Решение б/н Решение № 553 - ж/2017 по жалобе на действия заказчика при п... от 29 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 553 - ж/2017

21 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя ... (далее – Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (извещение № 0369200018717000011) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя ОБУ «Центр пожаротушения и охраны леса» (далее — Заказчик) ..., действующего на основании доверенности б/н от 08.06.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 1408.2017 поступила жалоба ИП ... на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (извещение № 0369200018717000011), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 31.07.2017 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 111 189 рублей 34 копейки.

По состоянию на 21.08.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, поскольку Заказчик 07.08.2017 принял решение об отмене закупки.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно принял решение об отмене закупки в день окончания подачи заявок.

Представитель Заказчика с доводами жалобы согласился и пояснил, что закупка ошибочно отменена Заказчиком. Закупка отменена в связи с неверным указанием идентификационного кода закупки.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что Заказчик повторно опубликовал извещение об осуществлении закупки на тех же условиях.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе определено, что заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

В силу части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Как видно из материалов дела, Заказчик 31.07.2017 разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки. Согласно извещению срок окончания подачи заявок приходился на 07.08.2017 в 09:00.

Из этого следует, что Заказчик был вправе отменить закупку не позднее 01.08.2017. Вместе с тем, закупка отменена Заказчиком 07.08.2017. Извещение об отмене поставщика опубликовано 07.08.2017 в 09:48. При этом, отсутствовали какие-либо обстоятельства непреодолимой силы, которые позволили бы отменить аукцион за пределами сроков, установленных частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик отменил аукцион в день окончания подачи заявок, что противоречит частям 1 и 2 статьи 36 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы обоснованы.

Вместе с тем, необходимо отметить, что после принятия решения об отмене закупки Заказчик объявил новую закупку на тех же условиях, что делает невозможным выдачу предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1.В силу пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должен установить требование о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе определены случаи, когда Заказчик вправе устанавливать условие о необходимости представления обеспечения исполнения контракта. При этом, при определение поставщика путем электронного аукциона Заказчик обязан установить такое требование.

Как видно из извещения, Заказчик указал, что обеспечение исполнения контракта не требуется, что противоречит части 1 статьи 96, пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Кроме того, необходимо отметить, что в пункте 26 Информационной карты и пунктом 7.1 проекта контракта установлено условие о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, условия извещения и документации, проекта контракта носят противоречивый характер.

2. В силу пункта 7 статьи 42, пункта 4 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должны содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Как видно из извещения, Заказчик установил размер обеспечения заявки, но не установил порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии. Действия Заказчика противоречат пункту 7 статьи 42, пункту 4 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе.

3. В силу пункта 6 части 1 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг. Заказчик установил указанное требование в извещении об осуществлении закупки

Вместе с тем, предметом закупки является поставка компьютеров и периферийного оборудования, что не позволяет Заказчику устанавливать требование о соответствии участников закупки части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Действия Заказчика противоречат части 2.1 и части 6 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

3. Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Как видно из материалов дела, Заказчик 31.07.2017 разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, установив срок окончания подачи заявок на 07.08.2017 в 9:00.

Исходя из совокупного толкования статьи 191 ГК РФ и части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе срок окончания подачи заявок должен приходится на 08.08.2017.

Заказчиком сокращены сроки подачи заявок, что привело к нарушению части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 3 статьи 64 и частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам предъявляется требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

В силу пункта 7.1. части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе также предъявляется требование о том, что участник закупки - это юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должно устанавливать требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Вместе с тем, Заказчик не установил требования, предусмотренные пунктами 7.1 и 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке. Требование, предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено Заказчиком в редакции Закона о контрактной системе, который утратил силу.

Таким образом, действия Заказчика противоречат части 3 статьи 64, пунктам 7, 7.1, 10 части 1 и части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

5. Согласно части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Иными словами, заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, действовавшем в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Как видно из пункта 20 Информационной карты к документации, Заказчик указал в документации требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о контрактной системе на основании части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, часть 21 статьи 112 Закона о контрактной системе подлежит применению в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе, то есть до 01.01.2016.

Таким образом, Заказчик неправомерно установил в документации требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков на основании части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе, поскольку положения указанной нормы могли применяться до 01.01.2016. Указанные действия повлекли нарушение части 6 статьи 31, части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.

6. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

или

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требование об указании в первой части заявки согласия при осуществлении закупки на поставку товара может быть установлено только в случае, если в отношении предмета поставки в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.

Как видно из пункта 17 извещения об осуществлении закупки первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

Антимонопольный орган отмечает, что в данном случае предметом закупки является поставка компьютеров и периферийного оборудования. Заказчик на заседании комиссии подтвердил, что в отношении необходимого к поставке товара не установлен товарный знак, знак обслуживания, патенты, промышленные образцы, следовательно, Заказчик неправомерно установил требование о необходимости указания в составе заявки согласия на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, что противоречит подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 66, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

7. Пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусматривает установление в извещении о проведении Аукциона условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определяет, что документация об Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении Аукциона.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Заказчик при осуществлении закупки установил код ОКПД-2 26.20.11.110 - «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата».

Необходимо отметить, что в отношении кода ОКПД - 2 26.20.11.110 - «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата» действует Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вместе с тем, Заказчик не установил в извещении и документации указанные ограничения и условия допуска, что привело к нарушению пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Выявленные при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения образуют состав административного правонарушения в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ИП ... на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (извещение № 0369200018717000011) обоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 7, 7.1, 10 части 1, части 2.1, части 5, части 6 статьи 31, частей 1 и 2 статьи 36, пунктов 7 и 8 статьи 42, части 2 и пунктов 4, 6, 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66, части 1 статьи 96, части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что аукцион отменен.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны