Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1038/2023 от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1038/2023 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2023 года В полном объеме решение изготовлено «31» мая 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «Иннованта» (далее – Заявитель) вх. № 5766-ЭП/23 от 2023-7856 2 28.04.2023 на действия ГАУЗ «Областная клиническая больница № 3» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сухой белковой композиции (извещение № 32312321333), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Иннованта» (далее – Заявитель) (вх. № 5766-ЭП/23 от 28.04.2023) на действия ГАУЗ «Областная клиническая больница № 3» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сухой белковой композиции (извещение № 32312321333). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «Иннованта» поступила в Челябинское УФАС России 28.04.2023. Окончание срока подачи заявок: 02.05.2023. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на положения документации Заказчика. 2023-7856 3 В составе документации Заказчика размещено техническое задание на следующую продукцию необходимую ГАУЗ «Областная клиническая больница № 3». № п/п Наименование продукции Неизменяемые значения показателя товара 1 2 3 1 Смесь сухая белковая композитная Вид применяемого сырья - белок молока Наличие обогащающих компонентов - да Агломерированная форма - да Предназначена для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд. продукты, состоящие из агломерированных частиц. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии. Вкус и запах свойственный основным ингредиентам данной СБКС, без посторонних привкусов и запахов. В составе содержатся минералы на 100 г: - марганец в диапазоне от 1,5 до 5 мг; - молибден в диапазоне от 50 до 175 мг. Пищевая и Энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта используемых в стандартных диетах для диетического лечебного питания: Массовая доля белка 40,0 г. Массовая доля жира 20 г; Массовая доля общих углеводов 30 г, в том числе пищевые волокна 4,0 г. Энергетическая ценность 452,00 Ккал. Внешний вид - порошкообразные Нормативно-правовая база: Товар производится согласно ГОСТа 33933-2016. Товар имеет свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции». 2. Витаминно-минеральный комплекс (специализированны й пищевой продукт диетического лечебного и профилактического питания) Специализированные пищевые продукты, готовые к употреблению для обогащения блюд, диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях. представляющие собой порошкообразные смеси, с содержанием витаминов и минеральных веществ в диапазоне от 50 % до 100 % от физиологической нормы. Товар имеет свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции. Внешний вид-порошкообразная смесь. Цвет-свойственный набору компонентов. Запах-свойственный набору компонентов, без других посторонних 2023-7856 4 запахов. Допускаются вкрапления гранул темно-красного цвета. В своей жалобе Заявитель указывает, что из технического задания Заказчика следует осуществление закупки двух видов специализированной продукции: смеси беловой композитной сухой и витаминно-минерального комплекса, однако Заказчик, указав в наименовании (предмет закупки) закупки лишь «Поставку сухой белковой композиции», нарушил принцип информационной открытости (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках), что приводит к ограничению конкуренции среди потенциальных участников закупки. По мнению Заявителя действия Заказчика по установлению требования о наличии в составе продукта смеси сухой белковой композитной (далее — СБКС) таких минералов как марганец и молибден направлены на ограничение конкуренции в пользу единственного производителя («Дисо® «Нутримун М» - ООО «АРТ Современные научные технологии»), а потребность Заказчика в СБКС, имеющую в своем составе марганец и молибден не доказана, в закупочной документации не обозначена. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. В письменных пояснениях Заказчика в частности указано следующее. Участник закупочной процедуры, а также контролирующие органы имеют возможность ознакомиться со всей информацией о закупке, размещенной на официальном сайте закупок. Опубликованные сведения достаточные для принятия решения потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) об участии в проводимой закупке. В случае, если Заказчик в закупочной документации использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, то Закон о закупках не обязывает Заказчика обосновывать использования таких установленных им требований. В техническом задании указано, что товар производится согласно ГОСТ 33933- 2016, Заказчик не исключил иные витамины и минералы, которые прописаны в данном ГОСТ, а выделили требование наличия марганца и молибдена, в дозировке, также указанной в ГОСТ 33933-2016. Заказчиком произведен мониторинг рынка СБКС с необходимым содержанием минералов - марганца и молибдена и установлено два подходящих пищевых продукта, соответствующих ГОСТ 33933-2016 : 1) СБКС «НУТРИФУД БОНД» изготовителя ООО «Кофейная компания «Вокруг света». - свидетельство о государственной регистрации продукции AM.01.48.01.004.R.000250.11.21 от 02.11.2021; 2023-7856 5 - протокол испытаний № 1161 от 25.11.2022 испытательной лаборатории «Испытательный центр контроля» Московская область. 2) СБКС «Дисо®» «Нутримун М» - ООО «АРТ Современные научные технологии». - свидетельство о государственной регистрации продукции RU.77.99.32.004.R.003898.11.22 от 10.11.2022; - протокол испытаний 01/0074 от 13.01.2023 испытательной лаборатории «АЛБАТЕСТ» г. Москва. Необходимость установления Заказчиком требований к содержанию в СБКС марганца в количестве от 1.5 до 5 мг на 100 г, и молибдена в количестве от 50 до 175 мкг на 100 г, обусловлена тем, что указанные элементы являются важными минеральными веществами, которые должны ежедневно поступать в организм из состава традиционных пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов (ВМК), что совокупно позволит обеспечить необходимый уровень потребления данных минералов. В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничиваются доводами, составляющими предмет обжалования. Рассмотрев материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. Техническом заданием Заказчика предусмотрена закупка двух видов продукции: смеси беловой композитной сухой и витаминно-минерального комплекса. На официальном сайте ЕИС, в Извещении о проведении закупки, информационной карте, а также в предмете проекта договора наименование закупки раскрывает лишь поставку одного вида продукции, а именно сухой белковой композитной смеси. Заказчик считает, что он опубликовал на официальном сайте ЕИС, закупочной документации достаточные сведения для принятия решения потенциальными поставщиками об участии в проводимой закупке. Фактически наименование предмета закупки «Поставка сухой белковой композитной смеси» не раскрывает предмет закупки в виде двух видов специализированной продукции, в т.ч. витаминно-минерального комплекса. Установление наименования предмета закупки подобным образом может привести к ограничению количества потенциальных участников закупки. Исходя из наименования закупки («Поставка сухой белковой композитной смеси») при просмотре извещения в ЕИС и на электронной площадке поставщики витаминно-минерального комплекса пропустят указанную закупку, поскольку, чтобы определить, что в предмет закупки входит и поставка витаминно-минерального комплекса необходимо изучить техническое задание. С целью обеспечения равного доступа заинтересованных поставщиков к проводимой закупке целесообразно устанавливать одинаковое и исчерпывающее наименование предмета закупки в закупочной документации, на ресурсах официального сайта ЕИС, ЭТП и т.д., отражающее все виды услуг и товаров необходимых Заказчику для удовлетворения его потребностей. 2023-7856 6 Таким образом, действия Заказчика противоречат принципу информационной открытости, закрепленному пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках. При этом, Заказчиком не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии Челябинского УФАС России прийти к выводу об обратном. 2. Необходимый Заказчику продукт СБКС, производимый по ГОСТ 33933-2016 относится к специализированной пищевой продукции, в силу статьей 21, 24 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» данные смеси подлежат обязательной государственной регистрации, в связи с чем сведения обо всех находящихся в обращении СБКС размещены в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации. Согласно данным названного реестра на сегодняшний день зарегистрировано 18 различных смесей 6 различных производителей, которые изготавливаются по ГОСТ 33933- 2016. В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки По мнению Заявителя, требованиям Заказчика о наличии в составе СБКС марганца и молибдена соответствует единственный на рынке продукт «Дисо® «Нутримун М» производителя ООО «АРТ Современные научные технологии». Заказчик, опровергая данный довод Заявителя представил сведения о 2 участнике рынка пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания СБКС «НУТРИФУД БОНД», характеристики которого соответствуют техническому заданию и имеющего свидетельство о государственной регистрации продукции AM.01.48.01.004.R.000250.11.21 от 02.11.2021 (далее - Свидетельство). Подтверждением