Решение б/н Решение и предписание по делу № 552-ж/2013 по жалобе ООО «Ге... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 552-ж/2013

 

21 ноября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

Долгополовой К.А.

-

главного специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобу ООО «Гермес сервис» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку молочных смесей для питания новорожденных детей в педиатрических отделениях (извещение № 0169200000313007130), в присутствии:

- представителя Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, действующего на основании доверенности от 29.12.2012 № 40;

- представителей ГБУЗ «ОКБ № 2», действующих на основании доверенностей от 14.11.2013 № 31 и от 20.11.2013б/н,

в отсутствие представителей ООО «Гермес сервис» (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлены),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 14.11.2013 поступила жалоба ООО «Гермес сервис» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку молочных смесей для питания новорожденных детей в педиатрических отделениях (извещение № 0169200000313007130) (далее - Аукцион).

Согласно представленным документам, ГБУЗ «ОКБ № 2» (далее - Заказчик) и Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее – Уполномоченный орган) объявили о проведении Аукциона.

В соответствии со статьей 41.5 Закона о размещении заказов, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 05.11.2013 (в редакции № 2 от 07.11.2013)

Начальная (максимальная) цена контракта — 1 408 719, 18 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 15.11.2013 10:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 18.11.2013.

Дата проведения открытого аукциона в электронной форме – 21.11.2013.

По состоянию на 21.11.2013 государственный контракт не заключен, аукцион признан несостоявшимся ввиду поступления единственной заявки от ООО «Смарт Урал».

Согласно доводам жалобы, заявитель полагает, что заказчиком неправомерно по позициям 1,3, 6 спецификации документации об аукционе установлены требования к содержанию молочных смесей, которым в совокупности по позиции № 1 отвечает только молочная смесь «Нутрилак Пре», по позиции № 3- «Симилак Особая Забота», по позиции № 6- «НАН Комфорт».

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что при формировании технического задания документации об аукционе учитывались потребности детей в содержании молочных смесей, опыт заказчика по выкармливанию новорожденных детей, к поставке по позиции № 1 участники размещения заказа могут предложить Пре Нутрилак, Пре НАН и Хумана пре, по позиции № 3 – только Симилак Особая Забота (в связи с выписными эпикризами, соответствием указанного продукта требованиям Технического регламента и Технического регламента таможенного союза), по позиции № 6 – НАН Комфорт и Беллакт Иммунис 0-12.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «Гермес сервис», и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

При этом частью 3.1 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определено, что при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

Обращение на территории Российской Федерации молочных смесей – заменителей женского молока регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:

- Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 № 299 (далее – Единые требования);

- Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 № 955 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия».

Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее - Единый перечень товаров) (часть 1.2 статьи 1 Единых требований).

В Единый перечень входят специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее - специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты (пункт 2 раздела II Единого перечня).

Технический регламент, в свою очередь, устанавливает:

- объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит указанный Технический регламент;

- требования к безопасности объектов технического регулирования;

-требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах и т.д. (статьи я Технического регламента).

В соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 2 Технического регламента продукты детского питания на молочной основе, молочные смеси ( в том числе сухие молочные смеси), молочные напитки ( в том числе молочные напитки) для детей раннего возраста, молочные каши относятся к объектам технического регулирования указанного Технического регламента.

Под продуктами детского питания для детей раннего возраста понимаются продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от рождения до трех лет (часть 4 статьи 14 Технического регламента).

Под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молоко других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии (часть 5 статьи 14 Технического регламента).

Статья 15 Технического регламента содержит требования к продуктам питания на молочной основе:

- пищевая ценность продуктов детского питания на молочной основе должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста и должны быть безопасными для здоровья ребенка;

- продукты детского питания на молочной основе и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности и пищевой ценности, установленным Техническим регламентом и законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- продукты детского питания на молочной основе не должны содержать компоненты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, искусственных красителей и ароматизаторов.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Технического регламента показатели содержания потенциально опасных веществ, а также показатели окислительной порчи в продуктах детского питания на молочной основе для детей раннего возраста не должны превышать установленных Техническим регламентом допустимый уровень.

Согласно части 3 статьи 43 Технического регламента молоко и молочная продукция, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном Техническим регламентом.

Согласно Информационной карте документации об аукционе заказчику требуются к поставке молочные смеси для питания новорожденных детей в педиатрических отделениях в соответствии с приложением № 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме «Спецификация».

Спецификация документации об аукционе по позициями 1,3, 6 содержит указание на необходимость поставки товара со следующими характеристиками:

Позиция № 1: «Сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания недоношенных и маловесных детей с рождения, рожденных с низкой массой тела. Продукт должен соостветствовать требования Федерального закона РФ от 12.06.2008 №88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию",

и техническому регламенту таможенного союза от 15 июня 2012 г. № 34. Специальная молочная смесь с длинно-цепочечными полиненасыщенными жирными кислотами (ДПНЖК) для вскармливания недоношенных и маловесных детей с рождения, а также детей с гипотрофией. Количественный и качественный состав смеси (на 100 мл готового продукта): белок - не более 2,2 г, Жировой компонент на 30% представлен среднецепочечными триглицеридами, содержит незаменимые жирные кислоты: линоленовую) и альфа-линоленову, ДПНЖК.Углеводы -6,5-7,8 г.Минеральные вещества: селен 1,5-1,6 мкг, железо 0,6-1,1 мг, йод 7-22 мкг, цинк 0,5-0,9 мг. Калорийность не менее 77 ккал. Упаковка: 350-450гр.»;

Позиция № 3: «Двухэтапная система для недоношенных детей; жидкая молочная смесь, готовая к употреблению. Специализированная, жидкая, готовая к употреблению молочная смесь предназначена для вскармливания маловесных и недоношенных детей с первых дней жизни. Смесь кремового цвета из обезжиренного коровьего молока с добавлением растительных жиров без содержания пальмового масла, с наличием докозогекасаеновой и арахидоновой кислот, микроэлементов,

нуклеотидов (не менее 7,2 мг на 100мл готовой смеси) полной антиоксидантной системой (вит А, Е, С, В-каротин, Zn.) Осмолярность – не более 261 мОсм/л, Осмоляльность–не более 297 мОсм/кг, Калорийность - не менее 83 ккал, Упаковка: стеклянная банка не менее 120 мл»;

Позиция № 6: «Смесь для детей с минимальными пищеварительными проблемами. Сухая адаптированная смесь для вскармливания детей с рождения для устранения кишечных колик, запоров, укрепления иммунитета. Количественный и качественный состав смеси (на 100 мл готового продукта):белок - не более 1,5 г. Жир 3.4 г. В состав смеси включены ДПНЖК, линоленовая, альфа-линоленовая кислота.Калорийность: 66-68 ккал. Углеводы:не менее 6,9 г. Упаковка: 350-450гр.».

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представителями заказчика представлены документы и сведения, подтверждающие, что по позициям 1, 6 спецификации документации об аукционе участники размещения заказа могут предложить минимум 2 молочные смеси разных производителей (распечатки с официальных сайтов, копии этикеточных надписей и образцы продукции), а именно:

Позиция № 1: Пре Нутрила и Хумана Пре;

Позиция № 6: НАН Комфорт и Беллакт Иммунис 0-12.

Доказательств, опровергающих доводы заказчика и подтверждающие обоснованность доводов жалобы, заявителем в нарушение части 2 статьи 58 Закона о размещении заказов на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не представлено.

Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с выводом заявителя о том, что по позиции № 3 спецификации документации об аукционе к поставке можно предложить только молочную смесь «Симилак Особая Забота», представителями заказчика указанный довод не опровергается.

Вместе с тем, представителями заказчика дано мотивированное обоснование необходимости поставки молочной смеси «Симилак Особая Забота», согласно которому на российском рынке существует две молочные смеси для детей с минимальными пищеварительными проблемами - «Симилак Особая Забота» и Пре Нутрилон 0 жидкий.

Молочная смесь Пре Нутрилок 0 жидкий не соответствует потребности заказчика и новорожденных детей (конечных потребителей) в связи с невозможностью хранения смеси после вскрытия бутылочки.

Кроме того, осмоляльность (375 мОсм/кг) и осмолярность превышают показатели, установленные федеральным законодательством, продукт не имеет апробации на территории Российской Федерации.

В регламентирующих документах Таможенного союза, Единых требованиях, уровень осмоляльности продуктом для недоношенных детей ограничен как не более 310 мОсм/кг.

Молочная смесь «Симилак Особая Забота» прошла клинические испытания, что подтверждается отчетом о клинических испытаниях, утвержденным проректором по научной работе ГОУ ВПО РГМУ, доктором медицинских наук, профессором Григорьевым М.Э., информационными письмами производителя.

Комиссией Челябинского УФАС России не оспаривается потребность заказчика в приобретении молочных смесей для питания новорожденных детей, отвечающих требованиям федерального законодательства и международным соглашениям, договорам по позициям 3, 4 спецификации документации об аукционе.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

Согласно пояснениям представителей заказчика в состав лота включены позиции № 3, 4, по которым к поставке можно предложить только продукцию производителя Abbott Laboratories Ltd с торговыми наименованиями «Симилак Особая Забота» и «Симилак НеоШур», по иным позициям спецификации документации об аукционе, согласно Таблице расчета начальной (максимальной) цены договора, имеются как минимум две молочные смеси разных производителей, отвечающие потребности заказчика.

Пояснения заказчика подтверждаются также и Таблицей расчета начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора (Приложение № 2 к Информационной карте документации об аукционе), согласно которой заказчиком изучались цены по указанным позициям спецификации документации об аукционе только на продукцию «Симилак Особая Забота» и «Симилак НеоШур».

Таким образом, формирование лота и включение заказчиком характеристик молочных смесей, соответствующих продукции только одного производителя, в документацию об аукционе противоречит части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, ограничивает количество участников размещения заказа, которые могут поставить молочные смеси по иным позициям спецификации документации об аукционе.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной ГБУЗ «ОКБ № 2», Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки и исследовании общедоступных источников, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Гермес сервис» на действия заказчика обоснованными в части установления в документации об аукционе требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа;

2. Признать в действиях заказчика нарушения части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов;

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

Л.А. Саинская

К.А. Долгополова


 


 

ПРЕДПИСАНИЕ № 522-ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

21 ноября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

 

 

Долгополовой К.А.

-

главного специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 21.11.2013, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Гермес сервис» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку молочных смесей для питания новорожденных детей в педиатрических отделениях (извещение № 0169200000313007130) (далее - Аукцион), в целях устранения нарушений законодательства,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ГБУЗ «ОКБ № 2»:

- с момента размещения предписания на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт в сети «Интернет») не заключать договор по результатам Аукциона (извещение № 0169200000313007130);

2. ГБУЗ «ОКБ № 2» в срок до 28.11.2013:

- принять решение об отмене Аукциона (извещение № 0169200000313007130) и передать указанное решение в Главное управление материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети «Интернет»;

3. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в течение двух рабочих дней с момента поступления от ГБУЗ «ОКБ № 2» решения об отмене Аукциона, разместить указанное решение на официальном сайте в сети Интернет.

4. ООО «РТС-тендер» с 26.11.2013 обеспечить ГБУЗ «ОКБ № 2» и Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области возможность исполнения пунктов 2,3 настоящего предписания;

5. ГБУЗ «ОКБ № 2» в срок до 03.12.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе: надлежащим образом заверенную копию решения об отмене Аукциона (извещение № 0169200000313007130) с отметкой о получении указанного решения Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области;

6. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 03.12.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения ГБУЗ «ОКБ № 2» об отмене Аукциона (извещение № 0169200000313007130);

7. ООО «РТС-тендер» в срок до 03.12.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

  За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

Л.А. Саинская

К.А. Долгополова

Связанные организации

Связанные организации не указаны