Решение №АК/14026/21 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-2922/2021 (838-ж/2021) от 22 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

 

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21

 

АО «ТЭК-Торг»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе,

д. 24

 

ООО Нефтехимремонт»

 

450071, г. Уфа, ул. 50-лет СССР, д. 39,

ком. 1

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-2922/2021 (838-ж/2021)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19.10.2021

В полном объеме решение изготовлено 21.10.2021

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО Нефтехимремонт», при участии в дистанционном режиме:

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения», действующего на основании доверенности № 04 от 08.04.2021,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» , действующего на основании доверенности № 03 от 08.04.2021,

- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности № 217-Д от 30.12.2020;

- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области , действующего на основании доверенности № 96-Д от 18.10.2021;

- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Курьяновой А.В., действующего на основании доверенности № 229-Д от 30.12.2021;

- представителя ООО Нефтехимремонт» , действующего на основании доверенности от 18.10.2021;

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 14.10.2021 поступила жалоба ООО Нефтехимремонт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Фершампенуаз-Париж-железнодорожная станция Джабык, участок км 30- км 49 (извещение № 0869200000221003287) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 07.10.2021 Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 465 796 399, 48 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 15.10.2021.

На дату рассмотрения жалобы ООО Нефтехимремонт» контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы заявителя в нарушение требований законодательства о контрактной системе в составе размещенной проектной документации содержатся противоречивые сведения, в том числе несоответствующие смете контракта по показателям материалов, используемых в ходе выполнения работ, а также объемам применяемых материалов, кроме того с учетом сроков проведения закупки, а также условий исполнения контракта заказчиком установлены сокращенные сроки выполнения работ, которые не позволят надлежащим образом выполнить условия контракта.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, частично согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал, что в составе проектной документации и смете контракта выявленные несоответствия могут быть устранены при заключении контракта, при этом корректные сведения о видах и объемах применяемых материалов содержатся в локальной смете, прошедшей проверку достоверности сметной стоимости.

Кроме того, представители заказчика пояснили, что сроки выполнения работ не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, а также условиям нормативно-технических документов, при этом устройство дорожной одежды возможно также при отрицательных температурах.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из содержания части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Закону.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Пунктом 30 раздела 6 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр предусмотрено, что в проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии).

Таким образом, из требований действующего законодательства следует, что смета контракта, а также проектная документация в совокупности и взаимосвязи ее разделов, должны содержать однозначные и единообразные сведения в отношении объемов, видов работ, подлежащих выполнению, и используемых материалов.

Согласно пункту 1.1 проекта контракта подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Фершампенуаз-Париж-железнодорожная станция Джабык, участок км 30- км 49 (далее - объект) в соответствии с проектной документацией; сметой государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Фершампенуаз-Париж-железнодорожная станция Джабык, участок км 30- км 49 (Приложение 1), с учетом квартального графика производства работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Фершампенуаз-Париж-железнодорожная станция Джабык, участок км 30- км 49 (Приложение 2), а государственный заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Таким образом, сведения, содержащиеся в проектной и сметной части документации, должны содержаться единообразные и непротиворечивые сведения как в части перечня и объема применяемых материалов, так и объема выполнения работ, что неизбежно повлияет на надлежащее исполнение контракта потенциальным подрядчиком.

В приложении № 1 к проекту контракта содержится смета контракта, которая включает в себя следующие позиции, оспариваемые заявителем (поз. 25, 26 сметы контракта):

- устройство нижнего слоя покрытия из крупнозернистой смеси, А22Нл толщиной 6см;

- устройство верхнего слоя покрытия из плотной мелкозернистой смеси А16Вл толщиной 4см, с предварительным розливом битума 0,3 л/м2.

Аналогичные требования к объему работ и используемым материалам содержатся по позициям 25, 26 ведомости объемов конструктивных решений(элементов) и комплексов (видов) работ по капитальному ремонту (Приложение к смете контракта).

В разделе 3 проектной документации (технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения) № 01-74-21-ТКР (далее – раздел ТКР) (листы 18, 31,32) указаны следующие сведения:

- асфальтобетон А16Вл по ГОСТ Р ГОСТ Р 58406.2-2020 на БНД 100/130 по ГОСТ 33133-2014 толщиной 4 см;

- асфальтобетон А22Нл по ГОСТ Р 58406.2-2020 на БНД 100/130 по ГОСТ 33133-2014 толщиной 6 см.

При этом на листе 58 раздела 3 ТКР в требованиях к конструкции дорожной одежды указаны марки асфальтобетонных смесей (А22Нн, А16Вн), отличные от марок, указанных на листах 18, 31, 32 раздела 3 ТКР, в смете контракта и ведомости объемов работ.

В разделе 9 проектной документации «Смета на строительство» по позициям 20, 25 локального сметного расчета № 02-01-02 установлены следующие материалы:

- смеси асфальтобетонные плотные крупнозернистые тип Б марка I (А22Нн) – 19383 т.

- смеси асфальтобетонные горячие плотные мелкозернистые, марка I, тип Б с модификатором "ДОРСО" (А16Вн) – 13191 т.

Так, из письменных пояснений заказчика следует, что необходимые к применяю марки смесей указаны в локальном сметном расчете, а также на листе 58 раздела ТКР, в связи с чем заказчик готов привести проектную документацию в соответствии со сметной документацией.

Более того, в пункте 23 сметы контракта, ведомости объемов работ, а также на листе 18 раздела 3 ТКР указано на применение щебня фракции 31,5-63 мм по ГОСТ 32703-2014 с заклинкой фракционированным мелким щебнем фракции толщиной 15 см, тогда как на листах 31, 32, 58 раздела 3 ТКР фракция щебня определена как 40-80мм.

При этом, по позиции 9 локального сметного расчета № 02-01-02 указан щебень М 1000, фракция 40-80(70) мм, группа 2. – 21903 м3.

Из письменных пояснений заказчика следует, что указание в проектной документации щебня фракции 40-80(70) мм обусловлено наименованием федеральной единичной расценки, тогда как при выполнении работ необходимо применять щебень фракции 31,5-63 мм по действующему ГОСТу 32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования».

В рассматриваемом случае, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в части марок асфальтобетонных смесей и фракции щебеночной смеси содержатся противоречия как в как в составе самой проектной документации, так и между проектной документацией, сметой контракта, ведомостью объемов работ и локальным сметным расчетом, что свидетельствует о несогласованности типов применяемых материалов в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Более того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в отношении смесей асфальтобетонных А16Вл А22Нл на листе 32 раздела 3 ТКР указан объем (6730 м3 и 9422 м3), тогда как в локальном сметном расчете № 02-01-02 объем определен в тоннах (13191 т. и 19383 т.); в отношении щебеночной смеси на листе 32 раздела 3 ТКР указан объем (39802 м3), тогда как в локальном сметном расчете № 02-01-02 указан объем (35821 м3).

Таким образом, на листе 32 раздела 3 ТКР указан объем применяемых материалов в отношении смесей и щебня, который не соответствует расчетным данным, указанным в локальном сметном расчете № 02-01-02, что также свидетельствует о наличии противоречий в объеме применяемых материалов в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в отношении устройства дополнительного слоя основания в пункте 22 проекта сметы контракта и по позиции 1 локального сметного расчета № 02-01-02 указана площадь покрытия 199005, тогда как на листе 32 раздела 3 ТКР площадь составляет 199008, при этом в смете контракта указана единица измерения в «м3», тогда как в проектной документации и локальном расчете единица измерения «м2», что также свидетельствует о наличии несоответствий в объеме производства работ и не соответствует указанным нормам законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что сметная документация в том числе в составе локальных сметных расчетов, прошла проверку достоверности определения сметной стоимости, что подтверждается положительным заключением ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», размещенным в составе аукционной документации, в связи с чем у Комиссии нет оснований не доверять сведениям, размещенным в локальных сметах, в том числе в отношении позиций, оспариваемых заявителем.

При этом, в силу части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, пунктов 27(3), 27(4) Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, государственная экспертиза проводится в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости. Таким образом, государственная экспертиза раздела ТКР не проводилась заказчиком в силу пункта 4.2.2 положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» и не требуется с учетом требований градостроительного законодательства.

Доводы заявителя, согласно которым в перечне нормативно-технической документации отсутствует ГОСТ Р 58402.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия», ссылка на который указана в разделе ТКР, являются необоснованными, так как из пунктов 1.1, 13.6 проекта контракта следует, что все приложения к проекту контракта, включая проектную документацию и перечень нормативно-технической документации, являются его неотъемлемой частью, в связи производство работ должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами независимо от их указания в том или ином приложении к проекту контракта.

 

2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Аналогичные требования должны находить отражение в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3.1 проекта контракта предусмотрены даты начала и окончания выполнения работ: с момента заключения государственного контракта до 20.12.2021.

Согласно пункту 3.2 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы по объекту согласно квартальному графику производства работ на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Фершампенуаз-Париж-железнодорожная станция Джабык, участок км 30 - км 49 (Приложение № 2), и сдать законченный работами объект в сроки, установленные в пункте 3.1 контракта.

В графике производства работ указаны ежемесячные этапы исполнения контракта с октября по декабрь 2021 года с определением объемов работ в стоимостном выражении.

Аналогичные условия о начальном и конечном сроках выполнения работ предусмотрены пунктом 2.4 информационной карты документации о закупке.

Таким образом, заказчиком определены сроки выполнения работ, в том числе этапы исполнения контракта, что не противоречит положениям законодательства о контрактной системе, которое не содержит специальных норм, регламентирующих порядок установления сроков исполнения обязательств.

Доводы заявителя, согласно которому заказчиком установлены сокращенные сроки выполнения работы по причине особенностей климатических условий, при которых необходимо выполнить работы, не могут быть рассмотрены в разрезе положений законодательства о контрактной системе.

При этом, проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам входит в полномочия контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации, в связи с чем сведения об проведении указанной закупки перенаправлены в Контрольно-счетную палату Челябинской области.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе выдано при рассмотрении жалобы ООО «АРГО» по делу № 074/06/105-2922/2021 (842-ж/2021).

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО Нефтехимремонт» на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2021-15241

 

 

Связанные организации

ООО «Нефтехимремонт»
ИНН 0278154116, ОГРН 1080278010273
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
ИНН 7451384218, ОГРН 1157451000024
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888