полностью соответствующих характеристик техническому заданию (в частности и наличие марганца и молибдена в нужной дозировке) СБКС «НУТРИФУД БОНД» послужил протокол испытаний № 1161 от 25.11.2022 испытательной лаборатории «Испытательный центр контроля» Московская область. В данном протоколе в пункте 13 Характеристике продукта указанно что СБКС «НУТРИФУД БОНД» является специализированным пищевым продуктом с улучшенными характеристиками минеральных веществ, в том числе марганец и молибден. У СБКС «НУТРИФУД БОНД» с содержанием в составе марганца и молибдена имеется добровольный сертификат соответствия № РОСС RU/31529/04ИЖС0. Указанное позволяет сделать вывод о наличии на рынке двух смесей производителей ООО «АРТ Современные научные технологии» и ООО «Кофейная компания «Вокруг света», содержащих марганец и молибден. В тоже время, в тексте свидетельства о государственной регистрации продукции 2023-7856 7 AM.01.48.01.004.R.000250.11.21 от 02.11.2021 указан протокол испытаний № СГР- 187 от 19.08.2021 испытательной лаборатории ООО «СТАНДАРТ ДИАЛОГ» (Республика Армения) и экспертное заключение экспертной группы № 179 от 19.10.2021 испытательной лаборатории ООО «СТАНДАРТ ДИАЛОГ». Следует обратить внимание, что протокол испытаний указывающий на наличие в СБКС марганца и молибдена является «новым» от 25.11.2022, по сравнению с тем который указан в Свидетельстве. В свидетельстве о государственной регистрации продукции AM.01.48.01.004.R.000250.11.21 от 02.11.2021 указание наличие в составе СБКС «НУТРИФУД БОНД» улучшенных характеристик в виде минералов — марганца и молибдена отсутствует. Комиссией Челябинского УФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящей жалобы направлен запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее — Роспотребнадзор) о разъяснении следующих спорных вопросов: - о необходимости (или отсутствия такой необходимости) наличия Свидетельства о государственной регистрации на улучшенную СБКС «НУТРИФУД БОНД», содержащую марганец и молибден, с учетом имеющегося свидетельства о государственной регистрации на СБКС «НУТРИФУД БОНД» не содержащую марганец и молибден; - о наличии Свидетельства о государственной регистрации на улучшенную СБКС «НУТРИФУД БОНД», содержащую марганец и молибден. Роспотребнадзор пояснил (письмо от 29.05.1012 № 14/29-2678), что свидетельство о государственной регистрации продукции AM.01.48.01.004.R.000250.11.21 от 02.11.2021 выдано на основании протокола испытаний и экспертного заключения испытательной лаборатории ООО «СТАНДАРТ ДИАЛОГ», включенной в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС, что соответствует положениям Правил оформления свидетельства о государственной регистрации продукции, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80 (далее — Правила оформления СГР). В случае изменения той или иной информации, прописанной в свидетельстве (или сведений о заявителе, или сведений о производителе, или иной информации о продукции и др.) в свидетельство о государственной регистрации вносятся изменения на основании заявления (п.п. 25, 27 Правил оформления СГР). Так как сведения о составе СБКС «НУТРИФУД БОНД» указаны в приложении к свидетельству о государственной регистрации продукции AM.01.48.01.004.R.000250.11.21 от 02.11.2021, то при изменении состава продукции в части добавления ингредиентов, производителю необходимо провести лабораторные испытания СБКС «НУТРИФУД БОНД» с измененным составов на соответствие техническим регламентам, о чем внести соответствующие изменения в Свидетельство. Если же СБКС с марганцем и молибденом в составе обозначается производителем как продукция с другим наименованием, но изготавливается по тому же ГОСТ и по аналогичному адресу производства продукции, то она подлежит государственной 2023-7856 8 регистрации в установленном законом порядке, т. е. в соответствии с Правилами оформления СГР. По результатам рассмотрения представленных документов возможно два варианта оформления документа о соответствии: оформление нового свидетельства о государственной регистрации на продукцию с измененным составом или внесение изменений в ранее выданное свидетельство с добавлением нового наименования продукции, при этом номер свидетельства о государственной регистрации изменится. На сайте Единого реестра свидетельств о государственной регистрации ЕАЭС имеется только единственное Свидетельство на СБКС «НУТРИФУД БОНД», не содержащую в составе марганец и молибден. На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России не отрицает факт существования пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания СБКС, имеющей в составе марганец и молибден, производства ООО «Кофейная компания «Вокруг света», поскольку ее существование подтверждается соответствующими документами (протокол испытаний, сертификация). Однако, на СБКС «НУТРИФУД БОНД», содержащую в составе марганец и молибден отсутствует Свидетельство о государственной регистрации. При этом, наличие на продукт СБКС свидетельства о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции» является неотъемлемым требованием Заказчика, что соответствует соблюдению со стороны ГАУЗ «Областная клиническая больница № 3» действующего законодательства Российской Федерации в области оборота пищевой продукции. При таких условиях поставка СБКС «НУТРИФУД БОНД» не имеющей обязательного свидетельства о государственной регистрации не может быть осуществлена по данной закупке, поскольку пищевой продукт не соответствует всем требованиям Заказчика, и не является эквивалентом единственному конкуренту (СБКС «Дисо®» «Нутримун М» - ООО «АРТ Современные научные технологии»). Наличие на рынке пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания подходящего полностью под техническое задание помимо СБКС «Дисо®» «Нутримун М» - ООО «АРТ Современные научные технологии» Комиссией Челябинского УФАС России не установлено, Заказчиком не доказано. Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с позицией Заказчика, согласно которой в случае, если Заказчик в закупочной документации использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, то Закон о закупках не обязывает Заказчика обосновывать использования таких установленных им требований в закупочной документации. Указанное корреспондируется с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Вместе с тем, рассматривая довод Заказчика о том, что содержание марганца и молибдена в СБКС является необходимой потребностью, Комиссия Челябинского УФАС 2023-7856 9 России отмечает следующее. Таблица В.З. ГОСТ 33933-2016 определяет перечень витаминов и минеральных веществ, один или несколько из которых могут входить в состав СБКС с добавлением витаминно-минерального премикса: Витамин С, Витамин В, Витамин В2, Витамин В6, Ниацин, Витамин В12, Фолиевая кислота, Пантотеновая кислота, Биотин, Витамин А, Витамин Е, Витамин D, Витамин К, Кальций, Магний, Калий, Железо, Цинк, Йод, Медь, Марганец, Хром, Молибден. С учетом изложенного ГОСТ 33933-2016 соответствует любая СБКС, содержащая один или несколько любых витаминов и (или) минеральных веществ в установленном количестве, или не содержащая таковых, соответствующая иным характеристикам, установленных названым стандартом. Требование о содержании в СБКС комбинации только марганца и молибдена отклоняется от принятого стандарта и в условиях наличия на рынке подходящего товара единственного производителя являются «блокирующими» требованиями по отношению к товару других участников товарного рынка, а из пояснений Заказчика не следует, каким образом требования к наличию комбинации минералов — марганец и молибден в значительной степени влияют на оказание услуг гражданам. Приведенные в обосновании формулировки общего характера, Письмо Профильной комиссии по «диетологии» Минздрава России от 15.11.2022 сих. № 9/22, Письмо ФГБУН «ФИЦ питания» от 01.02.2023 № 410-01-20/103 никак, по мнению Комиссии, не обосновывают потребность Заказчика или уникальность такого состава СБКС в конкретной закупке. Заказчиком не представлено документов, расчетов, локальных актов подтверждающих такую потребность. Исходя из изложенного, Заказчик устанавливая требование о наличии в СБКС — комбинации марганца в диапазоне от 1,5 до 5 мг и молибдена в диапазоне от 50 до 175 мг в условиях имеющегося на рынке пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания единственную СБКС производства ООО «АРТ Современные научные технологии» и при отсутствии доказанной потребности в таком товаре нарушает требования Закона о закупках при описании предмета закупки (часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках). Кроме того, действия Заказчика при описании предмета закупки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках противоречат принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Следовательно, доводы жалобы ООО «Иннованта» на положения закупочной документации Заказчика являются обоснованными. Указанные обстоятельства являются достаточным основанием для выдачи закупочной комиссии обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 2023-7856 10 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Иннованта» обоснованной. 2. Признать действия ГАУЗ «Областная клиническая больница № 3» нарушением пунктов 1, 2 части 1, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать ГАУЗ «Областная клиническая больница № 3» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны