алмаг нужен чтобы нормально ходить»;

1.2) образ физического лица пенсионного возраста, которое осуществляет покупку аппарата «Алмаг» в аптеке и рассказывает причину покупки указанного аппарата с использованием следующих выражений: «Вы купили Алмаг – Почему? У меня болят суставы, лечение требуется регулярно, думаю Алмаг окупится»;

1.3) образ физического лица, которое осуществляет покупку аппарата «Алмаг» в аптеке и рассказывает причину покупки данного аппарата с использованием следующих выражений: «Вы купили Алмаг – Почему? Маме ноги лечить, сама она не доедет, будем лечиться дома»;

1.4) перечень заболеваний, при которых медицинское изделие с наименованием аппарат  «Алмаг 01» рекомендовано к применению при заболеваниях «варикоз», «артроз», «остеохондроз» с использованием следующих выражений: «Артроз, остеохондроз, варикоз болезней много, аппарат один - «Алмаг 01»;

1.5) перечень заболеваний, при которых медицинское изделие с наименованием аппарат «Алмаг 01» рекомендовано к применению при заболеваниях «артроз», «остеохондроз», «варикоз» с использованием следующих выражений: «Артроз, остеохондроз при этих и других заболеваниях Вам может помочь аппарат «Алмаг»;

1.6) изображение физического лица, применяющего медицинское изделие с наименованием аппарат «Алмаг 01» с озвучиванием информации следующего содержания: «Счастье, когда родные рядом, но внезапная боль может все нарушить. Справится с болью и дать отпор болезням может помочь «Алмаг»;

1.7) изображение физического лица, применяющего медицинское изделие с наименованием аппарат «Алмаг 01» с озвучиванием информации следующего содержания:  «Настоящий друг всегда знает, что тебе нужно – «Алмаг -01».

2. АО «Елатомский приборный завод» в срок до 30 декабря 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы аппарата «Алмаг-01» посредством ее трансляции на телеканале ГТРК «Южный Урал».

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны